по Канту, является наукой о высших идеях
Слайд 3
Герои «Мастера и Маргариты» о Канте
Слайд 4
Герои «Мастера и Маргариты» о доказательствах
бытия Бога и Иммануиле Канте
«Доказательство Канта, - тонко улыбнувшись,
возразил образованный редактор , - также неубедительно»
Слайд 5
Кант о Боге
“В моральном отношении следует признавать существование
Бога”( И. Кант, «Критика практического разума»).
В советских
атеистических кругах, как и во всем марксизме, утвердилась идея о создании Кантом морального доказательства бытия Бога, о чём и говорили герои Булгакова.
Слайд 6
Мыслитель из Кёнигсберга
Иммануил Кант родился,
учился и умер в г. Кёнигсберге (ныне Калининград).
Императрица Елизавета Петровна отклонила в 1758 году прошение Канта о присвоении ему звание профессора
С 1794 года Кант иностранный почетный член Петербургской академии наук
Слайд 7
Молодой Кант. Рисунок графини Кайзерлинг
— Разве вы думаете,
что дамы не способны философски размышлять?
— Ах, да, конечно...
— резко сказал Кант, и по тону его собеседница поняла, что Кант оценил ее по достоинству.
Слайд 8
Образ жизни Канта
Спать он ложился ровно в
9 вечера. Подъем в 5 утра
Обед только в кругу
остроумных друзей - на шесть персон!
Знаменитые прогулки по которым горожане сверяли часы
Во время одиночных прогулок Кант нередко обдумывал самые глубокомысленные из своих идей
Слайд 9
Иммануил Кант
(1724-1804)
Всеобщая естественная история и теория неба
(1755)
Критика чистого разума (1781/1787)
Пролегомены ко всякой будущей метафизике… (1783)
Основы
метафизики нравственности (1785)
Критика практического разума (1788)
В 1793 году Кант издал сочинение- «Религия в границах чистого разума».
Слайд 10
Иммануил Кант: творческий путь
Все творчество И. Канта можно
разделить на два больших периода:
• докритический (до начала 70-х
гг. XVIII в.);
• критический (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.).
Кант удачно развивает критический подход, но в дальнейшем его труды также критикуются по терминологии марксизма «слева» и «справа».
Слайд 11
Докритический период
Кант был крупным ученым
в
области естествознания: космогонии, физической географии,
антропологии.
В
1747-1755, он разработал и опубликовал свою космогоническую гипотезу происхождения Солнечной системы из первоначальной туманности, не утратившую актуальности до сих пор.
(Основной труд: "Всеобщая естественная история и теория неба", 1755)
В 1755 Кант , завершая обучение в университете, защищает магистерскую диссертацию "Об огне".
Слайд 12
Философия И. Канта
Философская система Канта имеет название критического
или трансцендентального идеализма.
Сферу философии по Канту образуют следующие
вопросы:
1. Что я могу знать?
2. Что я должен делать?
3. На что я смею надеяться?
4. Что такое человек?
На первый вопрос отвечает метафизика, на второй — мораль, на третий — религия и на четвертый — антропология.
Слайд 13
Критический подход
Кант как философ похож на Сократа, но
издал много книг
В основе философских
исследований Канта критического периода (начало 70-х гг. XVIII в. и до 1804 г.) проблема познания
Слайд 14
Теория познания
Кант ввел деятельность, активность субъекта в
теорию познания, назвав это «коперниканским переворотом» в философии. Мы
получаем опыт на основе существующего знания.
Пространство, время, причинность даны до опыта -априорно и делают возможным сам опыт.
Кант критикует традиционный рационализм, синтезирует рационализм и эмпиризм
Любое познание оформлено субъектом, т.к. начинается с организованного им опыта
Опытное знание получается как результат понятийной обработки
В марксистской литературе отмечали непоследовательность учения Канта , критиковали его агностицизм и идеализм.
Слайд 15
Теория познания
Апостериорное знание — то знание, которое
получает человек в результате опыта. Данное знание может быть
только предположительным, но не достоверным.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально.
Примеры: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени« очевидны
Разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
• внешние границы - внутреннюю сущность «вещей в себе».
Слайд 16
Теория познания
Апостериорное знание — то знание, которое
получает человек в результате опыта. Данное знание может быть
только предположительным, но не достоверным.
Априорное знание — доопытное, то есть то, которое существует в разуме изначально.
Примеры: "Все тела протяженные", "Человеческая жизнь протекает во времени« очевидны
Разум наталкивается на две непроницаемые границы:
• собственные (внутренние для разума) границы, за которыми
возникают неразрешимые противоречия — антиномии;
• внешние границы - внутреннюю сущность «вещей в себе».
Слайд 17
Категории философии
Кант выделяет двенадцать и делит их на
четыре класса по три в каждом.
Данными классами являются:
• количество;
•
качество;
• отношение;
• модальность.
Сами категории:
• количества — единство, множество, цельность;
• качества — реальность, отрицание, ограничение;
• отношения - субстанциональность (присущность) и акциденция (самостоятельность); причина и следствие; взаимодействие;
• модальность — возможность и невозможность, существование и не существование, необходимость и случайность.
Всё в мире обладает количеством, качеством, отношениями, модальностью
Слайд 18
"Вещь в себе" — одно из центральных понятий
всей философии Канта.
"Вещь в себе" — это внутренняя
сущность вещи, которая никогда не будет познана разумом. Она за пределами наших познавательных способностей и не оформлена
Её можно познать лишь с помощью веры.
Пример :Тесто вещь в себе -ноумен, а печенье вещь для нас- феномен. Тесто уже приготовлено и мы не можем воспринимать его непосредственно. А печенье мы делаем с помощью нашего понимания и способностей
Слайд 20
Чистый разум: структура
Элементы исследуют три
философские дисциплины: «трансцендентальная эстетика», «трансцендентальная аналитика» и «трансцендентальная диалектика».
Чувственность — первый уровень сознания. Формы чувственности — пространство и время. Благодаря чувственности сознание первоначально систематизирует ощущения, размещая их в пространстве и времени.
Рассудок — следующий уровень сознания. Формы рассудка — категории — предельно общие понятия, с помощью которых происходит дальнейшее осмысление и систематизация первоначальных ощущений, размещенных в "системе координат" пространства и времени.
Разум - высший уровень сознания. Формами разума являются окончательные высшие идеи, например: идея Бога; идея души и др.
Слайд 21
Аналитические и синтетические суждения
Имеется еще одно деление знания
— на аналитическое (т. е. объясняющее) и синтетическое (т.
е. приращивающее).
«Прямая есть кратчайшее расстояние между двумя точками»- синтетическое суждение. Так как понятие о прямой не включает понятия о величине.
Серебро- белый металл. Есть в описании серебра-т.е. аналитическое суждение
Слайд 22
Критика практического разума
как общий итог
«Две вещи наполняют душу
всегда новым и всё более сильным
удивлением и благоговением, чем
чаще и продолжительнее мы
размышляем о них, – это звёздное небо надо мной и
моральный закон во мне».
Слайд 23
Категорический императив
Человек как цель
Поступай так, чтобы ты всегда
относился
к человечеству и в своём лице, и в лице
всякого
другого также как к цели и
никогда не относился бы к нему
только как к средству.
С позиции прагматизма объективное
основание морали не существует.
Мораль зависит от точки зрения конкретного
человека
Слайд 24
Категорический императив
Человек как цель
Поступай так, чтобы ты всегда
относился
к человечеству и в своём лице, и в лице
всякого
другого также как к цели и
никогда не относился бы к нему
только как к средству.
Слайд 25
Категорический императив
(вторая формулировка)
Поступай только так, чтобы воля
благодаря
своей максиме могла
рассматривать самоё себя, также как
устанавливающую всеобщие законы
Слайд 26
«прекрасное служит для изображения
неопределенного понятия рассудка,
возвышенное
— для такого же понятия разума»
Эстетическое удовольствие Кант характеризует
как незаинтересованное
Целесообразность
Слайд 27
Будущее
Перед человечеством, по Канту, открываются
две возможности достижения вечного мира:
одна – путем договора,
запрещающего войны,
другая – «вечный мир» на всемирном кладбище человечества после истребительной войны.
Слайд 28
К вечному миру
Пацифисты осуждают всякую
войну, отрицая саму возможность войн быть правомерными, освободительными, священными
и т. п