Слайд 2
Цель занятия
Познакомить детей с историей
дымковской игрушки;
Показать характерные особенности росписи дымковской игрушки;
Учить выделять
элементы геометрического узора дымковской росписи (круги, прямые и волнистые линии, клетка, точки-горошины).
Развивать эстетическое восприятие, чувство ритма, цвета.
Воспитывать любовь к народному искусству России
Слайд 3
История дымковской игрушки
Жили в одном селе люди. Когда
на улице было холодно и зимний мороз сковывал землю,
в домах затапливались печи, дым окутывал крыши, да так, что ничего не было видно. Один дым… Вот и назвали то село Дымково. Трудились взрослые в том селе с утра до позднего вечера: копали землю, готовили еду, пасли скотину, а дети шутили, играли на лугу, пели песни. Не было у них тогда таких игрушек, как у вас. И задумались взрослые: чем порадовать детишек. Набрали на берегу реки глины, вылепили разные забавные фигурки, обожгли их в печи, покрыли мелом, разведенным на молоке, расписали красками. На праздник «свистунья» мастера слободы Дымково лепили глиняные свистульки в виде коней, баранов, козлов, уточек. Так и появились дымковские игрушки. Яркие, веселые, задорные, эти игрушки ведут нас в свой особый, сказочно – прекрасный мир.
Слайд 4
Техника изготовления дымковской игрушки
Дымковская игрушка — рукодельное изделие. Каждая —
создание одного мастера. От лепки и до росписи процесс
творческий, никогда не повторяющийся. Нет и не может быть двух одинаковых изделий. Каждая игрушка уникальна и единственна.
Глина для изготовления традиционно добывалась в слободе Дымково, что на низменном берегу реки Вятки у города Кирова. Собранную красную глину в слободе раньше рубили лопатой, смешивали с мелким речным песком - рядом есть огромный речной пляж. Так вот, глину, после смешивания, много раз переворачивали, смачивали водой. В старину так вообще ногами месили.
Сейчас мастерица не копает глину и не месит ее. Подготовка материала происходит машинным способом, на одном из керамических производств. Глина приходит в мастерские в готовом виде - полиэтиленовые упаковки-брикеты по 10 килограмм.
Слайд 6
Лепка игрушки
Каждая игрушка от куска глины до готовой
скульптуры выполняется одним мастером. Если раньше много времени тратилось
мастерицей на подготовку глины и побелки, то сейчас уделяется больше внимания именно процессу лепки и росписи игрушки.
Куски глины разделяют и раскатывают в шарики. Из шариков делают отдельные детали игрушки. Дымковская игрушка тем и отличается, что она делается не из одного куска глины, а из нескольких. Шарик глины раскатывают в блин, из блина делают конус - готова юбка барыни. Она полая внутри со стенками толщиной 4-6 мм. Стенки конуса выравнивают - вертя заготовку в руках. Затем, смачивая водой, прикрепляют ручки-колбаски, шарик головы. Все из небольших кусков глины.
Все основные элементы игрушки делают в первую очередь. Все стыки разглаживают влажной тряпочкой. Получается словно единое целое. Затем украшают игрушку деталями - кокошник, муфта, сумочка, собачка, косички, шляпка и т.д.
Слайд 7
Сушка и обжиг
Сушат слепленную заготовку в течение 3-5
дней, иногда дольше, на воздухе.
В старые времена игрушку
обжигали в русских печах. Ставили прямо на дрова, либо на железный противень.
Глина начинает разогреваться и скоро становится как бы прозрачной - светится ровным красным цветом в огне. На этом процесс обжига заканчивался, и игрушки медленно остывали в потухшей печи.
Сейчас игрушки обжигают в муфельных печах при температуре более 1000 градусов. Такая высокая температура придает глине еще большую прочность. Печи довольно большие, в них игрушки загружают партиями. Опять же у мастериц не отнимается драгоценное время на нетворческие процессы.
Слайд 9
Отбеливание и роспись игрушки
После печи заготовка получается
коричнево-красной. Для побелки в старину использовали раствор мела на
молоке - окунали игрушку целиком. Молоко на поверхности скисает и образует прочную яркую пленку козеинового клея. Обеливание - это характерная черта Дымковской игрушки.
Сейчас обеливание производят с помощью темперных белил, которые наносят кистью.
Финальная часть процесса - роспись.
Сначала расскажем о старинном традиционном способе росписи:
Сухие краски растирались с яйцом, добавлялся перекисший квас или уксус. Цветовая гамма была небогатая, только основные тона. Использовались составы от сажи до фуксина и хрома. Эти краски как будто отдавали заготовке часть своего цвета и звучали приглушено. В XX веке использовали гуашь, также разведенную на яйце. Сейчас используют яркие акриловые краски - очень стойкие.
Слайд 10
Кисти используют пре имущественно мягкие, разного размера. Тонкие
кисти позволяют мастерице привносить в сюжет мелкие детали -
это не всегда хорошо, так как приводит к перенасыщению сюжета.
Поверх краски наклеивают кусочки сусального золота или потали - смеси цинка и меди. Они блестят и придают вместе с яркими красками ослепительное очарование Дымковской игрушке.
Слайд 12
Орнаменты используемые в работе с игрушкой
Слайд 18
МЫ ИГРУШКИ ЗНАТНЫЕ, СКЛАДНЫЕ ДА ЛАДНЫЕ. МЫ ПОВСЮДУ
СЛАВИМСЯ, МЫ И ВАМ ПОНРАВИМСЯ!