Слайд 2
Цели и задачи лекции
Цель лекции – сформировать у
студентов следующие умения:
Определение религиозных течений
Владение религиозной терминологией
Задачи лекции –
ознакомить студентов с историей возникновения и основными положениями синтоизма.
Слайд 3
Компетенции, которые должен приобрести студент в результате изучения
данной темы
Анализ и прогнозирование общественного и политического процесса в
Азии через призму представлений о человеке и личности в конкретном регионе.
Адекватное восприятие представителей других культур и традиций.
Свободное ориентирование в терминах теорий личности и религиозных понятиях.
Слайд 4
Содержание
Ключевые понятия
Учебный материал
Рекомендуемая литература
Слайд 5
Ключевые понятия
Синтоизм, синто (яп. 神道, синто:, «путь богов»)
— традиционная религия Японии. Основана на анимистических верованиях древних
японцев, объектами поклонения являются многочисленные божества и духи умерших. Испытала в своём развитии значительное влияние буддизма.
Слайд 6
Учебный материал
Японцы – это смешение различных рас и
национальностей.
Коренные жители островов – айны.
В начале нашей эры
–страну населяли народы, входившие в урало-алтайскую семью, включающую финнов, самодийцев, гуннов, племена тунгусов и монголов.
Кроме того, постоянная миграция корейцев и китайцев.
Все это и дало японцев.
Слайд 7
Философия синто
Основа синто — в обожествлении природных сил и
явлений и поклонении им. Считается, что всё сущее на
Земле в той или иной степени одушевлено, обожествлено, даже те вещи, которые мы привыкли считать неодушевлёнными — например, камень или дерево. У каждой вещи есть свой дух, божество — ками. Некоторые ками являются духами местности или определённых природных объектов (например, дух конкретной горы), другие олицетворяют глобальные природные явления.
Почитаются ками — покровители семей и родов, а также духи умерших предков, которые считаются покровителями и защитниками своих потомков. Синто включает магию, тотемизм, веру в действенность различных талисманов и амулетов.
Главным духовным принципом синто является жизнь в согласии с природой и людьми. По представлениям синто, мир — единая естественная среда, где ками, люди и души умерших живут рядом. Жизнь — естественный и вечный круговорот рождения и смерти, через которые всё в мире постоянно обновляется. Поэтому людям нет необходимости искать спасения в другом мире, им следует достигать гармонии с ками в этой жизни.
Слайд 8
Основные концепции синтоизма
Всё сущее является результатом саморазвития. Мир
появился сам по себе, он хорош и совершенен, изменять
его не надо.
Уважается всё естественное, любое нечистое можно очистить с помощью ритуала.
Единство природы и истории. Главное для японцев – слиться с ками в повседневной жизни.
Многобожие.
Боги синто породили только японцев, а значит, японец есть синто.
Слайд 9
Происхождение Японии
История возникновения Японских островов и японцев представлены
в следующих произведениях:
Кодзики (Записи древних дел), 712 г., автор
– О-но Ясумаро.
Нихонги (Анналы Японии), 720 г., авторы – О-но Ясумаро, Тонэри Синно.
Слайд 10
Идзанаги и Идзанами
Божественная пара, которая создала Японские острова
как место своего проживания, от их любви появились ками
и японцы, а также богиня Солнца Аматэрасу, бог ветра Сусаноо, богиня луны Цукуёми.
Слайд 11
Три священных сокровища
Термином сансю-но дзинки (три священных сокровища)
обозначаются три особых предмета, ставших с древних времен эмблемам
Предметы,
составляющие Сансю-но дзинки - три священных сокровища, это:
1. Ята-но кагами - зеркало больше пядени;
2. Амэ (Ама)-но муракумо-но цуруги - меч небесных густых облаков, имеющий еще другое имя: Кусанаги-но цуруги - меч коситель травы, и
3. Ясакани-но магатама, - сияющая изогнутая яшма.и императорской власти.
Слайд 12
Ята-но кагами - зеркало больше пядени.
Это Ята-но кагами
есть то самое зеркало, которое, по преданию, сделало божество
Исикоритомэ-но микото с целью заинтересовать им Аматэрасу оками и тем заставить ее выйти из небесного грота, Амэноивато, в котором она, огорченная проделками своего буйного брата, божества Сусаноо, заперлась, скрывшись с небосклона, отчего во вселенной наступила тьма и все живые существа, в том числе и боги, стали страдать.
Зеркало стало собственностью Аматэрасу и, посылая своего внука Ниниги-но микото царствовать на земле, богиня вручила ему в числе трех священных сокровищ это зеркало, причем дала завет: «Смотри (ты и потомки) на это зеркало все равно, как бы ты смотрел на меня самое; чти его, имея непосредственно при себе в тех же палатах».
Позднее для зеркала был построен храм, куда оно и было перенесено.
Слайд 13
Амэ-но муракумо-но цуруги - меч небесных густых облаков
Сусаноо
за свои провинности был изгнан на землю. Попав в
область Идзумо, он убил там местное чудовище, Ямата-но ороти - восьмиглавого змея, в хвосте которого он и нашел меч. Так как над змеем клубились облака, то этот меч и получил название Амэ-но муракумо-но цуруги или Ама-но муракумо-но цуруги - меч небесных собравшихся вместе облаков, меч небесных густых облаков.
Впоследствии Сусаноо преподнес его в дар Аматэрасу, а она вручила этот меч в числе трех сокровищ своему внуку Ниниги-но микото при сошествии последнего на землю. Амэ-но муракумо-но цуруги находился вместе с Ята-но кагами при императорах, в их дворцах вплоть до императора Судзина (97-29 г. до Р. Х.), когда он вместе с зеркалом был перенесен из дворца и поручен попечениям принцессы-жрицы при Ята-но кагами, причем находился сначала в дубровном храме в Касануимура, где и был подвешен без покровов на дереве, а потом вместе с зеркалом же был перенесен в храм Дайдзингу области Исэ.
Слайд 14
Ясакани-но магатама - сияющая изогнутая яшма
По преданию Ясакани-но
магатама была сделана божеством Амэ-но акарутама-но микото и вместе
с Ята-но кагами послужила одной из приманок, с помощью которых удалось заставить Аматэрасу оками выйти из Амэноивато, в котором она заключилась. Подобно зеркалу, яшма стала собственностью Аматэрасу и, при сошествии на землю ее внука, Ниниги-но микото, была дана ему, как одно из трех священных сокровищ - сансю-но дзинки (зеркало, меч, яшма).
Начиная с Ниниги-но микото, Ясакани-но магатама всегда была неизменно при императоре, как святыня, сокровище императорского дома, как эмблема божественного происхождения императора, как его охранный талисман, как императорская регалия. В противоположность зеркальцу и мечу, перенесенным в храмы, Ясакани-но магатама всегда оставалась во дворце императора, непосредственно около него самого, в его жилых покоях.
Слайд 15
Ритаулы
Согласно представлениям синто, смерть, болезнь и кровь нарушают
чистоту, которая необходима для посещения храма. Поэтому больные, страдающие
от кровоточащих ран, а также пребывающие в скорби после смерти близких не могут посещать храм и участвовать в религиозных церемониях, хотя им не возбраняется молиться дома или где-либо ещё.
По этой же причине традиционно синтоистские священники не производили погребальных церемоний и, тем более, не хоронили умерших на территории храмов (в противоположность христианству, где кладбище на территории церкви — обычное дело). Сейчас священники проводят ритуальные церемонии по умершим, но, как и ранее, такие церемонии не проводятся в храмах и покойников на территории храмов не хоронят.
Слайд 16
Молитвы
Молитвенный обряд, который совершается приходящими в храмы, очень
прост. В стоящий перед алтарём деревянный решётчатый ящик бросают
монету, затем, встав перед алтарём, «привлекают внимание» божества несколькими хлопками в ладоши, после чего молятся.
Индивидуальные молитвы не имеют установленных форм и текстов, человек просто мысленно обращается к ками с тем, что желает ему сказать. Иногда бывает, что прихожанин читает заранее подготовленную молитву, но обычно так не делается. Характерно, что обычный верующий свои молитвы произносит либо очень тихо, либо вообще мысленно — молиться вслух может только священник, когда совершает «официальную» ритуальную молитву.
Слайд 17
Рекомендуемая литература
Васильев Л.С. История Востока [Текст] : учебник
для вузов в 2-х т.. Т. 1. / Л.
С. Васильев. - 4-е изд., доп. и испр. - М. : Высш. шк., 2005. - 512 с.
Васильев Л.С. История Востока [Текст] : учебник для вузов в 2-х т.. Т. 2. / Л. С. Васильев. - 4-е изд..,испр. и доп. - М. : Высш. шк., 2005. - 575 с.
История Японии с древнейших времен до 1868 года. Т. 1. / под ред. В. М. Меньшиков. - М. : Изд-во ин-та востоковедения РАН, 1998. - 658с.
Энциклопедия религий / [авт. : И. В. Аверченко, И. Л. Алексеев, Л. А. Андреева и др.] ; под ред. А. П. Забияко, А. Н. Красникова, Е. С. Элбакян. - М. : Академический Проект : Гаудеамус, 2008. - 1520 с.