Слайд 2
Актуальность исследования
Культуру России невозможно представить без народного искусства,
которое раскрывает истоки духовной жизни русского народа, наглядно демонстрирует
его моральные, эстетические ценности, художественный вкус и является частью его истории.
Народное искусство, как и искусство, вообще, многофункционально и одна из функций – воспитательные возможности, которые до сих пор не реализуются в полной мере
Слайд 3
В связи с этим выделяется ряд противоречий между:
*
необходимостью создавать условия для художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного
возраста и неподготовленностью к этому педагогов;
* необходимостью развивать восприятие детьми дошкольного возраста произведений декоративно-прикладного искусства и неразработанностью методического обеспечения, позволяющего целенаправленно осуществлять этот процесс
Слайд 4
Цель исследования: раскрыть возможности использования хохломской росписи в
художественно-эстетическом воспитании детей старшего дошкольного возраста
Объект исследования: художественно-эстетическое воспитание
детей старшего дошкольного возраста
Предмет исследования: методика художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Слайд 5
Гипотеза: художественно-эстетическое воспитание детей старшего дошкольного возраста будет
проходить успешно при условии, если:
* художественно-эстетическое воспитание осуществляется как
часть целостного педагогического процесса дошкольного учреждения;
* хохломская роспись рассматривается как важный и составной компонент художественно-эстетического воспитания старших
дошкольников;
* осуществляется интегрированный подход к художественно-творческой деятельности: изобразительной, музыкальной, художественно-речевой, игровой, театральной;
* разработана методика художественно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с хохломской росписью;
* организована планомерная работа с родителями и педагогами
Слайд 6
Задачи исследования:
1. Изучить имеющиеся исследования по ознакомлению дошкольников
с хохломской росписью и современное состояние проблемы художественно-эстетического воспитания
в дошкольной педагогике.
2. Дать характеристику программно-методического обеспечения по проблеме художественно-эстетического воспитания дошкольников в процессе ознакомления с хохломской росписью.
3. Выявить уровень художественно-эстетической воспитанности старших дошкольников.
4. Разработать и опытным путем проверить методику художественно-эстетического воспитания детей старшего дошкольного возраста в процессе ознакомления с хохломской росписью
Слайд 7
Художественное воспитание – процесс целенаправленного воздействия средствами искусства
на личность, благодаря которому у воспитуемых формируются художественные чувства
и вкус, любовь к искусству, умение понимать его, наслаждаться им и способность по возможности творить в искусстве
Эстетическое воспитание – целенаправленный, систематический процесс воздействия на личность ребенка с целью формирования эстетически эмоционально-чувственного и ценностного сознания личности, развития у нее способности видеть красоту окружающего мира, искусства и создавать ее
Художественно-эстетическое воспитание – одна из важнейших сторон многогранного процесса становления личности, эстетическое осознание прекрасного, формирование художественного вкуса, умение творчески создавать продукты ручного творчества
Слайд 8
Констатирующий эксперимент осуществлялся по трем направлениям:
1. Выявление
уровня художественно-эстетического восприятия детьми произведений искусства (на основе критериев,
разработанных Б. Т. Лихачевым);
2. Выявление наличия у старших дошкольников представлений и интереса к народному творчеству (на основе диагностики развития навыков изобразительной деятельности и творческих проявлений Т. С. Комаровой);
3. Изучение отношения педагогов и родителей к народному творчеству, как средству художественно-эстетического воспитания дошкольников
Слайд 9
Базой исследования явился МАДОУ «Детский сад комбинированного вида
«Радуга» г. Югорска
Исследованием было охвачено 15 детей 5-7
лет,
родители и педагоги
Слайд 10
Высокий уровень – дети имеют правильное представление о
традициях, предметах культуры, народном творчестве; понимают отличие хохломской росписи
от других видов; умеют применять знания в практической деятельности. Осознано демонстрируют навыки художественно-эстетической воспитанности
Средний уровень – дети имеют неглубокие поверхностные представления о народных традициях; затрудняются назвать отличие хохломской росписи от других видов, хотя проявляют интерес к русской культуре. Не всегда осознано демонстрируют навыки художественно-эстетической воспитанности
Низкий уровень – дети не имеют знаний о народной культуре, не знают отличие хохломской росписи от других видов; не могут использовать знания в изобразительной деятельности. Не демонстрируют навыки художественно-эстетической воспитанности
Слайд 11
Уровень художественно-эстетического восприятия дошкольников
Слайд 12
Уровень наличия у старших дошкольников представлений
и интереса
к народному творчеству
Слайд 13
Анализ уровня восприятия детьми красоты выразительных средств
хохломской росписи
(%)
Слайд 14
Формирующий эксперимент включал три этапа
Работа на первом этапе
была направлена на повышение уровня развития эмоционального воздействия народного
искусства на детей.
В начале работы была организована выставка подлинных изделий мастеров
Цель: приобщение детей к народному творчеству, выделение элементов хохломской росписи, умение ориентироваться в различных народных промыслах
Слайд 15
Второй этап формирующего эксперимента был связан с уточнением
техники исполнения хохломской росписи
Здесь мы решали следующие задачи:
1)
продолжать знакомить детей с хохломской росписью;
2) формировать у детей навыки хохломского письма;
3) учить проводить широкие линии всей кистью;
4) учить рисовать простейшие элементы хохломской росписи;
5) подводить к самостоятельному составлению композиции из последовательно чередующихся элементов на плоскостных силуэтах
Слайд 16
На третьем этапе формирующего эксперимента поставлены следующие задачи:
1)
овладеть техникой рисования концом кисти, держа ее в вертикальном
положении;
2) научить детей подбирать цвета соответственно фону рисунка;
3) переходить к рисованию более сложных элементов хохломского узора: кустики, травки, ягодки;
4) подводить к самостоятельному составлению элементов узоров, соединяющихся кустиками травки или штрихами, затем к составлению узора на основной, то есть центральной линии узора – завитке, на плоскости – силуэтах и на объемных формах
Слайд 17
Результаты среза сравнительных данных сформированности художественно-эстетического восприятия детей
старшего дошкольного возраста
(до и после формирующего этапа исследования –
%)
Слайд 18
Результаты среза сравнительных данных сформированности у старших дошкольников
представлений и интереса к народному творчеству
(до и после формирующего
этапа исследования – %)
Слайд 19
Результаты среза сравнительных данных сформированности восприятия детьми красоты
выразительных средств хохломской росписи
(до и после формирующего этапа исследования
– %)