Слайд 2
Тема: Пейзаж- сфера искусства,
в которой формируется отношение
к природе
Слайд 3
ПЕЙЗАЖ (фр. paysage, от pays – местность, страна)
– это жанр изобразительного искусства (или отдельные произведения этого
жанра), в котором основным предметом изображения является дикая или в той или иной степени преображённая человеком природа. Изображая явления и формы природного окружения человека, художник выражает и своё отношение к природе, и восприятие её современным ему обществом. Он рисует не натуру, а передаёт своё внутреннее состояние в живописи, поэтому у каждого художника свои любимые цветовые сочетания, приёмы, индивидуальное отношение к цвету. В силу этого пейзаж приобретает эмоциональность и значительное идейное содержание. Живописные произведения помогают увидеть этот мир глазами людей минувших времен.
Слайд 4
Неисчерпаемое многообразие природы породило в изобразительном искусстве различные
виды пейзажного жанра: марина (ит. marina, от лат. marinus
— морской) — один из видов пейзажа, объектом изображения которого является море; городской , сельский, парковый пейзажи - картина, на которой художник изобразил вид местности ( улицы, переулки, площади, маленькие дворики города.) ; архитектурный пейзаж — разновидность пейзажа , близко соприкасается с городским пейзажем ( разница между ними заключается в том, что в архитектурном пейзаже художник главное внимание обращает на изображение самих памятников архитектуры в синтезе с окружающей средой); промышленный (индустриальный) пейзаж - изображение предприятии промышленности, строительства и других предметов научно-технического прогресса; лирический пейзаж (пейзаж – настроение) – картина, в которой чувства, душевные переживания господствуют над рассудочным началом.
Слайд 5
Иван Иванович Шишкин (1832 – 1898)
На высоком берегу
Камы, среди лугов, полей, озер и прекрасных сосновых лесов,
расположился старинный городок Елабуга. Здесь родился, провел детство и работал многие годы великий русский художник Иван Иванович Шишкин.
Еще с детства елабужские сосновые леса наметили основную тему картин Шишкина – тему русской природы. Художника справедливо называли «богатырем русского леса». Через леса он показывал в своих произведениях силу и былинную мощь Родины, ее душевную щедрость и красоту.
Слайд 6
В картине «Сосновый бор» (1872) прозвучала мысль о
силах России, ее величии: на берегу тихого мелководного лесного
ручья тянутся к небу еще молодые, но уже крепкие стройные сосны.
Слайд 7
Полотно «Сосны, освещенные солнцем» (1886) написано целиком с
натуры. Обратите внимание на интенсивность света в картине. Интересно
и выразительно изображены прозрачные тени. Это первая работа, где автор использует фрагментарность композиции.
Слайд 8
Федор Александрович Васильев (1850 – 1873)
Одним из самых
одаренных учеников Шишкина был
Федор Александрович Васильев.
Он родился в семье
мелкого почтового чиновника. Детство его прошло безрадостно, семья постоянно испытывала материальные затруднения. Некоторое время будущий художник работает почтальоном, а затем поступает в рисовальную школу. Прожив всего 23 года, он создал ряд удивительных, запоминающихся произведений.
Художнику интересны различные состояния природы, которые рождают в душе разнообразные эмоции – радость, тревогу, грусть, восторг, безысходность, смятение, просветление и т.д.
Слайд 9
Известность молодому художнику принесла картина «Оттепель» (1871). Ее
грустная лирика вызывает печальные раздумья о бедности и неустроенности
русской жизни. ( Полуразвалившаяся избушка, бедно одетый крестьянин). В картине мастерски и с поэтической силой раскрыто переходное состояние природы.
Слайд 10
Лучшим произведением русской, да и мировой живописи является
пейзаж «Мокрый луг» (1872). Только что прошел летний дождь,
и сквозь синие тревожные тучи лучи солнца осветили яркую зелень травы со сверкающими каплями дождя, заставили заблестеть болотную воду; тень от облака упала на землю. На фоне неба четким силуэтом вырисовывается купа зеленых деревьев. Цветовая зелено-синяя гамма картины тонко разработана во всем богатстве оттенков. Она замечательно передает влажный воздух, мокрую листву деревьев, траву. Композиция уравновешенная. Картина рождает сложную смену чувств, то светлых и радостных, то грустных и тревожных.
Слайд 11
Исаак Ильич Левитан
(1861 – 1900)
Есть художники, имена
которых светят нам из прошлого и согревают нас. Один
из них – Исаак Ильич Левитан. Характерные черты его пейзажа – простота мотива, соединенная с глубоким внутренним содержанием, единство, цельность, материальность предметов. Левитан родился в местечке Кибарты, ныне Кибартай в Литве, в семье бедного железнодорожного служащего. Левитан с братом поступает в Московское училище живописи, ваяния и зодчества. За успехи Левитан был освобожден от платы за обучение.
Слайд 12
Владимирка
В 1892 году Левитан написал картину с натуры,
окончив её за несколько сеансов. Пустынность дороги, нависшие над
ней облака, одинокая фигура странницы — всё это создаёт тревожную и тягостную атмосферу, навеянную мыслями о проходивших здесь тысячах заключённых. И только солнечный просвет у горизонта, да белеющая вдали церковь олицетворяют собой луч надежды