Слайд 2
Иммануил Кант (1724-1804)
Докритический период
Гипотеза возникновения Вселенной из пылевого
облака
Гипотеза приливов и отливов
Ограниченность классической метафизики, необходимость нового метода
Переворот
в философии
Если знания должны соответствовать предметам, то упускается возможность существования идеальных объектов, которых нет в природе, но без невозможно познание
Если разум создает объекты, без которых невозможно познание, значит, не вещи, а разум диктует природе условия ее необходимости;
Разум диктует посредством АПРИОРОНЫХ форм познания, поведения и оценки
Слайд 3
Иммануил Кант (1724-1804)
Критический период
Критика
чистого разума
Исследование априорых форм
чувственности, рассудка и разума.
Что я могу знать?
Критика
практического разума
Исследование
априорых форм нравственного поведения.
Что я должен делать?
Критика
способности суждения
Исследование априорых форм эстетической и целеполагающей способности
На что я могу надеяться?
Слайд 4
Иммануил Кант (1724-1804)
Категорический императив
«Поступай так, чтобы максима твоей
воли могла в то же время иметь силу принципа
всеобщего законодательства»
Человек — это «самый главный предмет в мире», так как у него есть самосознание.
Человек — это высшая ценность, это личность, индивидуальность. Самосознание человека порождает эгоизм как природное свойство человека. Он не проявляет его лишь тогда, когда человек рассматривает свое «Я» не как весь мир, а лишь как часть его. Нужно обуздывать эгоизм, контролировать разумом душевные проявления личности.
Относись к человеку как к цели, а не как к средству.
Слайд 5
Иоганн Готлиб Фихте (1762-1814)
Исходное положение философии -
синтез
Декартовского «Cogito»
с «категорическим императивом» Канта;
одновременно
и указание
за самоочевиднейшую истину, и основное веление совести
Этика – добровольное ограничение свободы каждого лица, государство – гарант реализации права.
«Моя система – это первая система свободы…
моя система освобождает от вещей самих по себе»
Слайд 6
Фридрих Вильгельм Шеллинг (1775-1854)
Ты смеешь перешагивать овраги,
что
верующих с думающими
всегда разъединяли
и для которых мудрецы
не видели моста.
«Система трансцендентального идеализма» (1800)
Абсолют – высший принцип всего существующего, в нем нет различий между природой и сознанием.
Слайд 7
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Что разумно, то действительно;
и что действительно, то разумно.
Слайд 8
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Энциклопедия философских наук
Науки логики.
Философия
природы.
Философия Духа.
«Феноменология духа»
«Основания философии права» «Философия истории»
«Философия религии»
«Лекции по эстетике»
«Лекции по истории философии»
Слайд 9
Георг Вильгельм Фридрих Гегель (1770-1831)
Взгляды Гегеля на политику
и право:
Ступени познания мира (философия духа):
субъективный дух (антропология, феноменология,
психология),
объективный дух (абстрактное право, мораль, нравственность),
абсолютный дух (искусство, религия, философия).
Гражданское общество — это объединение индивидов «на основе их потребностей и через правовое устройство в качестве средства обеспечения безопасности лиц и собственности. Оно делится на три сословия: землевладельческое (дворяне — собственники майоратных владений и крестьянство), промышленное (фабриканты, торговцы, ремесленники) и всеобщее (чиновники)».
Частная собственность делает из человека личность. Уравнение собственности — неприемлемо для государства.
Слайд 10
Людвиг Андреас Фейербах
(1804-1872)
Сущность христианства (1841)
Основные положения философии
будущего 1843
Лекции о сущности религии (1851)
Подлинная философия – антропология,
а не теология.
«Гегелевская философия утверждает: что не мыслится, того нет, а новая философия утверждает: чего мы не любим, чего нельзя полюбить, того нет».
«Новая философия есть полное, абсолютное , безоговорочное растворение философии в антропологии»
Слайд 11
Главный мотив возникновения современной философии –преодоление классической (гегелевской)
философии
Классическая философия обвинена в идеализме, допущении существования безличного разума,
оторванности от реальной жизни
Марксизм
философия – теория разумного преобразования мира
Иррационализм
основа мира неразумна и непознаваема
постмодернизм
философия- отрицание любых познавательных схем, претендующих на абсолютное объяснение
экзистенциализм
философия – теория человеческого существования
Позитивизм
наука- сама себе философия
Неопозитивизм
философия - анализ логически корректного употребления языка
Слайд 12
Карл Маркс (1818-1883)
Фридрих Энгельс (1820 – 1895)
Материалистическое понимание
истории
Немецкая идеология
Людвиг Фейербах и конец немецкой классической философии
Анти-Дюринг
Диалектика природы
Капитал
Слайд 13
Карл Маркс (1818-1883)
Фридрих Энгельс (1820 – 1895)
Материалистическое понимание
истории
Чтобы выжить, люби вступают в независимые от их сознания
производственные отношения;
Сознание – предметно и исторически обусловленное явление, отражение бытия людей;
Сущность человека – историческая, социокультурная, а не чисто природная;
С разделением труда возникает отчуждение человека от природы и собственной жизнедеятельности, которое выражается в институте частной собственности;
Отчуждение может быть упразднено только уничтожением частной собственности;
Диалектика – учение о внутренних противоречиях как главных движущих силах развития природы, общества и мышления.
Слайд 14
Проверим себя:
1. «Критика чистого разума» Канта являлась критикой
познания, к которому можно прийти:
а) интуитивно; б)
способом доказательств;
в) на основе чувственного опыта; г) в первичном ощущении.
2. Для гносеологии Канта справедливо утверждение:
а) все наше познание начинается с чувственного опыта;
б) познание начинается с «душевных восприятий», которые упорядочиваются нашим разумом;
в) познание - это восприятие чувствами идей как совокупности свойств, присущих ощущениям наших органов чувств;
г) познание представляет собой сочетание эмпирического опыта и нечувственной основы опыта.
3. По теории Канта, время и пространство:
а) являются вечными реальными атрибутами субстанции;
б) не существуют реально, но необходимо предшествуют чувственному опыту;
в) возникают ситуационно, по мере совершенствования познания мира;
г) являются неотъемлемыми свойствами единичных вещей.
4. Другая формулировка категорического императива Канта гласит: «Поступай так, чтобы максима твоего поведения на основе твоей воли могла стать...»:
а) привычной формой твоего поведения;
б) принципом инстинкта самосохранения;
в) общим «естественным» законом;
г) примером для подражания других.
5. По Канту, нравственная ценность поступка тем выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное удовлетворение;
в) подчинен абстрактному чувству долга;
г) связан с гуманными или дружескими чувствами.
6. «Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью:
а) научного познания;
б) нравственной философии;
в) морального поведения;
г) правовых взаимоотношений.
7. В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру:
а) практический - «незаинтересованный» - синтетический;
б) созерцательный - эстетический - практический;
в) созерцательный - практический - эстетический;
г) незаинтересованный - созерцательный - синтетический.
Слайд 15
Проверим себя:
5. По Канту, нравственная ценность поступка тем
выше, чем более он:
а) соответствует действующему закону;
б) доставляет личное
удовлетворение;
в) подчинен абстрактному чувству долга;
г) связан с гуманными или дружескими чувствами.
6. «Практический разум» Канта связан с «практической» областью жизни человека или, иначе говоря, с областью:
а) научного познания; б) нравственной философии;
в) морального поведения; г) правовых взаимоотношений.
7. В критической философии Канта последовательно различаются такие подходы к миру:
а) практический - «незаинтересованный» - синтетический;
б) созерцательный - эстетический - практический;
в) созерцательный - практический - эстетический;
г) незаинтересованный - созерцательный - синтетический.
8. По Фихте, человек, приобщаясь к великим, мудрым и благородным традициям человечества, обретает:
а) величие; б) славу; в) почет; г) бессмертие.
9. По Шеллингу, история может быть определена, как:
а) воплощение абсолютной свободы; б) постепенная реализация правового закона;
в) проявление необходимости; г) воплощение божественного замысла.
Слайд 16
Проверим себя:
10. Гегель считал, что в основе реальности
лежит:
а) абсолютная идентичность; б) абсолютное бессознательное;
в) абсолютная идея; г) абсолютное божество.
11.
Кратким очерком всей системы философии Гегеля является:
а) Феноменология духа; б) Энциклопедия философских наук;
в) Наука логики; г) История философии.
12. «Истинная бесконечность», по Гегелю, отличается от «дурной бесконечности». «Истинная бесконечность» - это:
а) бесконечность бесконечного прогресса; б) ряд естественных чисел;
в) выражение определенной структуры целого;
г) бесконечный прогресс количества, не содержащий качества.
13. В «Науке логики» Гегель обосновывает тезис:
а) все, что существует - разумно; б) все, что существует - действительно;
в) разумное тождественно действительному; г) все, что разумно - действительно.
14. «Новая этика и религия человека», к которой призывал Фейербах, это религия и этика:
а) права; б) государства; в) Абсолюта; г) любви.
Слайд 17
Проверим себя:
15. Центром мировоззрения К. Маркса считается:
а) материалистическое
понимание истории; б) категорический императив;
в) безосновная воля; г) диалектика абсолютного духа.
16.
По Марксу, в основе развития общества лежит развитие:
а) сознания; б) производительных сил;
в) мирового исторического процесса; г) взаимодействия бога и природы.
17. К законам материалистической диалектики не относится закон:
а) единства и борьбы противоположностей;
б) тождества материи и сознания;
в) перехода количества в качество, и обратно;
г) отрицания отрицания.
Слайд 18
Домашнее задание
§ 3, вопросы и задания.
Текст на с.
37, вопросы к тексту (устно).
§ 4 читать и конспектировать.
Ответить на вопросы к § 4.