Слайд 2
Карл Маркс (1818 – 1883)
“Философы лишь различным образом
объясняли мир, но дело заключается в том, чтобы изменить
его”.
Слайд 4
Теоретические предпосылки марксистской философии
Марксистская философия сформировалась под влиянием
всей предшествующей западноевропейской философской мысли, но наибольшее влияние оказала
немецкая классическая философия.
Непосредственными теоретическими предпосылками выступила диалектика Гегеля и материализм Фейербаха.
Отношение к философии этих мыслителей Маркс и Энгельс выразили в работах
«Критика гегелевской философии права», «Тезисы о Фейербахе» и др.
Слайд 5
В работе «Тезисы о Фейербахе» К. Маркс писал:
“Главный недостаток всего предшествующего материализма – включая и фейербаховский
– заключается в том, что предмет, действительность, чувственность берется только в форме объекта, или в форме созерцания,
а не как человеческая чувственная деятельность, практика, не субъективно”
( см. Маркс К., Энгельс Ф., соч. том 21. С. 286).
То есть, вне поля зрения Фейербаха, оказался тот факт, что познавательная деятельность людей есть одна из сторон их «чувствительной» практической деятельности, в процессе которой они преобразуют мир в соответствии со своими интересами.
Слайд 6
Философия, в рамках которой понятия рассматриваются как отражения
реальных вещей, их многообразных связей и отношений – это
материалистическая диалектика.
Такое соединение диалектики и материализма положило начало созданию философии – диалектического материализма.
Первичным признается диалектически развивающаяся объективная материальная действительность, отражение которой выступают категории и законы мыслительной деятельности людей.
Слайд 7
Диалектический материализм как философия марксизма исходит из представления
об объективном единстве материи, пространства и времени.
Пространство и время
истолковываются как свойства материальных явлений, как формы их существования.
Такая точка зрения опирается на достижения математики и естествознания.
Слайд 8
Математик Н.И.Лобачевский (1792-1856) доказал, что свойства пространства и
времени не только связаны со свойствами материальных образований, но
и прямо зависят от них.
Альберт Эйнштейн (1879-1955) утверждал, что если бы каким-то чудом исчезли
все тела, то исчезло бы
пространство и время.
Слайд 10
Романтизм – широкое направление мысли, охватившее в конце
XVIII- начале XIX в., многие сферы культурной и социальной
жизни.
Романтизм – это особое мироощущение, особый способ отношения к миру.
В искусстве – художник передает оригинальное, собственное видение мира и передача самой действительности.
Слайд 11
Полотно
Эжена Делакруа
«Свобода, ведущая народ»
Является символом для изучения
явления “романтизм”.
(См. “Краткая история искусств. М., 1993).
Слайд 12
В обширном направлении романтизма, присутствует самая главная особенность
– это индивидуализм
Истоки романтизма в гуманизме эпохи Возрождения.
Призыв к
идеалам справедливости (свободы, равенства и др). Пробуждение человека и возвышение его до Бога.
Реформация. Поощрение индивидуализма. Человек сам в состояния понять, что хорошо, а что плохо.
Реализация идеалов гуманизма была предпринята в Французской буржуазной революции.
Слайд 13
Национальная особенность романтизма
Каждому времени свой романтизм
В французском и
немецком романтизме главное место занимает – индивидуализм.
Французский романтизм
связан с идеями Возрождения (хвала человеческим способностям и др.).
Немецкий романтизм связан с идеями Просвещения и немецкой классической философией.
В российском романтизме в большей степени присутствует личность.
Слайд 14
Немецкий романтик
Иоганн Пауль Фридрих Рихтер (1763 –
1825)
Преклоняясь перед Ж.Ж.Руссо взял псевдоним Жан-Поль.
Характеризуя гения, отмечает
многообразие его сил.
Данный Богом дар, не может быть односторонним.
Рассудок, является своеобразной гарантией многосторонности гения.
Рассудочность бывает обыденной и божественной, различия только в соотношении сознания и самосознания.
Обладающие обыденной рассудочностью – сознание сильнее самосознания, так как ориентируются на внешний мир.
Преобладание самосознания над сознанием, говорит о божественной рассудочности , так как гений видит себя, как бы в двух зеркалах. В одном повернувшимися к себе в другом отвернувшимися. Божественная рассудительность – это чередование внутренних сил. (Ж-Поль. Приготовительная школа эстетики).