Слайд 2
Расцвет общественно-политической мысли Древнего Китая относится к VI
- III в. в. до н. э. В этот
период в стране происходят глубокие экономические и политические изменения, обусловленные появлением частной собственности на землю. Рост имущественной дифференциации внутри общин повлек возвышение зажиточных слоев; ослабление патриархальных клановых связей; углубление социальных противоречий.
Слайд 3
Шла борьба между имущественной и наследственной аристократией. В
стране - затяжной политический кризис.
В поисках выхода из кризиса,
в общественно-политической мысли складываются различные школы и направления. Наиболее влиятельными политическими учениями в Древнем Китае были конфуцианство, даосизм, легизм и моизм.
Слайд 4
Моизм. Основатель - Мо-цзы (479 - 400 г.г. до
н. э ). Мо Ди (кит. 墨翟), или Мо-цзы (кит. 墨子; ок. 470 — ок.
391 до н. э.) — древнекитайский философ. Религиозная форма учения — моизм — на протяжении нескольких столетий соперничала по популярности с конфуцианством, пока принятие последнего в качестве государственной идеологии Ханьской империи не привело к вытеснению прочих философских доктрин.
Слайд 5
Мо-цзы являлся основоположником радикально-демократической традиции в политико-правовой мысли
Китая. Развивал идею естественного равенства всех людей и обосновал
договорную концепцию происхождения государства.
Слайд 6
Основные положения концепции
1. Договорная концепция происхождения государства. В
древности не было управления и наказания, у каждого было
свое понимание справедливости. Поэтому все находилось в состоянии хаоса. Но поняв причину хаоса, люди выбрали самого добродетельного и мудрого человека, и сделали его своим правителем.
Слайд 7
2. Идея единой для всех справедливости и власти.
3. Идеальная
организация власти - мудрый правитель во главе и отлаженная
система исполнительной службы. Для установления полного единства в государстве необходимо:
Слайд 8
4. Осуждалось замещение государственных должностей по принципам происхождения
и родства. На государственную службу следует выдвигать наиболее мудрых,
независимо от происхождения.
5. Вред законов. Огромное значение предавалось принципу всеобщей равной любви.
6. Государство должно заботиться о благе народа. Народ должен быть сыт. Эту проблему следует решать так - все должны заниматься физическим трудом.
7. Признавалось право народа на восстание против несправедливой власти.
Слайд 9
Политические, нравственные и религиозные идеи Мо-цзы нашли отражение
в одноименном труде, составленном его учениками (принадлежащим самому Мо-цзы
считается только его «ядро», гл. 8-39. Предполагается, что деление трактата на три раздела отразило три течения, на которые раскололась школа Мо-цзы после смерти основателя). Основные темы его следующие: всеобщая любовь друг к другу, необходимость отказа от завоевательных войн, восхваление добродетели, экономия в тратах, сдержанность при похоронах, соблюдение воли небес, бессмысленность занятий музыкой и критика фатализма.
Слайд 10
Причиной всех бед и беспорядков своего времени Мо-цзы
считал эгоизм и пристрастность людей. Лекарство состоит в том, чтобы заботу
о себе заменить заботой обо всех. За несколько веков до христианства он сформулировал «золотое правило»: «Если каждый будет относиться к чужим странам и городам так, как относится к своему, он не станет нападать на чужую страну или город». Тот же принцип он применял к частной и семейной жизни: «В чём та небесная воля, которой следует подчиниться? В том, чтобы любить всех людей на свете».
Слайд 11
Мо-цзы полагал, что прежде чем признать что бы
то ни было благом, следует установить, какую пользу оно
принесёт народу. Безусловными благами для страны он признавал рост народонаселения, увеличение его благосостояния, устранение грозящих изнутри и извне опасностей и упорядочивание хаоса.
Слайд 12
Философию Мо-цзы ценили Лев Толстой, Бертольт Брехт (написавший как бы от
его имени философское сочинение «Ме-ти. Книга перемен»), Лу Синь.
В целом
это учение занимает промежуточную ступень между конфуцианством и легизмом.