Слайд 2
«Утопия» Т. Мора
Томас Мор (1478-1535) родоначальник идеи. В
1516 г. была опубликована “Золотая книга, столь же полезная,
как и забавная, о наилучшем устройстве государства и о новом острове Утопии”. Правовед по образованию, прославился как блестящий адвокат, был избран в парламент, затем занимал должность судьи, помощника шерифа г. Лондона и другие должности. “Утопия” создана во время поездки во Фландрию в составе посольства.
Слайд 3
Первая часть «Утопии»
Первая часть произведения Мора —критика современных ему
общественно-политических порядков:
Государство - заговор богачей, ратующих над своим
благополучием под вывеской государства.
Частная собственность есть зло, т.к. сосредоточена в руках немногих и дает им почести и власть. Для уничтожения бедности и прочих зол необходимо уничтожить частную собственность.
он бичует «кровавое» законодательство о рабочих,
выступает против смертной казни
и страстно нападает на королевский деспотизм и политику войн,
остро высмеивает разврат духовенства.
Но особенно резко нападает Мор на огораживания общинных земель, разорявшие крестьянство: «Овцы, — писал он, — поели людей».
Слайд 4
вторая часть «Утопии»
Остров Утопия недалеко от Америки,
на нем 54 города живут в условиях полного коммунизма.
Семья - основная общественная ячейка. В городе семья занимается определенным ремеслом. В деревенской семье 40 взрослых человек ( в городе от 10 до16 человек), если ребенок хочет заниматься другим ремеслом, он должен быть усыновлен другим семейством. Семья – это как бы общественная мастерская.
Вокруг города - поля, которые обрабатываются горожанами поочередно. Часть горожан переселяются туда, уступая место тем, кто по истечении 2 лет работы на полях возвращаются в город. Все произведенные продукты перевозятся в общ дома, отсюда глава семьи получает все необходимое по потребности на семью. Обедают в общих столовых. Рабочий день 6 часов.
Слайд 5
Карта Утопии работы Ортелия
Слайд 6
Рост производительности и изобилие объясняется:
Отсутствием праздных людей (богачей,
воинов, здоровых и нищенствующих, т.е. паразитов)
Женщины работают как и
мужчины
От физического труда освобождаются должностные лица и те, кто призван заниматься наукой. Если себя не оправдывают – их возвращают к физическому труду.
Самих нужд меньше, т.к. нет пустых прихотей и мнимых потребностей. Каждый носит одинаковую одежду из грубой ткани 2 года, во время работы - шкуры и кожа (1шт на 7 лет).
Слайд 7
Социальное устройство общества
Дома определяются для проживания по жребию
каждые 10 лет, они не перестраиваются и не запираются.
Золото и серебро хранятся на случай внешней войны.
В мирное время из них делают цепи для рабов. Кольца носят преступники.
Избыток произведенного отправляется за границу для приобретения золота и серебра на случай войны.
Слайд 8
Общности жен нет.
Браки строго охраняются законом, они нерасторжимы.
Моногамные
семьи, прелюбодеяния до брака наказываются. Развод возможен в случае
прелюбодеяния супруга, либо нестерпимо тяжелого характера.
Виновный в разводе не может вступить в брак вторично. Оскорбление брачного союза - пожизненное рабство.
Слайд 9
Неприятные работы выполняют рабы и посвятившие себя этому
люди.
Рабы - осужденные за преступление и выкупленные за
границей осужденные к смерти, а также военнопленные, взятые с оружием в руках.
Народ миролюбивый, войны предпринимают для отмщения обид, для самообороны и освобождения других народов от тирании. Войско - добровольное, но для обороны своих граждан использовались наемники.
Слайд 10
Управление 54 городами
осуществляется на выборной основе.
Все должностные
выбираются на 1 год за исключением князя, который избирается
пожизненно.
Важные дела города решаются Собранием должностных лиц, а иногда- Народным собранием.
30 семей избирают филарха. Во главе 10 филархов стоит протофиларх.
Слайд 11
Во главе государства
Князь и Сенат (находится в столице для решения
общих дел) по три депутата от каждого города. Важные
дела решаются при собрании всех должностных лиц. Вне Собрания и Сената обсуждать государственные дела запрещено под страхом смерти.
Слайд 12
Религии у утопийцев разные, но все сходятся к
поклонению единому божеству. Те, кто не верит ни в
проведение, ни в бессмертие души не допускаются к должностям. Священников немного, это почетные люди, они занимаются воспитанием детей.
Законов мало, адвокатов нет, т.к. каждый знаток законов. Вопрос о наказании решает Сенат. За воровство казнить нельзя.
Философия состоит в достижении честного и согласного с добродетелью счастья как цели человеческой жизни.
Слайд 13
Источник идей
Мор вдохновился идеями Платона. Сходство исключительно внешнее: у
Платона общность имущества требуется не для всего общества, а
лишь для меньшинства – лучших (правителей). Он считал это лишением, необходимым для общественного блага. У Платона большинство трудящегося народа живет вне коммунизма, а у Т. Мора именно эти классы выдвигаются на первый план. Общественное устройство Утопии строится на 2 началах, отрицавшихся в античном мире: равенство людей и святость труда.
Таким образом, у Платона отказ от частной собственности - жертва, у Мора - выгода и верный путь к счастью.
Слайд 14
Критический анализ «Утопии»
Игнорируется индивидуальность человека, его страсти, пороки
и наклонности.
Предполагается наличие лишь добродетельных граждан.
Если же предположить недостаток
чего- либо, то вся коммунистическая система начнет рушиться.
Уже сама общность имущества предполагает несправедливость
Все мельчайшие детали жестко регламентированы (одежда, время сна и время подъема, вопросы о друзьях).
Заблуждение, что никто не будет брать лишнего, т.к. все в изобилии.
Остается в стороне и вопрос о правах и свободах личности.
Слайд 15
«Город солнца» Томмазо Кампанеллы
Идеи Т. Мора получили дальнейшее
развитие в произведениях Томмазо (Джиана Доменико) Кампанеллы (1568–1639 гг.). Доминиканский монах
Кампанелла был заключен в тюрьму за участие в подготовке восстания против испанского ига в Калабрии (южная Италия). В тюрьмах, где он провел около 27 лет, Кампанелла написал “Город Солнца” (издано в 1623 г.).
Слайд 16
"Город солнца"
Город расположен близ экватора у берегов Индии
на острове.
Верховная власть вручена одному лицу, которого зовут
ГОГ (Солнце), он самый умный в государстве.
При нем три помощника: ПОН ( сила - война и мир), САН (мудрость – налоги, искусство, воспитание детей), МОР (любовь - деторождение, медицина, земледелие).
Слайд 17
власть
Кандидат на должность рассматривается сначала в Большом Совете
(все граждане от 20 лет, заседают 2 раза в
месяц), затем на Малом Совете (все старше 50 ).
Чтобы быть ГОГом (метафизиком), надо обладать знанием во всех областях, т.е. быть гением. Его и его помощников смещают, если найдется превосходящий по знанию. Их даже не смещают- они сами уступают свое место.
Остальные должностные лица могут смещаться по воле народа.
Таким образом, Город Солнца – аристократическая республика, многое в его устроении напоминает монашеский орден.
Слайд 18
семья
Солярии живут в условиях совершенного коммунизма, спят в
общих спальнях, едят в столовых, все общее, даже жены.
Существует подбор молодых людей для воспроизводства.
Воспитание детей - дело общественное. В руководители детям назначают ему ремесленников соответствующих характеру и созвездию под которым он родился.
Слайд 19
труд
Производственной ячейкой является мастерская (бригада). С/х работами занимаются
все в определенное время.
Отсутствие рабства.
Тяжелый труд -
самый почетный. 4-х часовой рабочий день. Потребление носит обществ характер.
Военное дело обязательно для всех, даже женщин.
Слайд 20
правосудие
Всех соляриев отличает высокий патриотизм.
Законы немногочисленны, кратки
и ясны. Наказание за преступление - исправление, но для
умышленных преступлений - принцип идеального талиона (возмездие).
Наказания разные: телесные повреждения, смерть, удаление от общественного стола. Тюрем нет. Преступление отождествляется с грехом. Судят за безнравственные поступки, малодушие, гордыню (т.е. имеет место смешение норм права и морали).
За духовными лицами признается право творить правосудие.
Слайд 21
Критика
Литературные качества произведения Кампанеллы даже в изданиях СССР
имели низкую оценку: «„Город Солнца“ написан в форме диалога
моряка-генуэзца, вернувшегося из плавания, и хозяина гостиницы. Но избрав для своего рассказа эту форму, … Кампанелла не сумел использовать её должным образом. В сущности мы имеем не диалог, а сплошной рассказ от первого лица.
Кроме того, «Город Солнца» отличается от прочих средневековых произведений утопического толка наличием астрологического контекста, особо популярного в западноевропейской литературной среде на рубеже XII — XVII веков.