Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Восточная философия: особенности и характерные черты

Содержание

ПланВосточная философия как феномен. Особенности западного и восточного типов философствованияФилософия Древней Индии: характерные черты, основные школы и представители.Особенности и развитие философии в Древнем Китае: ДаосизмКонфуцианство
Мишина Юлия СергеевнаВосточная философия:особенности и характерные черты	Цель лекции: ознакомиться с основными философскими ПланВосточная философия как феномен. Особенности западного и восточного типов философствованияФилософия Древней Индии: Религиозность Спиритуальность Интуинтивизм Интровертность Пессимизм Образный, притчевый,  афористический стиль мышления.Отличительные чертывосточной философии: Принято считать, что западная философия: Рациональна Научна Ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность Отличительные чертыиндийской философии:Тесная связь с религиозно-мистической практикой.Большая (по сравнению с европейской) связь Веды – ( Брахман — безличный абсолют, «душа мира», первооснова всех вещей и феноменов.Атман — Символ сансары — непрекращающегося круга рождений и смертей. Рука с колесом на Под кармой в индийской философии понимается общая сумма совершенных поступков и их Упанишады (букв. «сидение у ног учителя») это тексты пояснения тайных знаний, содержащихся Основные школыиндийской философии НьяяРассматривает вопросы логики. Материальный мир существует и человек познает его при помощи ВайшешикаОснована риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего – МимансаВ основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах. СанкьяИсходит из дуализма материи и сознания, в мире действуют два начала: пракрити ВедантаКонец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах. ЙогаСистема практических действий,направленных на познаниеабсолюта. Базовыйтрактат – йога сутра.Йога посвящена спе-цифически определе-нию Система йоги более известна своей практической методикой освобождения от страданий и достижения Йога как практика предполагает медитацию. МЕ — включениеДИ — динамикаТА — восприятиеЦИ Медитация погружает сознание в неосознанную часть «Времени». Делая «Выдох» и «Вдох», человек Мандалы — схема космоса Мудра знанияМудра — ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов. На данной скульптуре изображены двое основателей джайнизма:Слева — Рушабха, чье существование не Буддизм — религиозно-философская концепция, которая возникла в VI-V вв. до н.э. Будда 4 благородные истины буддизма:Жизнь есть страданиеПричина страдания Восьмеричный путь:Правильное пониманиеПравильное намерениеПравильная речьПравильные делаПравильная жизньПравильное усилиеПравильные мыслиПравильное созерцание Полное освобождение от всего земного. Нирвану можно только ощутить. В состоянии нирваны Хинаяна («Малая колесница») – Тибет, Монголия, Алтай, Бурятия.Махаяна («Большая колесница») – Индия, Китай. Специфика китайской философии Философия в Китае определяла специфику и  систему ценностей Лао-цзы Даосизм: «Дао дэ цзин» (4 в. до н.э.) Лао-цзы Дао- путь, смысл,закон. Естественный путь всех вещей, не зависящий ни от бога, ни от людей, Дао — путь. С другой стороны, “дао”“Дао”нематериальная духовная основа всех вещей и явлений природы, в том числе и человека Ян — мужское, всетлое, активное.Инь — женское, тёмное и пассивное. КонфуцийЛунь Юй («Беседы и суждения») – сборник изречений Конфуция. Конфуцианство рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.Основные вопросы, решаемые конфуцианством: Основополагающие принципы Конфуцианства:• быть человечным (жень — гуманность)• жить в обществе и
Слайды презентации

Слайд 2 План

Восточная философия как феномен. Особенности западного и восточного

ПланВосточная философия как феномен. Особенности западного и восточного типов философствованияФилософия Древней

типов философствования

Философия Древней Индии: характерные черты, основные школы и

представители.

Особенности и развитие философии в Древнем Китае:
Даосизм
Конфуцианство

Слайд 3 Религиозность
Спиритуальность
Интуинтивизм
Интровертность
Пессимизм
Образный, притчевый,

Религиозность Спиритуальность Интуинтивизм Интровертность Пессимизм Образный, притчевый, афористический стиль мышления.Отличительные чертывосточной философии:

афористический стиль мышления.
Отличительные черты
восточной философии:


Слайд 4 Принято считать, что западная философия:

Рациональна
Научна
Ориентирована

Принято считать, что западная философия: Рациональна Научна Ориентирована на прогресс и активную преобразующую деятельность

на прогресс и
активную преобразующую деятельность


Слайд 5 Отличительные черты
индийской философии:

Тесная связь с религиозно-мистической практикой.

Большая (по

Отличительные чертыиндийской философии:Тесная связь с религиозно-мистической практикой.Большая (по сравнению с европейской)

сравнению с европейской) связь жизнью, с обыденными проблемами.

Пессимистический взгляд

на мир (мир есть страдание).

Слайд 6 Веды – ("ведать", "знать"), записанные на листках пальмы

Веды – (

около 1,5 тыс. лет до н. э. древнейшее произведение

индийской религиозной литературы, собрания песен и гимнов, отображающие религиозные мифы и предписания древнеиндийской (ведической) религии.





Важнейшая идея Вед — человек един с природой, он ее часть. Люди, животные и растения имеют тело и душу. Тело смертно, душа вечна. С гибелью тела душа не погибает, она переселяется в другое тело и становится его двойником.

В настоящее время известны четыре Веды:
Ригведа — ритуальные гимны, посвященные богам
Самаведа — список мелодий и мантр, необходимых при
жертвоприношениях
Яджурведа — наставления жрецам
Атхарваведа — народные магические представления,
медицинские и фармакологические знания

Каждая Веда состоит из четырех частей:
самхиты - религиозные гимны;
- брахманы - книги, написанные индийскими жрецами (брахманами);
- араньяки - книги лесных отшельников;
- упанишады (сидение у ног учителя) - философские комментарии к Ведам.


Слайд 7 Брахман — безличный абсолют, «душа мира», первооснова всех

Брахман — безличный абсолют, «душа мира», первооснова всех вещей и феноменов.Атман

вещей и феноменов.

Атман — вечная, неизменная духовная сущность. Это

абсолют, осознающий своё собственное существование.

Брахман и Атман соотносятся как абсолютный дух и его самосознание.

Слайд 8 Символ сансары — непрекращающегося круга рождений и смертей.

Символ сансары — непрекращающегося круга рождений и смертей. Рука с колесом

Рука с колесом на ладони символизирует джайнский обет Ахимсу,

значащий «ненасилие». В центре — слово «Ахимса».

Слайд 9 Под кармой в индийской философии понимается общая сумма

Под кармой в индийской философии понимается общая сумма совершенных поступков и

совершенных поступков и их последствий, определяющая характер нового рождения.

Это закон воздаяния.

Слайд 10 Упанишады (букв. «сидение у ног учителя») это тексты

Упанишады (букв. «сидение у ног учителя») это тексты пояснения тайных знаний,

пояснения тайных знаний, содержащихся в основных текстах Вед, представляют

собой комментарий к ведам.

• Древнейшие версии возникновения мира, среди которых
важное значение имели:
а) возникновение мира из яйца (идея о самозарождении
всего, осмысленного в качестве живого),
б) возникновение мира вследствие глубокого самососредоточения первичного духа,
в) возникновения мира в результате жертвоприношения (идея, согласно которой рождение и смерть неотделимы друг от друга);
• Трактовка первоосновы бытия как универсального
абстрактного принципа (Брахман), который
отождествляется с индивидуальной духовной сущностью
человека, с его душой (атман);


• Определенное видение жизненной судьбы человека:
концепция безграничного круга перевоплощений души
(сансара и закон кармы);
• Положительная оценка роли познания как
самососредоточение на первичных сущностях мира
(необходимость осознания единства Брахмана и атмана как
условия «освобождения» от безграничного круга
перевоплощений);
• Мнение о возможности и условиях осуществления
человеческой свободы, которая способна преодолеть
космический закон кармы;
• Соображения о соотношении действия, активности человека и свободы.

В тексте «Упанишад» зафиксировано:


Слайд 11 Основные школы
индийской философии

Основные школыиндийской философии

Слайд 12 Ньяя

Рассматривает вопросы логики. Материальный мир существует и человек

НьяяРассматривает вопросы логики. Материальный мир существует и человек познает его при

познает его при помощи пяти органов чувств, все, что

выходит за рамки пяти органов чувств – не существует.

Существуют четыре источника знания: восприятие, умозаключение, сравнение, и слово авторитета.

Слайд 13 Вайшешика

Основана риши Канадой. Существует два мира: чувственный и

ВайшешикаОснована риши Канадой. Существует два мира: чувственный и сверхчувственный. Основа всего

сверхчувственный. Основа всего – неделимые частицы. Пространство между частицами

заполнено веществом акаша (эфир). Брахман – изначальная жизненная сила атомов. Существуют два источника знания: восприятие и умозаключение.

Слайд 14 Миманса

В основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном

МимансаВ основе лежит авторитет Вед. Сосредоточены на правильном толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.

толковании вед и важности ритуалов описанных в ведах.


Слайд 15 Санкья

Исходит из дуализма материи и сознания, в мире

СанкьяИсходит из дуализма материи и сознания, в мире действуют два начала:

действуют два начала: пракрити (материя) и пуруша (дух). Цель

философии санкхьи — отвлечение духа от материи.

Слайд 16 Веданта

Конец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

ВедантаКонец Веды, сосредоточена на философии, изложенной в Упанишадах.

Слайд 17 Йога
Система практических действий,
направленных на познание
абсолюта. Базовый
трактат – йога

ЙогаСистема практических действий,направленных на познаниеабсолюта. Базовыйтрактат – йога сутра.Йога посвящена спе-цифически

сутра.
Йога посвящена спе-
цифически определе-
нию движущей силы
процесса освобождения,
описанию практических
методов для

достижения
состояния просветления.

Слайд 18 Система йоги более известна своей практической методикой освобождения

Система йоги более известна своей практической методикой освобождения от страданий и

от страданий и достижения духовного и телесного совершенства.
В практике

йоги различают 8 ступеней:

1. яма (воздержание от нанесения вреда живому, от прелюбодеяния, воровства, жадности и т.п.);
2. нияма (культура этики);
3. асана (положение, система статических физических упражнений);
4. пранаяма (контроль над дыханием);
5. пратьяхара (контроль над чувствами);
6. дхарана (выработка внимания);
7. дхьяна (созерцание);
8. самадхи (сосредоточенность, при которой субъект теряется
созерцаемом, теряет самого себя; а поскольку главным объектом созерцания является бог, то самадхи фактически означает единение с богом и, соответственно, блаженство и освобождение).

4 вида йоги:

раджа-йога дисциплинируя сознание;
хатка-йога — тело;
карма-йога — поведение;
бхакти-йога — религиозную деятельность;
джяна-йога — познавательные процессы.


Слайд 19










Йога как практика предполагает медитацию.
МЕ — включение
ДИ

Йога как практика предполагает медитацию. МЕ — включениеДИ — динамикаТА — восприятиеЦИ — энергияЯ — я

— динамика
ТА — восприятие
ЦИ — энергия
Я — я



Слайд 20 Медитация погружает сознание в неосознанную часть «Времени». Делая

Медитация погружает сознание в неосознанную часть «Времени». Делая «Выдох» и «Вдох»,

«Выдох» и «Вдох», человек осознаёт скорость и сложность жизни

через «Выдох»... В это время физическое тело звучит через мантры*, открывая язык Непознанного, выстраивая схемы новых ощущений и впечатлений...

Мантра (санскр. «орудие осуществления психического акта») — священный гимн в индуизме и буддизме, требующий точного воспроизведения звуков, его составляющих. Мантры часто сравнивают с молитвами и заклинаниями.

Медитация — это включение динамики восприятия энергии человека полностью сконцентрирован на:
- свои чакры
- внутренние органы
- «дыхание»
- пульсацию тела
- пульсы Ментального тела
- пульсы Астрального тела

Слайд 21 Мандалы — схема космоса

Мандалы — схема космоса

Слайд 23 Мудра знания
Мудра — ритуальное расположение кистей рук, ритуальный

Мудра знанияМудра — ритуальное расположение кистей рук, ритуальный язык жестов.

язык жестов.


Слайд 24 На данной скульптуре изображены двое основателей джайнизма:

Слева —

На данной скульптуре изображены двое основателей джайнизма:Слева — Рушабха, чье существование

Рушабха, чье существование не было подтверждено историками;

Справа — Махавира,

который систематизировал и реформировал религию и философию джайнизма.

Положение фигур характерно для джайниского искусства. Их тела идеализированы, почти лишены рельефности, что обусловлено упражнениями йоги, покоем и освобождением от плоти.

Джайнизм (от слова "Джина" - победитель) призывает человека подчинить свою жизнь строгим аскетическим регламентациям. Если человек способен это выдержать и еще и не причинить вреда ни одному существу, она становилась победителем кармы.


Слайд 26 Буддизм — религиозно-философская концепция, которая возникла в VI-V

Буддизм — религиозно-философская концепция, которая возникла в VI-V вв. до н.э.

вв. до н.э.
Будда — Сиддхартха Гаутама (563 –

483 гг. до н.э.) просветлённый.

Письменный источник философии буддизма — трипитака.

«Я обязуюсь спасти всех страждущих, сколько бы их ни было».
Буддизм исходит из равенства всех людей в страданиях, потому все вправе избавиться от них.

Буддизм ввел в качестве исходного понятия в свою философию «страдание».

Причиной страдания в буддизме являются желания. Главной причиной желаний является иллюзия.

Буддизм видит возможность избавления от перерождений в осознании иллюзорности своего Я.


Слайд 27 4 благородные истины

4 благородные истины буддизма:Жизнь есть страданиеПричина страдания –

буддизма:

Жизнь есть страдание
Причина страдания – привязанность к жизни
Избавление

от страданий – преодоление привязанностей
4. Средство этого – восьмеричный путь

Слайд 28 Восьмеричный путь:

Правильное понимание
Правильное намерение
Правильная речь
Правильные дела
Правильная

Восьмеричный путь:Правильное пониманиеПравильное намерениеПравильная речьПравильные делаПравильная жизньПравильное усилиеПравильные мыслиПравильное созерцание

жизнь
Правильное усилие
Правильные мысли
Правильное созерцание


Слайд 29 Полное освобождение от всего земного. Нирвану можно только

Полное освобождение от всего земного. Нирвану можно только ощутить. В состоянии

ощутить. В состоянии нирваны нет времени, оно вечно; в

нем прекращаются страдания, волнения, желания; в нирване человек достигает успокоения, избавляется от всего, что его волновало в жизни.

Нирвана


Слайд 30 Хинаяна («Малая колесница») –
Тибет, Монголия, Алтай, Бурятия.

Махаяна

Хинаяна («Малая колесница») – Тибет, Монголия, Алтай, Бурятия.Махаяна («Большая колесница») – Индия, Китай.

(«Большая колесница») –
Индия, Китай.


Слайд 31 Специфика китайской философии
Философия в Китае определяла специфику

Специфика китайской философии Философия в Китае определяла специфику и  систему

и
систему ценностей китайской культуры и

цивилизации, менталитет китайской нации.
Традиционализм, следование традициям –
характерная черта китайской философии.
Духовные устремления китайских мыслителей
направлены к практической жизни, государству и
семье, к социальным явлениям.
Философские знания в Древнем Китае неразрывно
связаны с этикой и политикой.
Иероглифическая письменность определила
афористический стиль философских текстов,
метафоричность языка.

Слайд 32 Лао-цзы

Лао-цзы

Слайд 33 Даосизм:

«Дао дэ цзин» (4 в. до н.э.)

Даосизм: «Дао дэ цзин» (4 в. до н.э.) Лао-цзы Дао- путь,

Лао-цзы
Дао- путь, смысл,закон.
Дэ – проявление Дао
Чжуан-цзы (4

в. до н.э.)
Ле-цзы



Слайд 35 Естественный путь всех вещей, не зависящий ни от

Естественный путь всех вещей, не зависящий ни от бога, ни от

бога, ни от людей, и являющийся выражением всеобщего закона

движения и изменения мира.

Центральное значение в даосистском учении принадлежит понятию “дао”, которое постоянно, а не единожды, появляется, рождается в любой точке Вселенной.

Д
А
О


Слайд 36 Дао — путь.

Дао — путь.

Слайд 37 С другой стороны, “дао”
“Дао”
нематериальная духовная основа всех вещей

С другой стороны, “дао”“Дао”нематериальная духовная основа всех вещей и явлений природы, в том числе и человека

и явлений природы, в том числе и человека


Слайд 38 Ян — мужское, всетлое, активное.
Инь — женское, тёмное

Ян — мужское, всетлое, активное.Инь — женское, тёмное и пассивное.

и пассивное.


Слайд 39 Конфуций
Лунь Юй («Беседы и суждения») – сборник изречений

КонфуцийЛунь Юй («Беседы и суждения») – сборник изречений Конфуция.

Конфуция.


Слайд 40 Конфуцианство рассматривает человека прежде всего как участника социальной

Конфуцианство рассматривает человека прежде всего как участника социальной жизни.Основные вопросы, решаемые

жизни.

Основные вопросы, решаемые конфуцианством:
• Как необходимо управлять людьми?


• Как вести себя в обществе?

Представители данной философской школы выступают за мягкое управление обществом. В качестве примера подобного управления приводится власть отца над сыновьями, а в качестве главного условия — отношение подчиненных к начальникам как сыновей к отцу, а начальника к подчиненным — как отца к сыновьям.

Конфуцианское золотое правило поведения людей в обществе гласит: не делай другим того, чего не желаешь себе.

  • Имя файла: vostochnaya-filosofiya-osobennosti-i-harakternye-cherty.pptx
  • Количество просмотров: 287
  • Количество скачиваний: 0