Слайд 2
Два определения философии религии
Философский анализ феномена религии, используя
с этой целью собственный метод и категориальный аппарат. Религия
выступает в данном случае как предмет философского осмысления
Решение философскими средствами вопросов, которые относятся к компетенции религии. Философия в этом качестве выступает как теология
Слайд 3
Религия
05/17/16
(лат. religio — связь, благочестие, святыня, предмет культа).
Это мироощущение, моральные нормы и тип поведения, которые основаны
на вере в сверхъестественных существ — Бога или богов, определяющих судьбы людей, а также совокупность специфических действий (религиозный культ), обеспечивающих связь человека со сверхъестественными силами, и соответствующие (церковные) объединения и сообщества.
Слайд 4
Современные формы религии
Институциональная религия
это объединение верующих, связанных между
собой системой религиозных отношений, для которого характерно единство вероучения,
обрядности, организации, ролевых взаимосвязей. Религиозный институт отличается устойчивостью, жесткой иерархией, господством догматики и строгих предписаний в области вероучения и поведения.
Внеинституциональная реригия
это различные модернистские объединения верующих, часто противопоставляющие себя обществу и религиозному институту, неустойчивые, аморфные, со слабой организацией (иногда при полном ее отсутствии), для которых характерно свободное членство, отсутствие иерархии и строгой дисциплины.
Слайд 5
Религиозное сознание
Фантастическое отражение в сознании господствующих над людьми
природных и социальных сил в образах, представлениях, идеях, соотносимых
с действием сверхъестественных сил. Имеет как познавательные, так и эмоциональные корни: страх перед непонятными силами природы, чувство бессилия перед болезнями, стихийными бедствиями, голодом и пр.
Слайд 6
Дифференциация религий
Политеизм – вера в существование множества богов
Монотеизм
– вера в единого всемогущего Бога-творца
Монотеистическими религиями, оказавшими наиболее
сильное влияние на историю человечества являются иудаизм, христианство и ислам
Слайд 7
Дифференциация религий
Можно выделить так называемые этические религии, для
которых характерно отсутствие богов и придание особого значения нравственным
идеалам, благодаря которым верующие способны ощущать взаимосвязь всех природных явлений и единство Вселенной. К ним относятся буддизм, конфуцианство, даосизм
Слайд 8
Мировые религии
— это религии, получившие наибольшее распространение в
современном обществе и оказывающие значительное влияние на его функционирование
и развитие. К ним относят буддизм, христианство, ислам
Слайд 9
Локальные религии
— это религии, не получившие широкого распространения
в мировом масштабе и, как правило, связанные с национальными
традициями (иудаизм, конфуцианство, синтоизм).
Слайд 10
Буддизм зародился в середине I тысячелетия до н.э. на
севере Индии как течение, оппозиционное господствовавшему в то время
брахманизму
Основные истины буддизма
Вся жизнь человека — страдание
Причина страдания — наше желание
Чтобы избавиться от страдания, нужно избавиться от желания
Чтобы избавиться от желания, нужно следовать восьмеричным путем спасения
Слайд 11
Христианство возникает в I в. д.н.э. в Палестине
на основе национальной религии иудаизма
Основные положения христианства
Признание одного бога, милосердного и любящего
Идея спасения – мессианства (мессия – спаситель)
Идея равенства всех людей перед богом
Новая модель мироздания, творцом которого является единый бог
Слайд 12
Ислам возникает в VII в. н.э. на Аравийском
полуострове на основе синтеза восточных религий и христианства
Основные положения ислама
Почитание и покорность одному богу Аллаху
Истинным пророком является Магомет
Вера в воскрешение мертвых и наказание грешников
Вера в божественное предопределение человеческой судьбы
Заповеди ислама: пятикратная молитва, омовение перед молитвой, налог в пользу бедных, пост, участие в священной войне (джихад)
Слайд 13
Отношение религии и философии
Философия является теологией (абстрактное понятие
бога в античной философии)
Философствование в вере (в средние века
философское знание развивается на основе догматов теологии)
Религиозно нейтральное отношение (философия не отвергает Бога религий и занимается исследованием мира и человека
Непримиримость философии и религии (атеизм – учение, отвергающее религию)
Слайд 14
Основные понятия религиозного мировоззрения
Теоцентризм – бог есть
центр религиозного мировоззрения и миропонимания.
Креационизм – бог творец,
он создал мир.
Провиденциализм – бог управляет миром, история - исполнение божественного предначертания.
Откровение – бог открывает человеку истины бытия.
Теодицея - теологическая проблема аксиологического совмещения презумпции благости Творца и существования зла в творении
Слайд 15
Наиболее известные версии происхождения религий
Теологическая концепция первобытного
монотеизма
Теологическая теория внутренней религиозности человека
Идеалистическая теория Г.Гегеля
Антропологическая теория Л.Фейербаха
Материалистическая гипотеза Ф.Энгельса
Психологическая концепция религиозности
Эзотерическая теория происхождения религий
Слайд 16
Теологическая концепция
первобытного монотеизма
Вильгельм Шмидт
1868-1954
Немецкий этнолог и религиовед
Эндрю
Лэнгл
1844-1912
Британский филолог
Множество древних и современных религий есть порождение
общей архидревней веры в единого Бога-творца. Эта вера существовала до появления религий, в которых предстала уже в искажённом виде.
Слайд 17
Теологическая теория внутренней религиозности человека
Бог реально существует как
всемогущее Высшее Существо.
Человек это всегда внутренне чувствовал и ощущает
по сей день.
Из этого субъективного ощущения и возникает идея о неком Высшем Существе – Боге, появляется стремление понять Его и религию как социальный феномен.
Слайд 18
Идеалистическая теория Г.Гегеля
Религия находится в самом человеке, в
его духе и разуме, так как человеческий дух есть
отражение мирового Духа. Через человека дух познаёт самого себя.
Религия – один из важнейших инструментов познания.
Слайд 19
Антропологическая теория Л.Фейербаха
Людвиг Фейербах
(1804-1872) -
немецкий философ
Человек порождает Бога.
Человек отчуждает от себя свои лучшие духовные качества и
переносит их на выдуманное всемогущее Существо (Бога). Религия порождается желанием человека освободиться от бед и тревог и получить благо через Высшее Существо – Бога.
Слайд 20
Материалистическая гипотеза Ф.Энгельса
Фридрих Энгельс
(1820-1895) – немецкий философ
Религия появляется
как фантастическое отражение в головах людей реальных внешних сил,
которые господствуют над ними.
Слайд 21
Психологическая концепция религиозности
Зигмунд Фрейд
(1856-1939) -
австрийский психолог, психиатр
и невролог, основоположник психоанализа
Представления о Боге появляются в результате
естественного взаимодействия человека и природы, когда человек ещё не обладает реальными познаниями её законов. Религия есть механизм психологической компенсации человека перед враждебным и неведомым миром природы и внутренним миром инстинктов.
Слайд 22
Эзотерическая теория
происхождения религий
Елена Петровна Блаватская
(1831-1891) – религиозный
философ, основатель Теософского общества
Высшие Духовные Существа реально существуют и
представляют собой формы жизни более высокого уровня развития, чем человек. Все духовные учения появились под влиянием этих Существ, которые инициировали их развитие в соответствии с уровнем эволюции сознания конкретной нации и историческим моментом.
Слайд 23
Теодицея
(греч. θεός, бог, δίκη, справедливость) –
букв., «оправдание Бога»,
общее
обозначение
религиозно-философских доктрин,
стремящихся согласовать
идею благого и разумного
божественного управления миром
с наличием
мирового зла,
«оправдать» это управление
перед лицом тёмных сторон бытия.
Лейбниц
Эпикур
Цицерон
Августин
Слайд 24
Проблема теодицеи
Если Бог всеблаг и всемогущ,
почему в мире
столько зла?
или может
уничтожить зло, но
не желает этого –
или желает
уничтожить
зло, но
не может (не в силах) –
тогда Он
не всеблаг;
тогда Он
не всемогущ.
Выходит, что Бог
Поскольку как то, так и другое
противоречит понятию Бога,
приходится отрицать
либо
бытие Бога,
либо
реальность зла.
Слайд 25
Проблема теодицеи
Зло не есть что-то самосущее,
а представляет собой
просто
отсутствие (недостаток) блага
Так называемые «недостатки»
способствуют высшему благу,
мнение же о
реальности зла
есть следствие абсолютизации
частной точки зрения
Добро, творимое свободно,
выше добра, творимого
по необходимости, зло же есть
результат злоупотребления
человеком свободной волей
Никакого
зла на
самом деле
нет.
Сотворённый
Богом мир есть
лучший из
возможных.
Почему же
Бог допускает
недостаток
блага?
Зачем же Бог
сотворил мир,
если творение
не может быть
совершенным?
Слайд 26
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Утверждение
этических принципов, укрепление морали и нравственности
Слайд 27
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Объединение
последователей одной религии
Слайд 28
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Политическое
и социальное укрепление государства
Новоскольцев А. Преподобный Сергий благословляет Дмитрия
Донского на борьбу с Мамаем
Слайд 29
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Социальная
помощь населению (приюты, больницы и т.д.)
Слайд 30
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Развитие
отдельных направлений образования (письменность, религиозная философия, логика, богословие, церковные
школы и университеты).
Слайд 31
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Психологическая
поддержка человека
Слайд 32
Прогрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Развитие
культуры (архитектура, живопись, иконография, скульптура, музыка и т.д.)
Церковь Вознесения
Господня в Коломенском (XVI век)
Слайд 33
Иконография
Икона Спаса Вседержителя
(начало XIII века)
Икона Казанской Божьей
Матери
(1579 г.)
Слайд 34
Живопись
Рембрандт «Возвращение блудного сына» (1666/1669)
Андрей Рублёв «Троица»
1411
или 1425-27 гг.
Слайд 35
Скульптура
Микеланджело Буонаротти
Оплакивание Христа
Статуя святого Андрея
в
соборе святого Петра
в Риме
Слайд 36
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Психологическое
подавление личности
Догматизм и инертность относительно различных новшеств
Слайд 37
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Разъединение
последователей различных религий и даже единоверцев
Христианство
Православие
Католицизм
Протестантизм
Ислам
Шиизм
Суннизм
Суфизм
Слайд 38
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Нетерпимость
и фанатизм в вопросах веры, идеологии и политики (крайняя
форма выражения – инквизиция)
Аутодафе
Слайд 39
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Препятствование
свободному развитию науки и образования во всей их полноте
Суд
инквизиции выносит приговор Галилео Галилею
Слайд 40
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Религиозные
войны
Крестовые походы
Слайд 41
Регрессивные социальные явления и процессы, связанные с религией
Перенесение
ответственности с человека на судьбу (Бога, демона и т.д.)
и упование на Высшие Силы вместо активной общественной деятельности
Слайд 42
Литература
Философия: Курс лекций. /Л.Д.Ерохина,А.П.Шендерецка и др. Ред. Н.А.Царева.
– Владивосток: ВГУЭС, 2004
Крапивенский С.Э. Общий курс философии. –
Волгоград: ВОЛГУ, 2002
Философия. / Под ред. Кохановского В.П. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003
Горбачев В.Г. Основы философии: Курс лекций. М.: Владос, 1998
Гуревич П.С. Основы философии. – М.: Гардарики, 2000