Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Идеологические механизмы формирования государственной политики. (Лекция 6)

Содержание

Государственная идеология «Государственная идеология» - особый идейный инструмент, обеспечивающий использование власти для интеграции общества, поддержания территориальной целостности, порядка, законности и стабильности социума. Национальная идеология – это система взглядов, представлений, ценностей,
Государственная идеология «Государственная идеология» - особый Конституционный принцип идеологического многообразия в Российской Федерациистатья 13 Конституции РФ, принятой 12 Возвращение идеологииПроблемы на пути возвращения идеологии Мнение граждан РФ Нужна ли России государственная идеология?https://youtu.be/vPWHDijuqHwhttps://youtu.be/XE4lurAiJYI Социально-политические аспекты государственной идеологии Механизм функционирования государственной идеологии со­ставляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреж­дений, призванных Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в Советском Союзе и ряде Механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных решений В работе «Идеология и идеологические аппараты государства» (1970) Л. Альтюссер выделяет следующие виды «идеологических аппаратов», Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине XX века обусловило Всё психологическое, по мнению М. Бахтина, имеет свои семиотические основания: «Вне объективации, вне воплощения Спецификация семиотических механизмов идеологии была одной из ведущих областей философского творчества Р. Барта. В «Мифологиях» У. Эко рассматривал коммуникационные функции идеологии, которая «предохраняет нас от рассмотрения семантических систем в совокупности Символическая политика и идеология Отношение к символам. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 2-3 мая 2015 г. Ответы россиян на вопрос «Как Вы относитесь к следующим символам?»  Отношение россиян к символам и мнения относительно возможного их запрета Символ анархизма.  Анархия – мать порядка. Прудон. Партийная символика Партийная символика Партийная символика
Слайды презентации

Слайд 2 Государственная идеология

Государственная идеология «Государственная идеология» - особый идейный инструмент,

«Государственная идеология» - особый идейный инструмент, обеспечивающий использование власти

для интеграции общества, поддержания территориальной целостности, порядка, законности и стабильности социума.
Национальная идеология – это система взглядов, представлений, ценностей, основанных на принципах духовного единства, общности, нации и приоритета её интересов во всех сферах общественной жизни.


Слайд 3 Конституционный принцип идеологического многообразия в Российской Федерации
статья 13

Конституционный принцип идеологического многообразия в Российской Федерациистатья 13 Конституции РФ, принятой

Конституции РФ, принятой 12 декабря 1993 года, гласит:
1. В

Российской Федерации признается идеологическое многообразие.
2. Никакая идеология не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной.
статья 13 находится в главе 1 Конституции «Основы конституционного строя», которая имеет особый порядок изменения. За изменение должны проголосовать 60% от общего числа депутатов и сенаторов двух палат Федерального собрания. Далее происходит Конституционное собрание страны, состоящее из президента, представителей Госдумы, Совета Федерации, заксобраний субъектов страны, председателей Конституционного, Верховного и Высшего арбитражного судов, которые должны или отказать в изменениях, или разработать новый проект Конституции и поддержать его двумя третями голосов. Дальше проект Конституции выносится на референдум, на котором документ должен набрать большинство голосов — при условии, что на избирательные участки придет более половины от общего числа избирателей.

Слайд 4 Возвращение идеологии
Проблемы

Возвращение идеологииПроблемы на пути возвращения идеологии в Конституцию

на пути возвращения идеологии в Конституцию РФ обсудили на

семинаре «Россия-2030», организованном Экспертным институтом стратегических исследований (ЭИСИ) в Севастополе, 28 мая 2018 года. К решению о необходимости идеологической основы для развития страны пришли историки, политологи и социологи в ходе обсуждения на экспертной площадке администрации президента России.
Необходимость сформировать собственную идеологию в противовес западной обозначил директор Института стратегических исследований и прогнозов РУДН Дмитрий Егорченков 7 марта 2018 года, во время заседания «Идеологические войны против России» в Общественной палате РФ,
в 2016 г. президент РФ Владимир Путин назвал государственной идеологией в России патриотизм.


Слайд 5 Мнение граждан РФ

Мнение граждан РФ

Слайд 6 Нужна ли России государственная идеология?
https://youtu.be/vPWHDijuqHw
https://youtu.be/XE4lurAiJYI

Нужна ли России государственная идеология?https://youtu.be/vPWHDijuqHwhttps://youtu.be/XE4lurAiJYI

Слайд 7 Социально-политические аспекты государственной идеологии

Социально-политические аспекты государственной идеологии

Слайд 8
Механизм функционирования государственной идеологии со­ставляет совокупность лиц, институтов,

Механизм функционирования государственной идеологии со­ставляет совокупность лиц, институтов, организаций и учреж­дений,

организаций и учреж­дений, призванных заниматься формированием государ­ственной идеологии, ее

систематизацией, нормативно-право­вым закреплением, воспроизводством и распространением среди членов политического сообщества, а также материали­зованных средств ее выражения. К таким средствам относят­ся тексты конституции и законов государства, политические манифесты, программы и доктрины общенациональной зна­чимости, символика государства (герб, флаг, гимн, девиз), го­сударственные праздники, исторические памятники, мону­ментально-архитектурные сооружения и мемориальные комп­лексы, денежные знаки, произведения литературы и искус­ства и т.п. Как не может быть государства без государствен­ной идеологии, так не может быть и государственной идеоло­гии без механизма, обеспечивающего ее создание, воспроиз­водство и распространение среди членов сообщества.

Слайд 9
Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в

Первый вариант механизма государственной идеологии был реализован в Советском Союзе и

Советском Союзе и ряде других незападных стран. Здесь идеологический

аппарат создавался решениями высших властей. Он фактически составлял часть системы орга­нов государственной власти и управления, хотя формально и не обладал собственно властными полномочиями. Вот лишь не­которые его элементы. Управляющим идеологической сферой органом являлся Центральный Комитет КПСС (ЦК КПСС). В составе аппарата ЦК был специальный секретарь по идеоло­гии, под началом которого работало несколько отделов: пропа­ганды, науки и культуры, занимавшихся в той или иной мере вопросами идеологии. Аналогичные подразделения имелись на всех ступенях организационной структуры партии, а также в союзе молодежи (ВЛКСМ), армии, органах внутренних дел и государственной безопасности. В стране функционировала сеть специальных идеологических учреждений: Институт марксизма-ленинизма и Академия общественных наук при ЦК КПСС, высшие партийные и комсомольские школы, дома и кабинеты политического просвещения. На предприятиях и в учреждени­ях действовали «школы», «кружки» и «семинары», в которых практически все взрослое население страны осваивало содер­жание официальной идеологии. Под контролем идеологиче­ского аппарата находились пресса, кино, телевидение, литература, искусство и спорт.

Слайд 10

Механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как

Механизм государственной идеологии в западных странах складывался, как правило, без специальных

правило, без специальных решений властей и не обособлялся в

виде централизованной системы лиц и учреждений, деятельность которых направлялась бы из единого центра. Он формировался там как составная функция определенных учреждений государства и институтов гражданского общества. Такие образования французский философ Л.П. Альтюссер (1918-1990) рассматривал в качестве инструментов проведения в жизнь господствующей идеологии и определил их как «идеологические аппараты государства». К таковым он относил следующие: религиозный (система различных церквей); образовательный (система общественных и частных школ); семейный; юриди­ческий; политический (система политических институтов, включая партии); профсоюзный; коммуникационный (пресса, радио, телевидение и др.); культурный (литература, искусство, спорт и др.).
Каждый из названных социальных институтов, действуя в рамках политического сообщества, объективно является про­водником идей, отражающих не только частные интересы, но и интересы всего сообщества. Одновременно и господствую­щие политические силы на всех этапах общественного разви­тия стремятся использовать данные институты в качестве ин­струментов проведения в жизнь собственной идеологии. По­этому, хотя в условиях западных обществ (особенно в постин­дустриальную эпоху) их роль как элементов механизма госу­дарственной идеологии не столь очевидна, как это было, на­пример, в Советском Союзе, все же они объективно выступа­ют в качестве таковых.


Слайд 11
В работе «Идеология и идеологические аппараты государства» (1970) Л. Альтюссер выделяет

В работе «Идеология и идеологические аппараты государства» (1970) Л. Альтюссер выделяет следующие виды «идеологических

следующие виды «идеологических аппаратов», которые фиксируют в своём содержании инструменты

проведения в жизнь доминирующей идеологии: религиозный; образовательный; семейный; юридический; политический; профсоюзный; коммуникационный (медийный); культурный. По Альтюссеру, эти «идеологические аппараты» отличаются от «репрессивного аппарата» тем, что в то время, как существует один «репрессивный аппарат», имеется множество «идеологических аппаратов»; другим моментом различия является то, что объединённый репрессивный аппарат является полностью общественной (государственной) структурой, тогда как большая (или значительная) часть «идеологических аппаратов», напротив, принадлежит частной области; репрессивный аппарат действует на общество «посредством насилия», а идеологические аппараты — «посредством идеологии».

Слайд 12
Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной

Появление принципиально новых средств и способов описания и объяснения социальной реальности в середине XX века

реальности в середине XX века обусловило формирование оригинальных концепций сути и функций

идеологии. М. Бахтин в своём истолковании идеологии попытался снять классово-политические контексты. «Идеологическое» для М. Бахтина — синоним семиотического, знакового вообще: «Ко всякому знаку приложимы критерии идеологической оценки (ложь, истина, справедливость, добро и прочие). Область идеологии совпадает с областью знаков. Между ними можно поставить знак равенства. Где знак — там и идеология». М. Бахтин противополагал идеологию — психологии, как области «внутреннего знака» и «внутренней речи». Он постулировал диалектический характер этого противопоставления, так как «внутренний знак» тоже знак, а значит, и идеология «индивидуальна», а в ряду социально-психологических явлений — выступает как «жизненная идеология».

Слайд 13
Всё психологическое, по мнению М. Бахтина, имеет свои семиотические основания:

Всё психологическое, по мнению М. Бахтина, имеет свои семиотические основания: «Вне объективации, вне

«Вне объективации, вне воплощения в определённом материале (материале жеста, внутреннего

слова, крика) сознание — фикция. Это плохая идеологическая конструкция, созданная путём абстракции от конкретных фактов социального выражения». Психологии М. Бахтин противопоставлял не идеологию вообще, а только её социальные объективации в форме этических и правовых норм, религиозных символов и так далее. Для обозначения объективно существующих форм идеологии М. Бахтин использовал термин «идеологема». Трактовка идеологии как универсального свойства всего семиотического препятствовала спецификации конкретных механизмов её функционирования, хотя и элиминировала идеологические предпочтения её исследователей, трансформируя их подход в объективно-семиотический (в отличие от политической ангажированности представителей марксизма).

Слайд 14
Спецификация семиотических механизмов идеологии была одной из ведущих областей

Спецификация семиотических механизмов идеологии была одной из ведущих областей философского творчества Р. Барта.

философского творчества Р. Барта. В «Мифологиях» (1957) Р. Барт объединил миф и идеологию,

называя их «метаязыком». Он не считал целесообразным проводить между идеологией и мифом семиотическое разграничение, определяя идеологию как введённое в рамки общей истории и отвечающее тем или иным социальным интересам мифическое построение. Следуя традиции определения знака как ассоциации означаемого и означающего, а языка — как системы знаков, Р. Барт определил миф и идеологию как «вторичные семиотические системы», «вторичные языки». Смысл знаков первичной знаковой системы, исходного «языка» «опустошается», согласно Р. Барту, метаязыком до полой формы (сохраняясь и в обескровленном состоянии), которая становится означающим как мифа, так и идеологии. Значение же самого метаязыка «натурализируется» в идеологии. В «Основах семиологии» (1965) Р. Барт отмечал, что идеология — это постоянный поиск ценностей и их тематизация. В случае же фигуративизации, по Р. Барту, идеологический дискурс становится мифологическим.

Слайд 15
У. Эко рассматривал коммуникационные функции идеологии, которая «предохраняет нас

У. Эко рассматривал коммуникационные функции идеологии, которая «предохраняет нас от рассмотрения семантических систем

от рассмотрения семантических систем в совокупности их внутренних взаимоотношений», благодаря ограничению области

возможных коннотаций. Идеологический субкод исключает нежелательные подразумевания семантической системы. Идеология выступает означаемым данного риторического субкода и идеологические контексты формируются «склеротически отвердевшими сообщениями». Позже У. Эко описал идеологию как перекодирование первичного кода, придающее сообщениям вторичные смыслы. Согласно У. Эко, перекодирование суть интерпретативная модификация первичного кода, приводящая к нестандартному употреблению прежнего правила и создающая новое правило. Например, риторические и иконологические правила наделяют макроскопические фрагменты первичных сообщений некоторым значением, перекодируют их.

Слайд 16 Символическая политика и идеология

Символическая политика и идеология

Слайд 17 Отношение к символам. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён

Отношение к символам. Инициативный всероссийский опрос ВЦИОМ проведён 2-3 мая 2015

2-3 мая 2015 г. областях, краях и республиках России 


Слайд 18 Ответы россиян на вопрос «Как Вы относитесь к

Ответы россиян на вопрос «Как Вы относитесь к следующим символам?»

следующим символам?»


Слайд 19  Отношение россиян к символам и мнения относительно возможного

 Отношение россиян к символам и мнения относительно возможного их запрета

их запрета


Слайд 20 Символ анархизма. Анархия – мать порядка. Прудон.

Символ анархизма. Анархия – мать порядка. Прудон.

Слайд 21 Партийная символика

Партийная символика

Слайд 22 Партийная символика

Партийная символика

  • Имя файла: ideologicheskie-mehanizmy-formirovaniya-gosudarstvennoy-politiki-lektsiya-6.pptx
  • Количество просмотров: 128
  • Количество скачиваний: 0