Слайд 2
Французскую (+отчасти английскую) философию XVIII в. принято называть
философией Просвещения.
Ее представители разрушали устоявшиеся представления о Боге,
окружающем мире и человеке, открыто пропагандировали идеи нарождающейся буржуазии и идеологически подготовили Великую французскую революцию (1789 – 1794 гг.).
Слайд 3
Для всех философов Просвещения характерна идея переустройства жизни
на разумных началах. Они надеялись на распространение знания среди
образованных людей, особенно среди правителей, которые и должны внедрить разумные принципы в повседневную жизнь своих стран.
Слайд 4
Человек, согласно просветителям , – это часть природы,
всецело телесное материальное существо. Разум они или отождествляли с
чувствами (Гельвеций), или рассматривали как некое общее чувство (Дидро). Жить в согласии с природой и разумом – значит жить, избегая страданий и по возможности наслаждаясь.
Человек не является злым по природе. Таким его делает общество: несовершенство общественных отношений и неправильное воспитание.
Слайд 5
Вывод: надо изменить общество и систему воспитания! Правильно
воспитанный, т.е. просвещенный, человек займет позицию разумного эгоизма, принцип
которого – «живи сам и дай жить другим».
Соответствующий этому принципу государственный строй должен обеспечить юридическое равенство всех граждан и даст возможность каждому получать выгоду (минимум страданий, максимум удовольствий), не ущемляя личные интересы всех других.
Слайд 6
Основные направления:
В философии французского Просвещения можно выделить три
основных направления:
Деистическое;
Атеистическо-материалистическое;
Утопическо-социалистическое (коммунистическое).
Слайд 7
Деистическое направление французской философии
Деизм (не путать с
дуализмом) – направление в философии, сторонники которого:
Видели в Боге
первопричину всего сущего (но не более);
Отвергали возможность вмешательства Бога в процессы природы и жизнь людей после их сотворения.
К деистическому направлению принадлежали Вольтер, Монтескье, Руссо, Кондильяк.
Слайд 8
Франсуа Мари Аруэ (Вольтер) (1694-1778)
Один из идейных вождей
французского просвещения
Был деистом и дуалистом
Всю жизнь воевал против официальной
церкви и догматических религиозных взглядов.
Слайд 9
Вольтер
Выступал за «естественную религию» - принцип соблюдения морали,
общей для всего человечества («Поступай так, как ты хочешь,
чтобы поступали с тобой»).
К Богу надо подходить с позиций разума, а не веры (доказывать его существование).
Слайд 10
Бог – первопричина всего сущего, «великий геометр», вносящий
порядок в этот мир
Душа это сознание, функция тела;
Развитие общества
зависит от образования, идеал правления – просвещенная абсолютная монархия
Слайд 12
Возмущался тем, что Вольтер презирал простой народ –
«чернь»;
Как и Вольтер, способствовал приближению революции во Франции
Видел в
Боге волю и мировой разум,
Считал, что человек состоит из смертного тела и бессмертной души.
Слайд 13
Жан Жак Руссо, продолжение:
Выступал против религии как таковой,
против христианства, однако из-за боязни, то в случае исчезновения
религии упадут нравы и исчезнут материальные ограничения, предлагал создать заменитель религии - «гражданскую религию», «культ великого существа Бога», «культ мировой воли» и т.д.
Главной причиной противоречий в обществе считал частную собственность.
Слайд 14
Руссо обосновал право народа на восстание (угнетенное, лишенное
прав и собственности большинство имеет право свергнуть паразитирующее меньшинство
и властителя и создать общество по собственному усмотрении).
В справедливом, идеальном обществе все должны обладать равными правами, а частная собственность равномерно должна быть распределена между всеми гражданами в размерах, необходимых для жизни, но не для обогащения.
Слайд 15
Власть должна осуществляться не через парламент, а гражданами
непосредственно – через собрания и сходы.
Идея «общественного договора»
– власть народа, которая поможет преодолеть неравенство
Слайд 16
Жан Жак Руссо, продолжение:
В будущем государстве должна быть
применена принципиально новая система воспитания детей: они должны быть
изолированы от окружающего мира в специальных учебных заведениях, где их будут воспитывать на идеях личной свободы, взаимоуважения, нетерпимости к религии и деспотизму, обучать овладению профессией и знанию наук.
Слайд 17
Атеистическо-материалистическое направление:
Атеисты отвергали саму идею существования Бога в
любых формах, объясняли происхождение мира и человека с материалистических
и естественно-научных позиций, в вопросах познания отдавали предпочтение эмпиризму.
Слайд 18
Атеистическо-материалистическая философия была распространена во Франции XVIII в.,
накануне и во время Великой французской революции.
Представителями атеистическо-материалистической философии
были Мелье, Ламетри, Дидро, Гельвеций, Гольбах.
Слайд 19
Жан Мелье (1664 – 1729)
Священник по профессии,
в процессе жизни пришедший к полному отрицанию Бога и
религии (атеизму), философ-материалист.
Слайд 20
Жан Мелье (1664 – 1729), продолжение:
Причиной социальных антагонизмов
видел частную собственность, которая возникла «по злой воле» некоторых
лиц, желающих избавиться от физического труда;
Выступал за свержение абсолютизма, ликвидацию существующего государства и частной собственности;
В качестве общества будущего видел союз братских общин, члены которых равны, вместе живут, вместе занимаются производительным трудом, равномерно делят полученные доходы и радуются жизни.
За социально-политические взгляды Мелье зачастую относят к социалистам-утопистам, первым коммунистам.
Слайд 21
Жюльен Оффрэ де Ламетри (1709-1751)
Французский врач и философ-материалист,
атеист.
Подходил к рассмотрению человека с позиций механицизма.
Слайд 22
Главные работы:
«Естественная история души» (1745),
«Человек-машина» (1747)
Согласно Ламетри,
человек - «просвещенная машина», «искусный часовой механизм»; человеческое тело
- «живое олицетворение беспрерывного движения».
Слайд 23
Ламетри:
«Гордые и тщеславные существа, гораздо более отличающиеся от
животных своей спесью, чем именем людей, в сущности являются
животными и перпендикулярно ползающими машинами...»
Слайд 24
Считал, что смысл жизни человека – личное счастье;
Считал
частную собственность гарантией свободы человека;
Идеалом государства видел «просвещенный абсолютизм»
(просвещенную монархию).
Слайд 25
Дени Дидро (1713-1784)
Один из самых выдающихся французских философов-материалистов.
Слайд 26
Дени Дидро:
Дидро внес большой вклад в Просвещение, выдвинув
идею создания «Энциклопедии наук, искусств и ремесел». «Энциклопедия» была
свободна от религиозных предрассудков и содержала основы ведущих наук, искусства и закладывала основы буржуазного мировоззрения. (В ее создании принимали участие ведущие философы эпохи). На создание «Энциклопедии» ушло свыше 20 лет.
Слайд 27
Дени Дидро, продолжение:
Философские взгляды Дидро близки к взглядам
других французских просветителей-материалистов:
Признавал материю единственно существующей субстанцией;
Считал сознание свойством
материи;
В основе общества и государства видел «общественный договор», исходя из которого, отрицал божественность власти короля и феодалов;
Идеалом государства считал «просвещенную монархию», а экономики – разделенную (разумно, с учетом интересов большинства) частную собственность.
Слайд 29
Поль Анри Гольбах:
Материя – это свойство быть воспринимаемым,
осязаемым, видимым.
(Классический пример III этапа развития представлений о материи)
Слайд 30
Значение атеистическо-материалистического направления:
Дали более реалистичное определение материи;
Освободили философию
и науку от многих предрассудков;
Выдвинули идею о сознании как
свойстве материи отражать саму себя;
Обосновали идеи социальной справедливости и идеологически подготовили Великую французскую революцию.
Слайд 31
Утопическо-социалистическое (коммунистическое) направление
Зародилось в середине XVIII в.,
но особое распространение получило во время Великой французской революции
1789 – 1794 гг. и после ее завершения.
К числу французских социалистов-утопистов (коммунистов) принадлежали Мабли, Морелли, Бабеф, Оуэн, Сен-Симон.
Слайд 32
Основной интерес социалисты-утописты сосредоточили на проблеме разработки и
построения идеального общества, основанного на равенстве и социальной справедливости.
Слайд 33
Роберт Оуэн (1771-1858)
Английский социал-утопист;
Разработал план улучшения условий жизни
рабочих в рамках капитализма и пытался осуществить его на
прядильной фабрике в Нью-Ланарке (Шотландия).
Слайд 34
В 1817 году выдвинул программу радикальной перестройки общества
путём создания самоуправляющихся «посёлков общности и сотрудничества», лишённых частной
собственности, классов, эксплуатации и т.д..
Основанные им опытные коммунистические колонии в США («Новая Гармония») и Великобритании потерпели неудачу, но его учение сыграло значительную роль в английском просвещении.