Слайд 2
Смысл жи́зни, смысл бытия́ — философская — философская
и духовная — философская и духовная проблема, имеющая отношение
к определению конечной цели существования, предназначения человечества, человека как биологического вида, одно из основных мировоззренческих понятий, имеющее огромное значение для становления духовно-нравственного облика личности.
Вопрос о смысле жизни также может пониматься как субъективная оценка прожитой жизни и соответствия достигнутых результатов первоначальным намерениям, как понимание человеком содержания и направленности своей жизни, своего места в мире, как проблема воздействия человека на окружающую действительность и постановки человеком целей, выходящих за рамки его жизни.
В этом случае подразумевается необходимость найти ответ на вопросы:
«В чём состоят жизненные ценности?»,
«Что является целью (чьей-то) жизни?» (либо наиболее общей целью жизни человека как такового, человека вообще),
«Зачем (для чего) мне жить?».
Слайд 3
Вопрос о смысле жизни
Вопрос о смысле жизни —
одна из традиционных проблем философии, теологии и художественной литературы,
где она рассматривается преимущественно с точки зрения определения, в чём состоит наиболее достойный человека смысл жизни.
Представления о смысле жизни складываются в процессе деятельности людей и зависят от их социального положения, содержания решаемых проблем, образа жизни, миропонимания, конкретной исторической ситуации. В благоприятных условиях человек может видеть смысл своей жизни в достижении счастья и благополучия; во враждебной среде существования, жизнь может утратить для него свою ценность и смысл.
Слайд 4
Философское видение проблемы
"Понятие" смысла жизни наличествует в любой
развитой мировоззренческой системе, оправдывая и истолковывая свойственные этой системе
моральные нормы и ценности, демонстрируя цели, оправдывающие предписываемую ими деятельность.
Социальное положение индивидов, групп, классов, их потребности и интересы, стремления и ожидания, принципы и нормы поведения определяют содержание массовых представлений о смысле жизни, которые при каждом общественном строе имеют специфический характер, хотя и обнаруживают известные моменты повторяемости.
Слайд 5
Подвергая теоретическому анализу представления массового сознания о смысле
жизни, многие философы исходили из признания некой неизменной «человеческой
природы», конструируя на этой основе некий идеал человека, в достижении которого и усматривался смысл жизни, основное назначение человеческой деятельности.
Слайд 6
Великие философы — такие, как Сократ, ПлатонВеликие философы — такие,
как Сократ, Платон, ДекартВеликие философы — такие, как Сократ, Платон,
Декарт, СпинозаВеликие философы — такие, как Сократ, Платон, Декарт, Спиноза, Диоген и многие другие — обладали чёткими представлениями о том, какая жизнь «лучше всего» (а, следовательно, и более всего осмысленна) и, как правило, ассоциировали смысл жизни с понятием блага.
Слайд 7
Древнегреческий философ и учёный-энциклопедист Аристотель, например, полагал, что
целью всех человеческих поступков является счастье, которое состоит в
осуществлении сущности человека. Для человека, сущность которого — душа, счастье состоит в мышлении и познании. Духовная работа, таким образом, имеет преимущество над физической. Научная деятельность и занятия искусством — это так называемые дианоэтические добродетели, которые достигаются через подчинение страстей разуму.
Слайд 8
Иррационализм
Немецкий философ XIX века Артур Шопенгауэр определил жизнь
человека как проявление некой мировой воли: людям кажется, что
они поступают по собственному желанию, но на самом деле ими движет чужая воля. Будучи бессознательной, мировая воля абсолютно безразлична к своим творениям — людям, которые брошены ею на произвол случайно складывающихся обстоятельств.
Слайд 9
Согласно Шопенгауэру, жизнь — это ад, в котором глупец
гонится за наслаждениями и приходит к разочарованию, а мудрец,
наоборот, старается избегать бед через самоограничение — мудро живущий человек осознаёт неизбежность бедствий, а потому обуздывает свои страсти и ставит предел своим желаниям. Жизнь человека, по Шопенгауэру, — это постоянная борьба со смертью, непрестанное страдание, причём все усилия освободиться от страданий приводят лишь к тому, что одно страдание заменяется другим, тогда как удовлетворение основных жизненных потребностей оборачивается лишь пресыщением и скукой.
Слайд 10
Экзистенциализм
Проблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы
философов-экзистенциалистов XX века — Альбера КамюПроблеме выбора смысла жизни, в
частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жана-Поля СартраПроблеме выбора смысла жизни, в частности, посвящены работы философов-экзистенциалистов XX века — Альбера Камю («Миф о Сизифе»), Жана-Поля Сартра («Тошнота»), Мартина Хайдеггера («Разговор на проселочной дороге»), Карла Ясперса («Смысл и назначение истории»).
Предтеча экзистенциализма, датскийПредтеча экзистенциализма, датский философПредтеча экзистенциализма, датский философ XIX века Сёрен Обю Киркегор утверждал, что жизнь полна абсурда и человек должен создавать свои собственные ценности в равнодушном мире.
Слайд 11
Нигилистские взгляды
Фридрих НицшеФридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение
мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой
истины или существенной ценности. Термин «нигилизмФридрих Ницше характеризовал нигилизм как опорожнение мира и особенно человеческого существования от смысла, цели, постижимой истины или существенной ценности. Термин «нигилизм» происходит от лат. «nihil», что означает «ничего, что означает «ничего». Ницше описывал христианство как нигилистическую религию, поскольку она удаляет смысл из земной жизни, концентрируясь взамен на предполагаемой потусторонней жизни.
Слайд 12
Он также видел нигилизм как естественный результат идеи
«смерти Бога» и настойчиво утверждал, что эта идея была
тем, что должно быть преодолено, возвращая смысл на Землю. Ф. Ницше также считал, что смыслом жизни является подготовка Земли к появлению сверхчеловека: «Человек — это канат, натянутый между обезьяной и сверхчеловеком», — что имеет определенные общие черты с мнением трансгуманистов о постчеловеке, человеке будущего.
Слайд 13
Позитивистские взгляды
Что касается смысла жизни, Людвиг Витгенштейн и
другие логические позитивисты скажут: выраженный через язык, вопрос бессмысленен.
Другими словами, вещи в личной жизни могут иметь смысл (важность), но сама жизнь не имеет никакого смысла отличного от этих вещей. В этом контексте говорится, что чья-то персональная жизнь имеет смысл (важна для самой себя или других) в форме событий, случающихся на протяжении всей этой жизни, и результатов этой жизни в терминах достижений, наследства, семьи и т. д..
Слайд 14
Прагматический подход
Философы-прагматики полагают, что вместо поисков истины о
жизни мы должны искать полезное понимание жизни. Уильям Джеймс
утверждал, что истина может быть создана, но не найдена. Таким образом, смысл жизни — это вера в цель жизни, которая не противоречит чьему-либо опыту содержательной жизни. Грубо говоря, это могло бы звучать как: «Смыслом жизни являются те цели, которые заставляют вас ценить её». Для прагматика смысл жизни, вашей жизни, может быть открыт только через опыт.
Слайд 15
Точка зрения трансгуманизма
ТрансгуманизмТрансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен
искать улучшения человеческой расыТрансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен
искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизмаТрансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертностьТрансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгомТрансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человекаТрансгуманизм выдвигает гипотезу, что человек должен искать улучшения человеческой расы как целого. Но он идёт дальше гуманизма, подчёркивая, что человек также должен активно совершенствовать тело, используя технологии, для того чтобы преодолеть все биологические ограничения (смертность, физические недостатки и пр.). Первоначально это означало, что человек должен стать киборгом, но с появлением биоинженерии открываются другие варианты развития. Таким образом, основная цель трансгуманизма — это развитие человека в так называемого «постчеловека», наследника человека разумного (Homo sapiens)
Слайд 16
Религиозные подходы и теории
Большинство религий охватывают и выражают
определённые понятия о смысле жизни, предлагая метафизические причины для
объяснения того, почему существуют люди и все другие организмы. Возможно, фундаментальное определение религиозной веры — это убеждение в том, что жизнь служит Высшей, Божественной цели.
Часто предполагается, что религия — это ответ на человеческую потребность перестать ощущать состояние растерянности или страх смерти (и сопутствующее желание не умирать). Определяя мир за пределами жизни (духовный мир), эти потребности «удовлетворяются», обеспечивая смысл, цель и надежду для наших (в противном случае бессмысленных, бесцельных и конечных) жизней.
Слайд 17
Смысл жизни с точки зрения Христианства
Истинный смысл жизни,
- в принятии Иисуса Христа нашим Господом и Спасителем.
В этом наше спасение и жизнь вечная.
Онтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не всё в этом мире имеет смысл — есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство ИудыОнтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не всё в этом мире имеет смысл — есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Такие поступки называются грехамиОнтологически самостоятельным бытием является только Бог, все «тварное» существует и осмысляется только в непрерывной связи с Творцом. Однако не всё в этом мире имеет смысл — есть бессмысленные, иррациональные поступки. Примером такого поступка является, например, предательство Иуды или его самоубийство. Таким образом, христианство учит, что один поступок может обессмыслить всю жизнь. Такие поступки называются грехами. Грех — это не только зло, а ещё и бессмыслица. Самооправдание греха — это самообман, лесть себе и в то же время попытка укрыться в свой «виртуальный мир» от реальности. Обратный процесс — возвращение к реальности и осмысление бессмысленной жизни, возможен только при невидимом личном присутствии Творца, и называется покаянием.
Слайд 18
Иудаизм
Согласно Торе, Всевышний создал человека в качестве собеседника
и сотворца. И мир, и человек созданы несовершенными умышленно —
для того, чтобы человек, с помощью Всевышнего, поднимал себя и окружающий мир на высшие уровни совершенства.
Смысл жизни любого человека состоит в служении Творцу, даже в самых будничных делах — когда человек ест, спит, отправляет естественные потребности, исполняет супружеский долг — он должен делать это с мыслью о том, что заботится о теле — для того, чтобы иметь возможность с полной самоотдачей служить Творцу.
Смысл жизни человека — в способствовании установлению царства Всевышнего над миром, раскрытии его света для всех народов мира.
Слайд 19
Ислам
Ислам подразумевает особое отношение между человеком и Богом —
«вручение себя Богу», «покорность Богу»; последователи Ислама — мусульмане, то
есть «преданные». Смысл жизни мусульманина состоит в том, чтобы поклоняться Всевышнему: «Я сотворил джиннов и людей только для того, чтобы они поклонялись Мне.» (Коран, 51:56).
Согласно основополагающим догматам Ислама, «Аллах (Бог) властвует надо всем и опекает свои творения. Он Милостив, Милосерден и Всепрощающ. Люди же должны полностью предать себя Ему, быть покорными и смиренными, всегда и во всём полагаться только на волю и милость Аллаха. При этом человек ответственен за свои деяния — и праведные, и неправедные. За свои поступки каждый человек получит воздаяние на Суде, которому Аллах подвергнет всех, воскресив их из мёртвых. Праведники попадут в рай, грешникам же предстоит суровое наказание в аду»
Слайд 20
Индуизм
Индуизм как религия объединяет разнообразные верования и философские
системы. Индуисты верят в то, что вечной, изначальной, истинной
сущностью каждого человека является его дух или душа, называемая атманом.
Слайд 21
Буддизм
Согласно учению Будды, доминирующим, неотъемлемым свойством жизни каждого
человека является страдание (дукха), а смысл и высшая цель
жизни состоит в прекращении страдания.
Источником страдания являются человеческие желания. Прекратить страдание считается возможным только по достижении особого принципиально невыразимого состояния — просветления (нирваны — состояния полного отсутствия желаний, а значит и страданий).
С точки зрения буддизма южной традиции (Тхеравада), смысл жизни состоит в изучении собственного сознания, повышении степени осознанности, достижении естественного состояния ума и, в конечном итоге, в полном прекращении бытия в обычном понимании этого слова (то есть достижении нирваны).
Слайд 22
Язычество
В язычестве под смыслом жизни подразумевается стремление человека
к процветанию его Рода. Все люди — потомки богов. Таким
образом, из частного процветания одного человека строится смысл существования семьи, страны и, наконец — всего мира.
Слайд 23
Объективные смыслы жизни
Иерархию объективных смыслов жизни (ценностей) современного
человека можно представить на основе приблизительной последовательности, приведённой на
схеме.