Слайд 2
Введение
Философия Древнего Китая
Особенности развития философии Китая
Философские школы
Древнего Китая
Философия Древней Индии
Онтология древнеиндийской философии
Гносеология философии Древней Индии
Этапы
развития
Заключение
Список литературы
ПЛАН
Слайд 3
Философия – это сфера не только
рационально-понятийного осмысления первоначал сущего, но и значительная духовная сила,
оказывающая влияние на мировой процесс. Она непосредственно участвует в формировании общественного идеала, основных ценностно-мировоззренческих и методологических принципов, напоминая человеку о социально-практической значимости целостных представлений о мире, ставя перед мыслящим историческим субъектом вопрос о нравственных основаниях бытия.
Философская мысль человечества зарождалась в эпоху, когда на смену родовым отношениям приходили первые классовые общества и государства. Отдельные философские идеи, обобщавшие многотысячный опыт человечества можно обнаружить в литературных памятниках Древнего Египта, Древнего Вавилона. Наиболее древней является философия, возникшая в странах Древнего Востока: в Индии и Китае.
Введение
Слайд 4
Философия Древнего Китая
Философия Древнего Китая тесно связана с
мифологией. Однако эта связь имела некоторые особенности, вытекавшие из
специфики мифологии в Китае. Китайские мифы предстают, прежде всего, как исторические предания о прошлых династиях, о “золотом веке”. Они содержат сравнительно мало материала, отражающего взгляды китайцев на становление мира и его взаимодействие, взаимосвязь с человеком. Поэтому натурфилософские идеи не занимали в китайской философии главного места. Однако все натурфилософские учения Древнего Китая, такие, как учения о “пяти первостихиях”, о “великом пределе” - тайцзи, о силах Инь и Ян и даже учения о Дао, ведут свое начало от мифологических и примитивно религиозных построений древних китайцев о небе и земле, о “восьми стихиях”.
Слайд 5
Древнекитайская философия представлена в трудах многих мыслителей (таких
как Конфуций, Мо-цзы, Лао-цзы и других), которые рассматривали мир
– человека, его общество и природу – как единого универсума. Труды философов (в основном Конфуция) направляют нас совершать добро и учат нравственности, бескорыстию, справедливости, сдержанности, доброжелательности, любви по отношению к людям. Они хотят построить положительный мир, где царит порядок и тишина. Воспитание – одно из главных направлений древнекитайской философии!
Слайд 6
Особенности развития философии в Китае
В развитии философской мысли
в Древнем Китае выделяют два основных этапа:
этап зарождения
философских воззрений, который охватывает период VIII-VI вв. до н. э.
этап расцвета философской мысли - этап соперничества “100 школ”, который традиционно относится к VI-III вв. до н. э.
История становления и развития философии неразрывно связана с классовой борьбой в обществе. Поэтому борьба различных классов в обществе, противостояние прогрессивных сил реакционным непосредственно отразилась на развитии философии и привела к борьбе двух основных направлений в философии - материалистического и идеалистического - с той или иной степенью осознания и глубиной выражения этих направлений.
Слайд 7
Особенность развития китайской философии связана с тем, что
философия и естествознание существовали в Китае, как бы отгородившись
друг от друга непроходимой стеной, что нанесло им непоправимый ущерб. Тем самым естествознание, презираемое официальной идеологией, испытывая трудности в развитии, оставалась уделом одиночек и искателей эликсира бессмертия. Единственным методологическим компасом китайских естествоиспытателей оставались древние наивно материалистические идеи натурфилософов о пяти первостихиях.
Обособленность древней китайской философии от естествознания и неразработанность вопросов логики является одной из главных причин того, что формирование понятийного аппарата шло весьма медленно. Для большинства китайский философских школ метод логического анализа остался фактически неизвестным.
Слайд 8
Школы в китайской философии
В “Ши цзи” (“Исторические записки”)
Сыма Цяня (II-I вв. до н. э.) приводится первая
классификация философских школ Древнего Китая. Там названо шесть школ:
“сторонники учения об инь и ян” (натурфилософы);
“школа служилых людей” (конфуцианцы);
“школа моистов”;
“школа номиналистов” (софисты);
“школа законников” (легистов);
“школа сторонников учения о дао и дэ” - даосистов.
Одни школы названы по характеру общественной деятельности основателя школы, другие - по имени основателя учения, третьи - по главным принципам понятия этого учения.
Слайд 9
ДаосизМ
Основателем даосизма является Лао-цзы. Основным отличительным признаком философии
Лао-цзы, характеризующим последователей даосизма, является то, что Дао рассматривается
как источник происхождения всего сущего, как всеобщий закон, управляющий миром, на основе чего и возникла идеологическая система, высшей категорией которого является Дао.
Иероглиф Дао состоит из двух частей: шоу-голова и цзоу - идти, поэтому основное значение этого иероглифа - дорога, по которой ходят люди, но в дальнейшем этот иероглиф приобрел переносный смысл и стал означать закономерность, закон. Лао-Цзы, приняв Дао за высшую категорию своей философии, придал ей не только смысл всеобщего закона, но и рассматривает ее как источник происхождения мира. Он считал, что Дао - это "корень неба и земли", "мать всех вещей", что Дао лежит в основе мира.
Слайд 10
КонфуцианствО
Теория познания Конфуция полна противоречий и в основном
дуалистична. Откуда к человеку приходит знание? Это первый вопрос,
на который любая теория познания должна прежде всего дать ответ. Конфуций говорил: "Обладающие знанием от рождения стоят выше всех; обладающие знанием благодаря учению следуют за ними; те, кто приступил к учению, оказавшись в затруднительном положении, следуют за ними; те, кто, оказавшись в затруднительном положении, не учится, стоит ниже всех среди народа". В приведенной цитате выражена главная идея теории Конфуция об источнике познания и общие принципы теории познания.
Теории познания Конфуция присущ ярко выраженный дуализм. С одной стороны, он признает существование "обладающих знаниями от рождения", с другой стороны, он не отрицает, что наряду с "обладающими знаниями от рождения" имеются противостоящие им " обладающими знаниями благодаря учению”. Это - ясно выраженное положение наивного материализма.
Слайд 11
МоизМ
Моисты представляли политическую группу со строгой организацией, носящей
характер научного заведения. Они являлись распространителями и практиками моизма,
вели скромный образ жизни. Что касается их учения, то оно заключалось в следующем. Моисты в первую очередь правильно определили связь между "как знаем" и "что знаем", заложив этим материалистическую базу под теорию познания. В первой части "Канона" записано: "Знание требует способностей". Другими словами, знания приобретаются благодаря особенностям органов чувств человека. В развитие этой мысли в первой части "Канонических речей" говорится: "Достижение знания означает получение знания благодаря способностям к этому, но (способность) еще не есть само знание. Это подобно тому, что вижу солнце, так как обладаю ясным зрением". Приведенная цитата говорит о том, что каждый человек обладает способностями, позволяющими овладевать знаниями, поэтому у него и возникают знания, и в этом он похож на зрячего, глаза которого позволяют видеть образы. Однако наличие у человека "способностей", позволяющих получать знания, не обязательно приводит к появлению знания и не отвечает на вопрос, как в этом случае появляется знание.
Слайд 12
Цивилизация старого Китая уже ушла в прошлое. Но
ее мудрость, вобравшая в себя опыт духовных исканий и
подвижничества сотен поколений, не умерла и не может умереть. Древнекитайская философия не потеряла своей жизненности и сегодня. Заветы древних китайских мудрецов обращены к каждому, кто желает познать загадку истоков всего происходящего, кто не удовлетворяется условностями цивилизаций, морали, идеологий, но ищет истинно великое и вечное, кто имеет мужество отказаться от мелочных приобретений ради того, чтобы вместить в себя весь мир.
Китайская философия внесла смысл в жизнь не только китайского народа, но и многих народов в мире.
Вывод
Слайд 13
Философские идеи в Древней Индии начинают формироваться приблизительно
в середине первого тысячелетии до нашей эры. Более ранних
примеров человечество не знает. В наше время они стали известны благодаря древнеиндийским литературным памятникам под общим названием “Веды”.
Философия Древней Индии
Индийская философия отличается поразительной широтой кругозора, которая свидетельствует о ее неуклонном стремлении к отысканию истины. Несмотря на наличие множества различных школ, взгляды которых весьма значительно отличаются друг от друга, каждая школа старалась изучить взгляды всех других и, прежде чем прийти к тому или иному заключению, тщательно взвешивала их аргументы и возражения.
Слайд 14
Онтология индийской философии (учение о бытии и небытии)
опирается на закон Риты - космической эволюции, цикличности, порядка
и взаимосвязанности. Бытие и небытие ассоциируется соответственно с выдохом и вдохом Брахмы-Космоса (Бога-творца). В свою очередь, Космос живет 100 космических (8640000000 земных) лет, после чего он умирает и наступает абсолютное небытие, которое длится также 100 космических лет — до нового рождения Брахмы. Вся бесконечная история — это чередование жизни Космоса (Маха Манвантара) и Абсолютного Небытия (Маха Пралайя), которые сменяют друг друга через каждые 100 космических лет. При каждом новом рождении Космоса-Брахмы заново появляется жизнь, но в более совершенной форме.
Мир взаимосвязан. Любое событие (поступок человека, явление природы) влияет на жизнь Космоса. Цель эволюции, развития — достижение все более совершенного духа через постоянную смену материальных форм.
Онтология
индийской философии
Слайд 15
Главной особенностью древнеиндийской гносеологии (учения о познании) является
не изучение внешних (видимых) признаков предметов и явлений (что
характерно для европейского типа познания), а изучение процессов, происходящих в сознании при соприкосновении с миром предметов и явлений.
В этой связи индийская философия выделяет три вида сознания: «пракрити» - материальное сознание, «пуруша» - чистое сознание (первичная энергия, из которой возникли Вселенная и люди) и «майя» - сознание сновидения, мираж. Каждое из данных видов сознания согласно индийской философии реально и заслуживает изучения — в отличие от европейской философии, которая признает только материальное сознание и длительное время (до И. Канта) не рассматривала вопросы подлинного и неподлинного бытия, сущности и иллюзорности.
Гносеология
Слайд 16
Этапы развития
древнеиндийской философии
Ретроспективный взгляд на развитие древнеиндийской
философии позволяет выделить три основных этапа, в течение которых
философская мысль претерпела существенные метаморфозы.
Ведический период – 15-16 вв. до нашей эры.
Эпический этап –
6-2 вв. до нашей эры.
Эра сутр –
2 век до н.э.-7 в. н.э.
Слайд 17
Это период написания ранних «Вед», характеризующийся привнесением концепции
Дхармы – универсального закона, устанавливающего правила общественной и личной
жизни и нацеленного на достижение гармонии и счастья. Веды (дословно знания) – религиозно-философские трактаты, которые создавались пришедшими в Индию после 15 века до нашей эры из Средней Азии, Поволжья и Ирана племенами ариев.
Веды состояли из нескольких частей. Это «священное писание», религиозные гимны «самхиты». Далее шло описание ритуалов «брахманы», написанные брахманами жрецами и используемые ими при отправлении религиозных культов. Книги лесных отшельников «араньяки» и философские комментарии к ведам «упанишады». В ведах запечатлены все знания Ариев того времени о самих себе и об окружающем мире.
Известны четыре веды: Ригведа (веда гимнов), Самаведа (веда напевов, священных мелодий), Яджурведа (веда жертвенных формул) и Атхарведа (веда магических заклинаний).
Ведический период
Слайд 18
Приземленная концепция Дхармы трансформируется в стремление освобождения от
бесконечного цикла перерождений. Прежняя смысловая нагрузка Дхармы не отбрасывается,
но обогащается понятием личного духовного освобождения (мокши), которое становится доминирующим. Наиболее известными источниками периода являются две поэмы – эпоса «Махабхарата» и «Рамаяна», в которых затрагиваются многие философские проблемы эпохи. Также это период становления основных классических школ философии и деления их на ортодоксальные – астика (основанные на ведийских знаниях) и оппозиционные – настика. К первой группе принадлежат шесть главных философских систем: миманса, веданта, санкхья, йога, ньяя и вайшешика. К числу неортодоксальных систем относятся главным образом три основные школы — материалистическая (типа чарвака), буддийская и джайнская.
Эпическая эра
Слайд 19
В середине 1-го тысячелетия нашей эры вводится понятие
бхакти – служение и любовь к личному божеству. В
этот период основной целью становится не столько уход от череды земных воплощений, сколько достижение единения с божеством еще при жизни. Сутра – краткий философский трактат, рассматривающий отдельные проблемы (например, «нама-сутра» и др.). Эра сутр завершает период древнеиндийской философии. В дальнейшем (в средние века) господствующее положение в индийской философии заняло учение Гаутамы Будды – буддизм. В 18-20 вв. индийская философия обогатилась достижениями европейской философской мысли (в частности английской).
Эра сутр
Слайд 20
Индийская философия – это не только экзотика, а
именно та притягательность целительных рецептов, которые помогают человеку выжить.
Главная ценность древнеиндийской философии состоит в её обращении к внутреннему миру человека, она открывает мир возможностей нравственной личности, в этом-то, вероятно, и кроется тайна её притягательности и живучести.
Заключение
Слайд 21
Живая традиция. К 75-летию Индийского философского конгресса.
М., 2000.
Канаева Н. А. Индийская философия древности и средневековья. Учебное
пособие. М., 2008.
Лукьянов А. Е. Становление философии на Востоке: Древний Китай и Индия. М., 1989.
Материал из интернета
Титаренко М.Л. История китайской философии: Пер. с кит./М.Л. Титаренко - М.:Прогресс, 1989.
Список литературы