Слайд 2
Познание как предмет философского анализа
Знание - объективная реальность,
данная в сознании человека, который в своей деятельности отражает,
идеально воспроизводит объективные закономерные связи реального мира.
Познание - обусловленный общественно-исторической практикой процесс приобретения и развития знания, его постоянное углубление, расширение и совершенствование. В результате взаимодействия объекта и субъекта появляется новое знание о мире.
Слайд 3
Познание как предмет философского анализа
в античной философии
Гераклит
Эфесский считал, что человеческий, субъективный логос (то есть познание)
имеет все возможности быть в согласии с объективным логосом.
Зенон Элейский пытался выразить реальное развитие в логике понятий, обратив внимание на многообразные противоречия, возникающие при отображении объективного мира в сознании.
Слайд 4
Познание как предмет философского анализа
в античной философии
Античные
софисты (Протагор, Горгий) исследовали мышление само по себе, его
ошибки, противоречия, силу, стремились развить гибкость мышления, подчеркивали активную роль субъекта в процессе познания, анализировали возможности языка, слова в познании.
Сократ подчеркивал тесную взаимосвязь познания и нравственности, роль метода в добывании истины в процессе исследования различных представлений, понятий.
Слайд 5
Познание как предмет философского анализа
в античной философии
Платон
считал, противоречие является необходимым условием для начала размышления. Он
отличал мнение как недостоверное представление от достоверного знания. В его гносеологии имеется догадка о двух уровнях мыслительной деятельности - рассудке и разуме.
Аристотель продемонстрировал веру в силу разума и подчеркнул, что результат познания есть истинное знание. Он дал первую классификацию приемов и инструментов мышления, важнейшим из которых являлась его логика. Аристотель попытался выйти за рамки формальной логики, он поставил вопрос о содержательной логике - диалектической.
Слайд 6
Познание как предмет философского анализа
Агностицизм –направление в гносеологии
частично или полностью отрицающее возможность познания мира, выявления его
закономерностей, постижения объективного и адекватного знания.
Агностицизм уловил реальные трудности и сложность процесса познания, многие из которых до сих пор не преодолены. Например, неисчерпаемость познания и проблема его границ, невозможность полного постижения вечно изменяющегося и развивающегося бытия.
Слайд 7
Познание как предмет философского анализа
☺ Элементы агностицизма можно
обнаружить в различных философских системах как идеалистической, так и
материалистической ориентации.
☺ Впервые мысль о том, что вещь сама по себе и ее восприятие не тождественны, сформулирована у Парменида: он различает «истинное бытие» и «мнение».
Слайд 8
Познание как предмет философского анализа
Дэвид Юм, полагал:
все знания производны от опыта. Опыт же - поток
ощущений, за пределы которого невозможно выйти. Человек может судить лишь о впечатлениях, но не способен понять, чем эти впечатления вызваны, что лежит в их основе - природа, бог или сам человек. Повторяемость, сходство, общность ощущений расцениваются Юмом не как знания о мире вне нас, но как акт веры, который необходим в целях практического действия.
Слайд 9
Познание как предмет философского анализа
Кантианство - Эта
концепция основана на глубочайшем анализе познавательного процесса, его составных
элементов, его противоречий. О том, каковы вещи сами по себе, - полагал И. Кант, - мы ничего не знаем. Мы знаем лишь явления, то есть представления, которые они в нас производят, воздействуя на наши чувства. Для И. Канта предметы существуют вне и независимо от сознания, однако их сущность непознаваема. Познаваемо лишь внешнее, доступное ощущению.
Слайд 10
Познание как предмет философского анализа
современная гносеология
ñ Центром гносеологии
становится человек. Наблюдается социологизация гносеологии, то есть процесс преобразования
гносеологии в социально-гуманитарное исследование.
ñ На современном этапе для гносеологии характерен методологический плюрализм. Она использует любые методы, которые являются наиболее эффективными в данной ситуации: философские, общенаучные, общелогические методы, теоретические и эмпирические средства и приемы.
Слайд 11
Познание и практика
۩ Практика - это специфическая форма
деятельности в определенном социокультурном аспекте, в результате которой человек
создает новую реальность - мир материальной и духовной культуры, новые условия своего существования и своей жизнедеятельности, которые не даны природой в готовом виде.
۩ Практика и познание - две стороны единого исторического процесса. Однако решающая роль в этом процессе отводится практике.
Слайд 12
Познание и практика
Основные функции практики в процессе познания:
۩
Практика - движущая сила и основа познания. Она пронизывает
все стороны, формы, ступени познания. Она ставит перед познанием определенные проблемы и требует их решения. Практика является основой познания также и потому, что обеспечивает процесс познания техническими средствами, приборами, оборудованием.
۩ Практика есть цель познания, так как она осуществляется для регулирования деятельности людей.
۩ Практика - решающий критерий истинности знания
Слайд 13
Истина и заблуждение
۩ Истина - знание, соответствующее своему
предмету, то есть адекватное, верное отражение действительности. Истина -
цель познания в любой его форме.
۩ Заблуждение - знание, не соответствующее своему предмету, не совпадающее с ним. Заблуждение - это неадекватная форма знания, неосознанное искаженное отражение действительности. Заблуждения неизбежны, они являются необходимым моментом развития знания.
Слайд 14
Истина и заблуждение
۩ Заблуждения нельзя смешивать с ложью
- преднамеренным искажением истины в корыстных целях и связанной
с этим дезинформацией, передачей заведомо ложного знания.
Слайд 15
Истина и заблуждение
Истина объективна по содержанию - обусловлена
реальной действительностью, ее содержание не зависит от отдельных людей.
Истина
субъективна по форме и по способу реализации.
Истина не есть свойство материальных объектов, а есть свойство знания о них.
Постижение истины есть процесс, а не одноразовый акт познания объекта.
Признаки истины:
Слайд 16
Истина и заблуждение
Абсолютная истина есть полное, исчерпывающее знание
о действительности в целом - гносеологический идеал, который никогда
не будет достигнут, но познание постоянно приближается к нему. Догматизм преувеличивает значение абсолютности истины, ее устойчивости.
Слайд 17
Истина и заблуждение
Относительная истина выражает изменчивость истинного знания,
его углубление и развитие. Относительность истины заключается в ее
неполноте, условности, приблизительности, незавершенности. Творческое развитие относительных истин на основе практики дает нам абсолютную истину. Релятивизм преувеличивает относительность истины, ее изменчивость и развитие.
Слайд 18
Истина и заблуждение
Критерии истинности знания:
Решающим критерием истинности знания
является практика.
В качестве вторичных критериев истинности знания выступают:
логическая
полнота и непротиворечивость,
согласованность с фундаментальными идеями (когерентность),
простота и красота,
способность к саморазвитию (эвристичность),
способность к самоанализу (рефлексии)
Слайд 19
Формы и методы познания
۩ Чувственное познание (живое созерцание)
осуществляется посредством органов чувств, которые являются результатом биологической эволюции
и социальной истории.
Слайд 20
Формы и методы познания
۩ Чувственное познание Осуществляется в
трех основных формах:
Ощущения - отражение в сознании человека отдельных
сторон и свойств предмета, непосредственно воздействующих на органы чувств. Ощущения разделяются на зрительные (визуальные), слуховые, осязательные, вкусовые и т.д.
Восприятие - это целостный образ предмета, непосредственно данный в живом созерцании в совокупности всех своих сторон, это синтез отдельных ощущений.
Представление - обобщенный чувственно-наглядный образ предмета, воздействующего на органы чувств в прошлом, но не воспринимаемый в настоящем. Сюда относятся образы памяти, образы воображения.
Слайд 21
Формы и методы познания
По сравнению с ощущением и
восприятием у представления отсутствует непосредственная связь с реальным объектом.
Это обобщенный образ предмета, созданный выделением некоторых общих признаков и отбрасыванием несущественных.
Слайд 22
Формы и методы познания
Рациональное мышление - не чисто
природное свойство человека, а выработанная в ходе истории функция
социального субъекта в процессе предметной деятельности и общения, идеальная их форма.
Рассудок - обыденное, житейское мышление (здравый смысл). Логика рассудка - формальная логика, изучающая структуру высказываний и доказательств, обращающая основное внимание на форму знания, а не на его содержание.
Разум - высший уровень рационального познания, для которого характерно творческое оперирование абстракциями и сознательное исследование их природы.
Слайд 23
Формы и методы познания
Главная задача разума - постичь
сущность вещей, их законы и противоречия, адекватно выразить логику
вещей в логике понятий. Логика разума - диалектическая логика, учение о формировании и развитии знаний в единстве их содержания и формы.
Формы мышления (логические формы) - способы отражения действительности посредством взаимосвязанных абстракций, среди которых исходными являются понятия, суждения, умозаключения. На их основе строятся более сложные формы рационального познания такие, как гипотеза, теория и др
Слайд 24
Формы и методы познания
Проблема соотношения чувственного и рационального
в процессе познания
Существуют две противоположные точки зрения - сенсуализм
(от латинского “sensus” - “чувство”, “ощущение”) и рационализм (от латинского “ratio” - “разум”, “мышление”).
Слайд 25
Формы и методы познания
Сенсуалисты полагали, что решающая роль
в познании принадлежит органам чувств, а ощущения признавались единственным
источником и средством достижения истины. Сенсуалистами были представители как материализма (Гоббс, Локк, Фейербах и др.), так и идеалисты (Беркли, Юм и др.).
Рационалисты стремились доказать, что всеобщие и необходимые истины не выводимы непосредственно из данных чувственного опыта, а могут быть только взяты из самого мышления. Такие взгляды развивали Декарт, Лейбниц, Гегель и др.
Слайд 26
Формы и методы познания
В современной постпозитивистской философии (Поппер,
Кун, Лакатос и др.) рациональность понимается как совокупность норм
и методов, характеризующих научное исследование, а теория рациональности совпадает с методологией науки.
Слайд 27
Диалектика как теория и как метод познания
учение о
формировании и развитии знаний в единстве их содержания и
формы
Законы диалектики:
Закон единства и борьбы противоположностей заключается в том, что все сущее состоит из противоположных начал, которые, будучи едиными по своей природе находятся в борьбе и противоречат друг другу. Единство и борьба противоположных начал – внутренний источник движения и развития всего сущего.
Слайд 28
Диалектика как теория и как метод познания
Законы диалектики:
Закон
взаимного перехода количественных и качественных изменений трактуется как механизм
развития и выражается посредством категорий «свойство», «качество», «количество», «мера», «скачок».
Закон отрицания отрицания вскрывает преемственность и направленность развития.
Слайд 29
Диалектика как теория и как метод познания
Принцип всеобщей
связи: Это принцип единства мира при всем его многообразии
и принцип многообразия в единстве.
Принцип развития: все в мире имеет свою историю. Применительно к отдельным формам движущейся материи (физической, химической, биологической, социальной) этот принцип означает становление и развитие. Что касается отдельных объектов, всегда имеющих конечное время существования, то здесь следует иметь в виду все стадии бытия объекта: становление, прогрессивное развитие, регрессивное развитие, исчезновение.
Основными принципами диалектики являются:
• принцип всеобщей связи
• принцип развития