Слайд 2
Происхождение понятия «алгоритм»
Само слово «алгоритм» происходит от имени
выдающегося математика средневекового Востока Мухаммеда аль-Хорезми (787-850). Им были
предложены приемы выполнения арифметических вычислений с многозначными числами. Позже в Европе эти приемы назвали алгоритмами, от Algorithmi — латинского написания имени аль-Хорезми. В наше время понятие алгоритма понимается шире, не ограничивается только арифметическими вычислениями.
Слайд 3
Определение алгоритма
Алгоритм — это понятное и точное предписание
(инструкция) исполнителю выполнить конечную последовательность действий (команд), приводящих от
исходных данных к искомому результату.
Слайд 4
Свойства алгоритма
Дискретность - процесс решения задачи должен быть
разбит на последовательность отдельно выполняемых шагов.
Понятность – алгоритм должен
быть написан (представлен) на понятном исполнителю языке.
Слайд 5
Свойства алгоритма
Точность - каждая команда алгоритма должна определять
однозначное действие исполнителя.
Конечность (результативность) - исполнение алгоритма должно завершиться
за конечное число шагов.
Слайд 6
Для выполнения любой задачи необходим не только алгоритм,
но и определенные исходные данные (условие задачи в математике)
После
выполнения алгоритма по исходным данным обязательно получается какой-то результат.
Только имея полный набор данных, можно точно решить задачу.
Слайд 7
Пример
Дано: катеты прямоугольного
треугольника а = 3 см;
b = 4 см.
Найти: гипотенузу с.
Алгоритм решения этой
задачи можно представить в таком виде:
алг Гипотенуза
нач
1. Возвести а в квадрат.
2. Возвести b в квадрат.
3. Сложить результаты действий 1 и 2.
4. Вычислить квадратный корень результата
действия 3 и принять его за значение с.
кон.
Слайд 8
Запись алгоритма
Записать алгоритм можно разными способами:
графически;
словесно;
значками;
на языке исполнителя.
Слайд 9
Исполнители алгоритмов
Исполнитель – человек, животное или техническое устройство,
которое понимает и умеет правильно выполнять задаваемые ему команды.
Любой
исполнитель имеет свою систему команд – СКИ (система команд исполнителя).
Слайд 10
Исполнители алгоритмов
Изучая новый исполнитель важно знать:
Среду его
обитания;
Команды входящие в его СКИ;
Как отдаются команды (голосом, кнопками-рычагами,
жестами, в письменном виде);
Как они исполняются;
Когда «не могу».
Слайд 11
Программа
Любой исполнитель выполняет алгоритм формально – без элементов
творчества с его стороны точно не нарушая последовательности.
Программа —
это алгоритм, записанный на языке исполнителя.
Слайд 12
Графический учебный
исполнитель (ГРИС)
Учебные исполнители используются для обучения составлению
управляющих алгоритмов.
Есть много учебных исполнителей, придуманных для занятий по
информатике. У них разные, часто забавные названия: Черепашка, Робот, Чертежник, Кенгуренок, Пылесосик, Муравей, Кукарача и другие. Одни исполнители создают рисунки на экране компьютера, другие складывают слова из кубиков с буквами, третьи перетаскивают предметы из одного места в другое. Все эти исполнители управляются программным путем. Любому из них свойственна определенная среда деятельности, система команд управления, режимы работы.
Слайд 13
Исполнитель Черепашка
Среда: экран монитора компьютера.
Черепашка перемещается по экрану
и, оставляя следы, выполняет рисунки на экране.
Начальное положение: Черепашка
в центре экрана, смотрит вверх, перо поднято.
Слайд 14
Команды Черепашки
Вся программа заключается в { }.
Команды
отделяются друг от друга ;.
Слайд 15
Пример простой задачи
Задача: Нарисовать командами Черепашки прямоугольник со
сторонами 100 и 50 (все стороны разного цвета)
{ опусти_перо;
цвет
(7); вперед (50); вправо (90);
цвет (8); вперед (100); вправо (90);
цвет (78); вперед (50); вправо (90);
цвет (243); вперед (100); вправо (90);
подними_перо; вперед (100); }