Слайд 2
В прошлый раз:
Немецкая классическая философия — этап развития
немецкой философии XVIII—XIX веков.
Философия Канта:
1. Критическая философия, выражается
в критике догматической философии, которая оставляет нерешенным вопрос о возможности познания. Кант дает отрицательный ответ на вопрос о возможности познания мира, выделяя 2 группы границ сознания: внутренняя сущность «вещей в себе» и неразрешимые противоречия сознания – антиномии => философия Канта – абсолютный агностицизм.
2. Идеализм философии Канта выражается в его вере в существование трансцендентального единства апперцепции – имеющееся в каждом знание, которое обеспечивает единство опыта и мышления (мы все знаем, что такое точка, прямая, плоскость).
3. Категорический императив: «Поступай согласно такой максиме, следуя которой ты желал бы, чтобы она стала всеобщим законом». Или проще: поступай по отношению к другим так, как хотел бы, чтобы они поступали с тобой («золотое правило нравственности»).
Слайд 3
Гегель.
Георг Вильгельм Фридрих Гегель.
Возвращается к возможности метафизического познания,
в отличии от Канта: «Что разумно, станет действительным» =>
«наука логики» = метафизика.
Идеализм. Проявляется в понятии Абсолютного (Мирового) Духа
Диалектика
Гражданское общество.
Слайд 4
Абсолютный идеализм Гегеля
В результате любого познания мы находим
то, что тождественно нашей мысли (стул и мысль о
стуле) => в результате самопознания мы приходим к самому себе.
Ранее все познавали что-то независимое от субъекта: Бог, Природа. По Гегелю же объект познания совпадает с познающим субъектом (мировым духом).
В основе всего существующего лежит Абсолютный Дух, который стремиться достичь подлинного познания себя. Для самопознания ему необходимо проявление – исторический процесс. Вся реальность – проявление Духа. Бытие человека становиться мышлением Мирового духа.
Гегель считал себя биографом Мирового духа.
Слайд 5
Исторический процесс Гегеля
Историю движут противоречия между национальными духами,
которые являются мыслями и проекциями Абсолютного Духа.
Войны между
народами выражают напряжённое столкновение мыслей Абсолютного Духа, которые выражаются в действиях народов и отдельных людей. Международные споры могут быть решены путем войн. Война «высвобождает и проявляет дух нации».
Когда у Абсолютного Духа исчезнут сомнения, он придёт к Абсолютной Идее Себя. Философия тем самым оказывается органом самосознания Абсолюта. Мировой дух нуждается в мыслящем человеке.
Слайд 6
Диалектика.
Диалектика – наука о развитии.
Все находиться в
процессе развития => нет ничего независимого, не завязанного со
всем.
Диалектика — название общенаучного гносеологического метода, который реализуется по схеме «тезис-антитезис-синтез».
Слайд 7
Тезис-антитезис-синтез
Познающий субъект выделяет в реальности некоторое явление, формирует
для этого явления понятие или формулу (суждение), которые рассматриваются
им как тезис.
Формирование антитезиса — формулы или понятия, содержание которых противоположно (противопоставлено) тезису.
После этого субъект переходит к рассмотрению и познанию противоречия и взаимосвязи между тезисом и антитезисом — к познанию синтеза. Синтез всегда более содержательный, чем простая сумма тезиса и антитезиса.
Диалектическая логика является логикой полярных противоречий: всё сущее необходимо разделять на две противоположные части, и рассматривать их борьбу и взаимопереходы.
Слайд 8
Законы диалектики
В интерпретации Энгельса, который сформулировал так называемые
«Три закона диалектики»:
Закон единства и борьбы противоположностей.
Закон перехода количественных
изменений в качественные.
Закон отрицания отрицания.
Слайд 9
1. Единство и борьба противоположностей
«Развитие в природе, обществе
и мышлении обусловлено раздвоением единого на взаимопроникающие противоположности и
разрешение возникающих противоречий между ними через борьбу».
Примеры:
Мифология темного и светлого мира,
Отношения частиц и античастиц,
притяжения и отталкивания,
действия и противодействия.
наследственность и изменчивость.
Позже марксистская материалистическая диалектика перенесет этот закон и на общество:
отношения между производительными силами и производственными отношениями
государством и обществом,
частными и групповыми интересами.
Слайд 10
2. Переход количества в качество
«Развитие осуществляется путём
накопления количественных изменений в предмете, что неизбежно приводит к
нарушению его стабильного состояния и скачкообразному превращению в качественно новый предмет».
Легкомыслие переходит в преступление,
в малой дозе мышьяк - лечебное средство, в большой концентрации он – яд.
превращения лёд — вода — пар.
Слайд 11
3. Отрицание отрицания
«Развитие идёт через постоянное отрицание противоположностей
друг другом, их взаимопревращение, вследствие чего в линейном движении
происходит возврат назад, в новом проявляются черты старого».
Преемственность между различными эволюционными этапами.
Античность — тезис. Средневековье — антитезис. Новое время — синтез Античности и Средневековья.
При развитии экономики период процветания сменяется кризисом, затем следует процветание и опять кризис.
Слайд 12
Право и мораль
Единство и борьба противоположностей => цель
общественного развития – достижения гармонии, синтеза, между индивидуальностью человека
и всеобщностью мира.
Гегель вслед за Кантом противопоставляет мораль (внутренний регулятор) и право (внешний регулятор). Синтез морали и права - нравственность. Нравственность как категория социальная возможна только при объединении людей. Тем самым элементарной ячейкой нравственности оказывается первая общность, в которую вступило человечество – семья.
Слайд 13
Государство и гражданское общество
Множественность семей образует гражданское общество.
Гражданское общество по Гегелю – сфера, в которой каждый
реализует свой частный интерес, при этом привнося благо общему интересу.
Элементами гражданского общества являются общеизвестный закон и суд. Суд применяет общий закон к конкретному случаю – идея синтеза. Суд разрешает конфликты и между органами власти => должен быть максимально независим => суд присяжных.
Государство – высшая форма социальной жизни, отражающее нравственное единство народа. Оно выражает единство устремлений народа. В государстве, синтезирующем индивидуальное и коллективное, отпадут конфликты => нет необходимости в суде, в отличии от гражданского общества.