Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Трансцендентальный идеализм как философская технология

Содержание

Эволюция поисков оснований для идеологической (мировоззренческой) объективности (до И. Канта)Трансцендентальный идеализм И. Канта возникает в ответ на вызов Д. Юма. И. Кант стремится спасти объективность (прежде всего, религиозную и этическую) в условиях, когда Д. Юм ограничил
ТЕМА: Трансцендентальный идеализм как философская технология Эволюция поисков оснований для идеологической (мировоззренческой) объективности (до И. Канта)Трансцендентальный идеализм И. Идеи, оказавшие влияние на трансцендентальный идеализмОснования объективности познания находятся в самом субъекте, Небольшой философский словарик для понимания И. КантаВЕЩЬ-В-СЕБЕ – предмет как он есть Проблематика И. КантаКоперниканский переворот в философии –это отказ от подхода, согласно которому И. Кант: от врожденных идей к априорным формамИ. Кант обратил внимание на ?Вещь-в-себеЧувственный опытРассудокРазумАприорные формы:Пространство и время – позволяют упорядочить элементы наших ощущений для Априорные формы чувственного познания: пространство и времяПространство, по И. Канту, это, по «Синтетическое единство сознания есть, следовательно, объективное условие всякого познания; не только я Априорные формы рассудка: категорииЧеловек мыслит посредством языка, а значит всякая его мысль Содержание категорий АнтиномииМир имеет начало во времени и ограничен в пространстве VS Мир не Практический разумИ. Кант не ограничивается априорными формами, обеспечивающими усвоение нами опыта. В Эволюция поисков оснований для идеологической (мировоззренческой) объективности Основные идеи трансцендентального идеализмаОснования объективности познания находятся в самом субъекте, это врожденные НеокантианствоЛозунг «Назад к Канту» был провозглашен в пику набиравшим силу идеям позитивизма Философия символических форм Э. КассирераЧеловек = символическое животное.В человеческом сознании существует символическая Философия В. ВиндельбандаРазделил все науки на номотетические и идеографические. Целью номотетических наук Э. Кассирер о агнозии, апраксии, афазии«Он отличает «шероховатое» от «гладкого», «твердое» от Наследие кантианства и неокантианствафеноменологияпрагматизмэмпириокритицизманалитическая философияэкзистенциализмгерменевтикаструктурализм Возможности современного истолкования кантианских и неокантианских идейВ нашем сознании содержаться некоторые формы
Слайды презентации

Слайд 2 Эволюция поисков оснований для идеологической (мировоззренческой) объективности (до

Эволюция поисков оснований для идеологической (мировоззренческой) объективности (до И. Канта)Трансцендентальный идеализм

И. Канта)
Трансцендентальный идеализм И. Канта возникает в ответ на

вызов Д. Юма. И. Кант стремится спасти объективность (прежде всего, религиозную и этическую) в условиях, когда Д. Юм ограничил возможности нашего познания границами нашего субъективного сознания. В ответ И. Кант ищет объективное в самом субъекте.

Слайд 3 Идеи, оказавшие влияние на трансцендентальный идеализм
Основания объективности познания

Идеи, оказавшие влияние на трансцендентальный идеализмОснования объективности познания находятся в самом

находятся в самом субъекте, это врожденные идеи. Поэтому анализируя

собственное сознание я могу прийти к выводам, описывающим объективную реальность.

Все монады, в том числе и человеческие души, изолированы друг от друга, а синхронность их восприятия задается тем, что она запрограммирована богом (предустановленная гармония).

Врожденных идей не существует.

Мы ничего не можем знать об объективной реальности, все что мы можем изучать – это восприятия, идеи и ассоциации между ними в нашем сознании.

?





И. Кант

Д. Юм

Д. Локк

Г. Лейбниц

Р. Декарт


Слайд 4 Небольшой философский словарик для понимания И. Канта
ВЕЩЬ-В-СЕБЕ –

Небольшой философский словарик для понимания И. КантаВЕЩЬ-В-СЕБЕ – предмет как он

предмет как он есть сам по себе в объективной

реальности.
ЯВЛЕНИЕ (вещь-для-нас) – предмет как он дан нам в нашем сознании.
АПРИОРНОЕ – то, что получено не из опыта.
АПОСТЕРИОРНОЕ – полученное из опыта.
ТРАНСЦЕНДЕНТНОЕ (от лат. transcendens — переступающий, превосходящий, выходящий за пределы) — философский термин, характеризующий то, что принципиально недоступно опытному познанию.
ИММАНЕНТНОЕ (лат. immanens - «пребывающий внутри») — философский термин, обозначающий то, что внутренне присуще чему-либо, в том числе и нашему сознанию.
ТРАНСЦЕНДЕНТАЛЬНОЕ — это априорные формы познания, которые обуславливают и определяют возможность всякого опыта и организовывают наше
познание (та часть имманентного, которая непосредственно «примыкает» к трансцендентному, находится внутри нашего сознания, но непознаваемо).
КАТЕГОРИИ – предельно-общие понятия, которые невозможно больше обобщить.

Слайд 5 Проблематика И. Канта
Коперниканский переворот в философии –это отказ

Проблематика И. КантаКоперниканский переворот в философии –это отказ от подхода, согласно

от подхода, согласно которому мы остаемся пассивными созерцателями, ожидающими,

что природа навязывает нам свои законы. Вместо этого И. Кант предлагает подход, в котором мы в процессе познания навязываем нашим чувствам и ощущениям порядок и законы нашего рассудка.




Основной вопрос философии И. Канта: ЧТО ТАКОЕ ЧЕЛОВЕК?

ЧТО Я МОГУ ЗНАТЬ?

ЧТО Я ДОЛЖЕН ДЕЛАТЬ?

НА ЧТО Я МОГУ НАДЕЯТЬСЯ?

«Критика чистого разума» (1781)

«Критика практического разума» (1788)

«Религия в пределах только разума» (1793)

Создание критической философии, которую И. Кант противопоставляет догматической философии своих предшественников.











Слайд 6 И. Кант: от врожденных идей к априорным формам
И.

И. Кант: от врожденных идей к априорным формамИ. Кант обратил внимание

Кант обратил внимание на ключевой дефект концепции Д. Локка

о «чистой доске». Если человек представляет собой чистую доску до получения опыта, то как возможно получение первого опыта, ведь сам механизм восприятия опыта тоже должен быть результатом самого опыта? Получается круг: чтоб получить опыт, мы должны прежде иметь систему восприятия опыта, а чтобы сформировалась такая система, мы должны до этого уже получить ее из опыта, то есть иметь прежде сам опыт.

И. Кант делает предположение о наличии в нашем сознании априорных способностей, делающих возможным получение опыта как такового.

Иммануил Кант (1724-1804)


Слайд 7 ?
Вещь-в-себе
Чувственный опыт

Рассудок

Разум

Априорные формы:
Пространство и время – позволяют упорядочить

?Вещь-в-себеЧувственный опытРассудокРазумАприорные формы:Пространство и время – позволяют упорядочить элементы наших ощущений

элементы наших ощущений для образования целостной движущейся картины реальности.
Априорные

формы:
Категории – позволяют структурировать полученную картинку и выразить ее содержание в языке

Структура получения опытного знания по И. Канту

Априорные формы:
Трансцендентальные идеи (душа, мир, бог).


Слайд 8 Априорные формы чувственного познания: пространство и время


Пространство, по

Априорные формы чувственного познания: пространство и времяПространство, по И. Канту, это,

И. Канту, это, по сути, внутренняя способность человека дифференцировать

элементы ощущения, распределять их таким образом, что каждому из них приписывается определенное место в единой картине.

Время, по И. Канту, это внутренняя способность дифференцировать элементы ощущения таким образом, что эти картины опыта воспринимаются как последовательные, сменяющие друг друга.

При этом пространство мыслится как мера внешнего опыта, так как она распределяет сами актуальные элементы ощущений, а время – внутреннего, так как оно соотносит актуальные элементы ощущений с сохранившимися в памяти.


Слайд 9 «Синтетическое единство сознания есть, следовательно, объективное условие всякого

«Синтетическое единство сознания есть, следовательно, объективное условие всякого познания; не только

познания; не только я сам нуждаюсь в нем для

познания объекта, но и всякое созерцание, для того чтобы стать для меня объектом, должно подчиняться этому условию, так как иным путем и без этого синтеза многообразное не объединилось бы в одном сознании».

Синтетическое единство апперцепции

«Должно быть возможно, чтобы [суждение] я мыслю сопровождало все мои представления; в противном случае во мне представлялось бы нечто такое, что вовсе нельзя было бы мыслить, иными словами, представление или было бы невозможно, или по крайней мере для меня оно было бы ничем. Представление, которое может быть дано до всякого мышления, называется созерцанием. Все многообразное в созерцании имеет, следовательно, необходимое отношение к [суждению] я мыслю в том самом субъекте, в котором это многообразное находится... Я называю его чистой апперцепцией... В самом деле, многообразные представления, данные в некотором созерцании, не были бы все вместе моими представлениями, если бы они не принадлежали все вместе одному самосознанию; иными словами, как мои представления (хотя бы я их и не сознавал таковыми), они все же необходимо должны сообразоваться с условием, единственно при котором они могут находиться вместе в одном общем самосознании, так как в противном случае они не все принадлежали бы мне».


Слайд 10 Априорные формы рассудка: категории
Человек мыслит посредством языка, а

Априорные формы рассудка: категорииЧеловек мыслит посредством языка, а значит всякая его

значит всякая его мысль существует в виде суждения, но

суждение всегда подразумевает некоторую связь между различными понятиями. Способность установить такую связь должна предшествовать формулированию соответствующего суждения. Таким образом, категории И. Канта – это способности устанавливать разного типа связи внутри полученной от чувств картины мира. Поэтому каждая категория обуславливает существование своего типа суждений.

Слайд 11 Содержание категорий

Содержание категорий

Слайд 12 Антиномии
Мир имеет начало во времени и ограничен в

АнтиномииМир имеет начало во времени и ограничен в пространстве VS Мир

пространстве VS Мир не имеет начала во времени и

не ограничен в пространстве.

Всё сложное состоит из простых частей VS Ни одна сложная вещь не состоит из простых частей.

Существует свободная причинность (не всё по законам природы) VS Нет никакой свободной причинности.

К миру принадлежит абсолютно необходимая сущность VS Нет никакой абсолютно необходимой сущности


Слайд 13 Практический разум
И. Кант не ограничивается априорными формами, обеспечивающими

Практический разумИ. Кант не ограничивается априорными формами, обеспечивающими усвоение нами опыта.

усвоение нами опыта.
В сфере этического (практический разум) И.

Кант утверждает существование априорного морального закона, обусловленная абсолютным моральным началом нравственности – безусловной, чистой доброй волей.

Этот закон гласит:
ПОСТУПАЙ ТАК, ЧТОБЫ МАКСИМА ТВОЕЙ ВОЛИ МОГЛА В ТО ЖЕ ВРЕМЯ ИМЕТЬ СИЛУ ПРИНЦИПА ВСЕОБЩЕГО ЗАКОНОДАТЕЛЬСТВА.



ДОЛГ

СКЛОННОСТЬ






Слайд 14 Эволюция поисков оснований для идеологической (мировоззренческой) объективности

Эволюция поисков оснований для идеологической (мировоззренческой) объективности

Слайд 15 Основные идеи трансцендентального идеализма
Основания объективности познания находятся в

Основные идеи трансцендентального идеализмаОснования объективности познания находятся в самом субъекте, это

самом субъекте, это врожденные идеи. Поэтому анализируя собственное сознание

я могу прийти к выводам, описывающим объективную реальность.

Все монады, в том числе и человеческие души, изолированы друг от друга, а синхронность их восприятия задается тем, что она запрограммирована богом (предустановленная гармония).

Врожденных идей не существует.

Мы ничего не можем знать об объективной реальности, все что мы можем изучать – это восприятия, идеи и ассоциации между ними в нашем сознании.

1. Реальность непознаваема, познаваемо только наше представление о реальности.
2. Исследование нашего сознания может вывести субъекта к объективным основаниям истинного познания, которые находятся в нем самом.
3. Эти основания – не врожденные идеи.
4. Эти основания – формы, которые обеспечивают возможность того, что мы способны осуществлять ассоциации между идеями.
5. Универсальность этих форм обеспечивает синхронность представлений отдельных субъектов, что позволяет нам говорить об универсальном трансцендентальном субъекте.

2

1, 4

5

3

И. Кант

Д. Юм

Д. Локк

Г. Лейбниц

Р. Декарт


Слайд 16 Неокантианство
Лозунг «Назад к Канту» был провозглашен в пику

НеокантианствоЛозунг «Назад к Канту» был провозглашен в пику набиравшим силу идеям

набиравшим силу идеям позитивизма и эмпириокритицизма.
При это неокантианцы отказались

от понятия «вещь-в-себе».

Герман Коген (1842—1918)

Пауль Наторп (1854—1924)

Эрнст Кассирер (1874—1945)

Вильгельм Виндельбанд (1848 - 1915)

Генрих Риккерт
(1863-1936)

Марбургская школа

Баденская школа


Слайд 17 Философия символических форм Э. Кассирера
Человек = символическое животное.

В

Философия символических форм Э. КассирераЧеловек = символическое животное.В человеческом сознании существует

человеческом сознании существует символическая функция.

Человеческое сознание создает символические

формы.


Человек живет не в мире природы, а в мире символических форм, в символическом универсуме.

Аспекты символической функции:
Функция выражения.
Функция представления.
Функция означивания.

«Человек живет отныне не только в физическом, но и в символическом универсуме. Язык, миф, искусство, религия — части этого универсума, те разные нити, из которых сплетается символическая сеть, запутанная ткань человеческого опыта» (Э. Кассирер).


Слайд 18 Философия В. Виндельбанда
Разделил все науки на номотетические и

Философия В. ВиндельбандаРазделил все науки на номотетические и идеографические. Целью номотетических

идеографические. Целью номотетических наук является открытие научных законов, а

целью идеографических – описание индивидуальных фактов. Общие законы не выражают специфики и уникальности единичного существования. В. Виндельбандт вообще отвергал возможность применимости объективных законов к историческому познанию, к феноменам человеческого бытия.

Философия является наукой о ценностях. Смысл и значение имеют те феномены действительности, которые можно отнести к ценностям — к истине, благу, красоте, святости. В любых человеческих поступках, совершаемых во имя той или иной ценности, выявляется несводимость нашего существа к каким бы то ни было объективным (природным) закономерностям, выявляется индивидуальная свобода. Все отдельные науки занимаются изучением того, что е с т ь, а философия изучает то, что должно быть, т. е. идеалы, ценности. Философия, таким образом, является наукой о совести, долге и свободе, в узком смысле она является этикой, наукой о должном.

«И все же — и в этом лежит коренной факт философии - при всей этой естественной необходимости всех без исключения оценок и их объектов мы непоколебимо убеждены, что есть известные оценки, которые имеют абсолютное значение, хотя бы они фактически не пользовались всеобщим признанием или даже никем не признавались» (В. Виндельбанд).




Слайд 19 Э. Кассирер о агнозии, апраксии, афазии
«Он отличает «шероховатое»

Э. Кассирер о агнозии, апраксии, афазии«Он отличает «шероховатое» от «гладкого», «твердое»

от «гладкого», «твердое» от «мягкого», «цветное» от «бесцветного», но

все эти данные он не может на равных со здоровым применять для опознания объектов. Если больному, страдающему от тактильной агнозии, дать в руки знакомый ему в повседневной жизни предмет, то ему удается установить, что предмет холодный, тяжелый, гладкий, но не то, что он держит в руках монету; он чувствует, что предмет мягкий, теплый и легкий, но не узнает в нем кусок ваты и т.д. Здесь особенно бросается в глаза то, что нарушение ограничивается одним кругом перцептивного узнавания, хотя за его пределами процесс узнавания происходит точно так же, как у здорового. Например, тактильная агнозия чаще всего задевает одну руку: взяв объект в левую руку, больной может сказать о нем только то, что он твердый, холодный и гладкий, тогда как, держа его в правой руке, он сразу определяет, что это — «часы»».

«Сильнее всего обычно нарушается локализация чувственных стимулов; серьезные дефекты обнаруживаются в представлениях больного о собственном теле, о расположении отдельных конечностей. Так, указанный «душевно слепой» с закрытыми глазами не мог сориентироваться, где у него голова, где остальные части тела. Если одну из его конечностей размещали определенным образом (скажем, правую руку поднимали и горизонтально вытягивали), то он не мог сразу ничего сказать о ее положении, пока косвенно, с помощью каких-то колебательных движений всем телом, не получал указаний относительно положения конечности. В данном случае он также приходил к результату, «произнося по буквам» отдельные действия. Столь же незначительным было у пациента непосредственное чувство относительно положения его тела в пространстве. Например, он не мог с точностью определить, стоит ли он, вытянулся ли он на диване горизонтально или под углом в 45 градусов. Без указанных выше обходных путей он не мог ничего сказать о направлении и силе тех движений, которые извне совершались с его конечностями».


Слайд 20 Наследие кантианства и неокантианства
феноменология
прагматизм
эмпириокритицизм
аналитическая философия
экзистенциализм
герменевтика
структурализм

Наследие кантианства и неокантианствафеноменологияпрагматизмэмпириокритицизманалитическая философияэкзистенциализмгерменевтикаструктурализм

  • Имя файла: transtsendentalnyy-idealizm-kak-filosofskaya-tehnologiya.pptx
  • Количество просмотров: 175
  • Количество скачиваний: 0