Слайд 2
Вершиной стремления человеческого развития в конфуцианстве, так же как
и в даосизме было достижение Дао. Дао – высшая субстанция,
центр всего. Дао занимало в конфуцианстве понятие бога, но, в отличие от даосизма, в конфуцианстве основной упор делался на духовно – социальное совершенствование человека, в частности на образование, интеллектуальное развитие, очень строгое соблюдение определенных традиций и общественных правил, регулирующих все стороны общественной жизни человека. Лишь строгое соблюдение правил, по Конфуцию, дает человеку возможность приобщиться к Дао, познать божественную природу бытия.
Слайд 3
Отличие от других религий:
Для конфуцианства характерны
некоторые специфические отличия этого учения от других религий. Одним из отличий
является соотношение религии и морали. Если в других мировых религиях бесспорно преобладание религиозного начала, в частности, чудесное происхождение человека, то в данном учении это все играет настолько второстепенную роль, что упоминания об этом нет ни в одном источнике.
Слайд 4
Отличие от других религий:
Иными словами, в Китае
с древности мораль и этика считались первичным, а религия – вторичным. Другой
особенностью конфуцианства является ее рационализм, т.е. решение проблемы социальной политики и этики, задачи организации жизни в этом мире и стремление преобразовать порядки в стране в соответствии с представлениями об идеальном устройстве общества.
Слайд 5
Таким образом, анализируя конфуцианство, надо отметить,
что, основатель этого учения создавал свой идеал человека и ничего
не говорил о том, откуда человек произошел. Конфуций учил, каким человек должен быть с точки зрения этики и морали.
Слайд 6
Конфуций (Кун Фу-Цзы, Кун-Цзы)
Если любовью будут воспламенены сердца
смертных, то весь свет будет
наподобие одного семейства... Мы должны
любить других, как самих себя,
следовательно, должны желать им всего того, чего себе желаем.
Кун-цзы (Конфуций)
Слайд 7
Конфуций говорил:
"…Высокоморальный «цзюнь – цзы» (совершенный
человек) должен отличаться двумя основными достоинствами – гуманностью и чувством
долга. Этот человек должен быть честным и искренним, прямодушным и бесстрастным. Он должен все видеть и все понимать, быть осмотрительным в речах, осторожным в делах. В сомнении – справляться, в гневе – обдумывать поступки, в выгодном предприятии думать о честности. В юности он должен избегать вожделения, в зрелости – ссор, в старости – скряжничества. Высший человек безмятежен и свободен; он безразличен к еде, богатству, жизненным удобствам и материальной выгоде. Всего себя он посвящает высоким идеям, служению людям, поискам истины. Постигнув истину утром, он «может спокойно умереть» вечером».
Слайд 8
После смерти Конфуция конфуцианство дифференцировалось на восемь
направлений. Среди них выделились два, возглавляемые Мэн-цзы и Сюнь-цзы. В силу разной
интерпретации конфуцианских положений первое из этих направлений впоследствии получило квалификацию ортодоксального, второе — неортодоксального
конфуцианства
Слайд 9
Современное конфуцианство
характеризуется, с одной стороны,
стремлением к восприятию западных ценностей, с другой — обращением к моральной проблематике
раннего конфуцианства. Унаследовав от предшествующего конфуцианства моральную доминанту в учении о бытии, космосе и познании, представители современного конфуцианства преобразовали ее в «моральную метафизику», сочетающую философские и религиозные идеи.
Слайд 11
Буддизм - это
религиозно-философское учение, которое возникло
в Индии в 6-5 веках до н.э. Входит в
Сань цзяо - одну из трех главных религий Китая. Основатель буддизма - индийский принц Сиддхартха Гаутама, получивший впоследствии имя Будды, т.е. пробужденного или просветленного
Слайд 12
Буддизм возник
на северо-востоке Индии в областях
добрахманистской культуры. Он быстро распространился по всей Индии. Буддизм
оказал большое влияние на возрождавшийся из брахманизма индуизм, однако был вытеснен индуизмом и к XII веку н.э. практически исчез из Индии.
Слайд 13
Основной причиной
этого стало противопоставление идей буддизма
освященному брахманизмом кастовому строю. Одновременно, начиная с III века
до н.э., он охватил Юго-восточную и Центральную Азию и частично Среднюю Азию и Сибирь.
Слайд 14
Буддизм -
самая древняя из трех
мировых религий. Христианство моложе его на пять, а ислам
- на целых двенадцать столетий. Основное число его последователей живет в странах Южной, Юго-Восточной и Восточной Азии: Шри-Ланке, Индии, Непале, Бутане, Китае (а также китайское население Сингапура и Малайзии), Монголии, Корее, Вьетнаме, Японии, Камбодже, Мьянме (Бирма), Таиланде, Лаосе.
Слайд 15
Две с половиной тысячи лет назад
у Будды были уникальные возможности учить: он жил во
времена расцвета цивилизации северной Индии и был окружен очень одаренными учениками. Это дало ему возможность на протяжении 45 лет показывать существам пути к полному раскрытию ума, что проявилось в многообразии данных им средств. Кангъюр - собрание собственных слов Будды, записанных после его смерти, - это 108 томов, содержащих 84 тысячи полезных наставлений. Появившиеся позднее комментарии учеников составляют еще 254 тома, каждый толщиной не менее двух сантиметров, они называются Тенгьюр. Именно из богатства методов и следует понимать последние слова Будды, которые он сказал в возрасте 80 лет, перед тем как покинуть тело: "Я могу умереть счастливо: я не оставил ни одного поучения в закрытой ладони. Все, что вам полезно, я уже дал".
Слайд 16
Как следует из этого высказывания
он дал то, что можно непосредственно применять в жизни.
На вопросы, почему и чему он учит, Будда неизменно отвечал: "Я учу потому, что вы и все существа стремитесь быть счастливыми и хотите избегать боли. Я учу тому, каким все является, - вещам, как они есть". И хотя впоследствии эти поучения стали основой целого ряда школ, эти школы объединяет то, что все они, каждая на своем уровне понимания жизни и учения Будды, нацелены на всестороннее развитие человека - осмысленное использование тела, речи и ума
Слайд 17
Поскольку буддийское учение многогранно
и
основывается на опыте, а не на вере, недостаточно ограничиться
описанием его содержания. Его особенности становятся видны только в сравнении с другими мировоззрениями. В то же время приближаться к учению Будды стоит освободившись от слишком жестких представлений, так как полноту его мудрости невозможно описать как "то, а не это".
Слайд 18
В нашей стране
буддизм традиционно
исповедуют жители Бурятии, Калмыкии, Тувы, а в последние годы
буддийские общины возникли в Москве, С-Петербурге и во всех крупных городах России. С конца XIX - начала XX в. последователи буддизма появились в странах Европы и в США: на сегодняшний день там представлены практически все сколько-нибудь значительные направления и школы, существующие на Востоке.