Слайд 2
Манифест современного трансцендентализма
(http://transcendental.ucoz.ru/)
В свое время, в противовес
засилью спекулятивно–идеалистических систем фихте–шеллинго-гегелевского типа, неокантианцами был провозглашен лозунг
«Назад к Канту!» («Zurueck nach Kant!», O. Liebmann, 1865) как призыв к возрождению научной метафизики как теории опыта, направленной на осмысление развития современной науки (точнее этот призыв звучит так: «Auf Kant muß zurückgegangen werden» (А.Н. Круглов)).
Сейчас мы провозглашаем его еще раз, правда уже как «Вперед с Кантом!», в условиях якобы «смерти метафизики», поскольку эвристический потенциал трансцендентализма для построения теории человеческого опыта каковой и должна быть метафизика (в качестве первой философии Аристотеля) отнюдь не исчерпан.
Слайд 3
Общее понимание трансцендентальной философии (трансцендентализма)
Вот как
Кант определяет в общем трансцендентализм:
«Я называю трансцендентальным всякое познание,
занимающееся не столько предметами, сколько [нашим] способом познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. — К.С.).
Система таких понятий называлась бы трансцендентальной философией» [В 25]
Слайд 4
Общий и прикладной трансцендентализм
«Я называю
трансцендентальным всякое познание, занимающееся не столько предметами, сколько видами
нашего познания предметов, поскольку это познание должно быть возможным a priori (подчеркнуто мной. — К.С.).
(«nicht sowohl mit Gedenständen, sodern mit unserer Erkennthissart»)
Слайд 5
Общий и прикладной трансцендентализм
Можно выделить три
основных вида нашего (человеческого) познания:
Философское («метафизическое»); онтология;
Естественнонаучное
(«физика»);
Математическое;
Искусство (как, возможно, четвертый «тип познания»).
Слайд 6
Трансцендентальная аргументация
Ядром Transscendentalphilosophie выступает трансцендентальная аргументация (англ. transcendental
argument(s)).
Структура трансцендентального аргумента (в свете кантовского вопроса «Как
возможно…?» ) выглядит так:
1. E (где E — некоторый опытный факт).
2. P есть необходимое условие E (где P — не–опытная «гипотеза»).
3. Следовательно, P.
Слайд 7
Трансцендентальная аргументация в общем
1. E
(где E — некоторый опытный факт).
2. P есть необходимое
условие E (где P — не–опытная «гипотеза»).
3. Следовательно, P.
Если перейти на кантовский язык, то P из п.2 выступает как [необходимо–всеобщее] трансцендентальное условие [КЧР, 504 (А 106)]
Слайд 8
Трансцендентальная онтология
Решающим же для понимания кантовского
трансцендентализма является противопоставление трансцендентального эмпирическому, по поводу которого Кант,
подводя итог своему определению трансцендентального, говорит следующее: «различие между трансцендентальным и эмпирическим причастно только к критике знаний и не касается отношения их к предмету» [КЧР, 73; В 80/81].
Замечу, что трансцендентальное противостоит эмпирическому в другом, чем априорное, отношении, что напоминает противопоставление естественной и феноменологической установок сознания Гуссерля.
Слайд 9
Трансцендентальная онтология
Если рассматривать познание как соотношение эмпирических субъекта
и объекта, то специфика трансцендентализма в переключении интенции с
объекта (Античность) и субъекта (Новое время) на познание [предмета], или построение теории опыта :
вещь — опыт — сознание
Слайд 10
Трансцендентальная онтология
Тем самым можно говорить о трансцендентальном сдвиге:
вещь
— (эмпирическое) — опыт — (трансцендентальное) — сознание
Противопоставление классической
и трансцендентальной метафизики: преодоление эмпирической точки зрения.
Слайд 11
Трансцендентальная реальность
опыт /опытное познание
(область трансцендентального)
трансцендентальный объект ---
трансцендентальный субъект
Каков онтологический статус трансцендентальной реальности?
Слайд 12
Онтологический статус трансцендентальная реальности
Представим, что
мы наблюдаем некоторую звезду с помощью телескопа (пример Г. Фреге).
Кантовской вещи–в–себе будет соответствовать звезда (сама по себе), ее субъективным (чувственным) представлением (вещью–для–нас) будет образ нашего сознания, а трансцендентальное (трансцендентальный предмет) можно соотнести с изображением звезды на линзе телескопа: оно имеет объективную значимость [1], поскольку является не данностью нашего сознания, а соответствует объективно (реально) существующей звезде (как объекту!).
[1] Следует отличать кантовскую объективную значимость от объективного существования: звезда на линзе телескопа, как образ реальной звезды, объективно значима, но не существует в том же самом смысле как реальная звезда сама по себе.
Слайд 13
Онтологический статус трансцендентальная реальности