Слайд 2
Вильгельм фон Гумбольдт(1767-1835) - немецкий филолог, философ, языковед,
государственный деятель, дипломат.
Считается основателем общего языкознания и философии
языка. Гумбольдту принадлежат труды по философии, эстетике, литературоведению, юридическим наукам и др. Однако в историю науки он вошел в первую очередь как языковед-теоретик.
Слайд 3
В. Гумбольдт был первым среди лингвистов, который сознательно
положил в основу своей концепции языковой принцип деятельности: «Язык
следует рассматривать не как мертвый продукт. Но как созидающий процесс» .
Одним из первых в истории языкознания Гумбольдт обосновал системный характер языка. Гумбольдт приходит к выводу о том, что «в языке нет ничего единичного, каждый его элемент проявляет себя лишь как часть целого».
Язык, по словам Гумбольдта, представляет собой «вечно порождающий себя организм», создание которого обусловлено внутренней потребностью человечества.
«Язык разделяет природу всего органического, где одно проявляется через другое, общее в частном, а целое обладает всепроникающей силой"
Слайд 4
Возникла как реакция на антиисторическую и механистическую концепцию
языка XVII – XVIII веков, а также на логические
и университетские концепции.
Она опирается на идеи И. Гердера о природе и происхождении языка, о взаимосвязи языка, мышления и «духа народа», а также на типологическую (морфологическую) классификацию языков Ф. и А.-В. Шлегелей.
Философские идеи Гумбольдта сформировались в свете идей немецкой классической философии. Идеи Гумбольдта явились одним из источников философской антропологии – течения западноевропейской, преимущественно немецкой, философии первой половины XX века
.
Лингвистическая концепция Гумбольдта
Слайд 5
Основные теоретические и методологические принципы концепции В. фон
Гумбольдта заключаются в следующем:
а) синтез натуралистического и деятельностного подходы
(язык как организм духа и как деятельность духа);
б) диалектическое соотнесение противоположных начал (в форме антиномий);
в) системно-целостный взгляд на язык;
г) приоритет динамического, процессуально-генетического подхода над структурно-статическим;
д) трактовка языка как порождающего себя организма;
е) приоритет вневременного (панхронического или ахронического) взгляда на язык над историческим анализом изменения языка во времени;
ж) приоритет изучения живой речи над описанием языкового организма;
з) сочетание интереса к реальному разнообразию существующих языков и к языку как общему достоянию человечества;
и) попытка представить в идеальном плане языки как ступени к совершенному образованию языка как такового;
й) отказ от описания языка только изнутри его самого, вне связей с другими видами человеческой деятельности;
к) сочетание философски отвлеченного взгляда на язык со скрупулезно-научным его изучением.
Слайд 6
Ученый выделяет четыре ступени или стадии развития языков:
«На низшей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи оборотов
речи, фраз и предложений...
На второй ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи устойчивого порядка слов и при помощи слов с неустойчивым вещественным и формальным значением...
На третьей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи аналогов форм...
На высшей ступени грамматическое обозначение осуществляется при помощи подлинных форм, флексий и чисто грамматических форм».
Слайд 7
Язык и мышление
Проблема соотношения языка и мышления -
одна из центральных в лингвистической концепции Гумбольдта. Этому вопросу
посвящена статья «О мышлении и речи», в которой он видит сущность мышления в рефлексии, т.е. в различении мыслящего и предмета мысли. Далее в этой же статье через мышление он дает определение языка, подчеркивая этим их тесную связь: « Чувственное обозначение единств, с которыми связаны определенные фрагменты мышления для противопоставления их как частей другим частям большого целого, как объектов субъектам, называется в широчайшем смысле слова языком»
Слайд 8
Человек не может ни мыслить, ни развиваться без
языка. Мышление без языка – бесформенное, тёмное, неоформленное.
Считал язык
формирующим органом мысли.
Развивая этот тезис, он говорил, что язык народа - его дух, дух народа - это его язык.
Умственная деятельность — совершенно духовная, глубоко внутренняя и проходящая бесследно — посредством звука в речи становится внешней и доступной для чувства. Деятельность мышления и язык являются поэтому неразрывным единством.
Мышление всегда связано со звуком языка; иначе мышление не может достичь ясности и представление не может стать понятием.
Связь языка и мышления настолько безусловна, что «язык есть обязательная предпосылка мышления и в условиях полной изоляции человека»
В языке как посреднике между миром и человеком совершается «акт превращения мира в мысли», и «сущность языка состоит в том, чтобы отливать в форму мыслей материю мира, вещей и явлений». В свою очередь «сущность мышления состоит в рефлексии, то есть в различии мыслящего и предмета мысли».
Слайд 9
Предназначения языка
осуществлять превращение мира в мысли;
быть посредником в
процессе взаимопонимания;
служить средством для развития внутренних сил человека, оказывая
стимулирующее воздействие на силу мышления, чувства и мировоззрение говорящих.
Слайд 10
Форма языка
По Гумбольдту, язык состоит из материи и
формы. При этом именно форма составляет суть языка: «Постоянное
и единообразное в этой деятельности духа, возвышающей членораздельный звук до выражения мысли, взятое во всей совокупности своих связей и систематичности, и составляет форму языка». Форма «представляет собой сугубо индивидуальный порыв, посредством которого тот или иной народ воплощает в языке свои мысли и чувства».