Слайд 2
Языки программирования –
это формальные
языки, предназначенные для записи алгоритмов, исполнителем которых будет компьютер.
Слайд 3
Записи алгоритмов
на языках программирования называются программами.
Слайд 4
Никлаус Вирт (нем. Niklaus Wirth, род. 15
февраля, род. 15 февраля 1934 года, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский, род. 15 февраля 1934
года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков , род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETHZ), Лауреат премии Тьюринга, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETHZ), Лауреат премии Тьюринга 1984 года. Создатель и ведущий проектировщик языков программирования Паскаль, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETHZ), Лауреат премии Тьюринга 1984 года. Создатель и ведущий проектировщик языков программирования Паскаль, Модула-2, род. 15 февраля 1934 года) — швейцарский учёный, специалист в области информатики, один из известнейших теоретиков в области разработки языков программирования, профессор компьютерных наук Швейцарской высшей технической школы Цюриха (ETHZ), Лауреат премии Тьюринга 1984 года. Создатель и ведущий проектировщик языков программирования Паскаль, Модула-2,Оберон.
Слайд 6
Алфавит и словарь языка Паскаль
Латинские прописные буквы
(A, B, C,… X, Y, Z)
Латинские строчные буквы
(a, b, c, … x, y, z)
Арабские цифры (0, 1, 2, …8, 9)
Специальные символы:
знак подчёркивания; знаки препинания; круглые, квадратные и фигурные скобки; знаки арифметических операций и др.
Слайд 7
Существуют неделимые последовательности символов:
:= (присваивание)
>= и
конец комментария)
Слайд 9
Для обозначения констант, переменных, программ и
др. объектов используются имена – любые отличные от служебных
слов последовательности букв, цифр и символа подчеркивания, но начинаются не с цифр.
Слайд 10
Типы данных
в языке Паскаль
var : ;
Слайд 12
Структура программы на языке Паскаль
Заголовок программы:
program
Блок описания используемых данных:
uses
<описание внешних модулей>
label <описание меток>
const <описание констант>
type <описание типов переменных>
var <описание переменных>
procedure <описание процедур>
function <описание функций>
Пример 1. var i, j: integer; x: real; a: char
Блок описания действий по преобразованию данных (программный блок)
begin <раздел операторов>
end. (с точкой)
Слайд 13
Общий вид программы
program ;
const ;
var <описание используемых переменных>;
begin <начало программного блока>;
<оператор 1>;
<оператор 2>;
<оператор 3>
end.
Точка с запятой – разделитель между операторами.
Перед end. точку с запятой не ставят.
Слайд 14
Комментарии: { } или (* *)
Пример:
1. {Вычисление переменной Х}
2. (*Не найден ни
один элемент массива. Начало нового поиска*)
Слайд 15
Описание меток.
Перед любым оператором
можно поставить метку. Метка может состоять из букв и
цифр длиной до 127 символов.
label
M1, Tok, llab, 123;
В разделе операторов после идентификатора метки ставится двоеточие
M1: <оператор>
Tok:<оператор>
Слайд 16
Описание констант:
const
Inf=1024;
(Целая константа)
Communik= «Связь установлена»; (Строковая
константа)
Ref=13.45; (Вещественная константа)
Слайд 17
Домашнее задание
№1. Запишите раздел описания переменных, необходимых для
вычисления:
Значения функции y=3x2+5
Площади круга
Суммы нескольких одинаковых монет
№2. Запишите
оператор для:
Значения функции y=3x2+5
Площади круга
Суммы нескольких одинаковых монет
Слайд 18
Организация
ввода и вывода
данных
Слайд 19
Пример 1. write (U, V, ..Z);
где U, V, ..Z – это выражения
типа integer, real и т.д.
Пример 2. write (‘s=’,s);
если s целочисленное, = 15, то на экране появится s=15
если s – вещественное, то s=1.5Е+01
Слайд 20
Пример 3. write (1, 20, 300); на экране
появится
120300
Сделать ответ более читаемым:
write (1, ‘,’, 20, ‘,’, 300); - добавили запятые
write (1, ‘ ’, 20, ‘ ’, 300); – добавили пробелы
write (1:3, 20:4, 300:5); - указали формат вывода
Слайд 21
Для вывода вещественного числа в
списке вывода для каждого выражения указываются два параметра:
Общее количество
позиций, отводимых под число
Количество позиций в дробной части числа
Слайд 22
Пример 4.
write (‘s=’, s:2:0); s=15
write (‘s=’, s:3:1);
s=15.0
write (‘s=’, s:5:1); s= 15.0
Слайд 23
При выполнении нового оператора write вывод продолжается в
той же строке.
Чтобы осуществить переход к новой строке, используется
оператор writеln.
Слайд 24
Пример 5. Вывести на экран «Привет, друзья!»
рrogram
Hello;
begin
Writeln (‘Привет, друзья!’); Writeln (‘Как дела?’);
end.
Слайд 25
Пример 6. Вычислить длину окружности и площадь круга,
где r=5,4 см, c=2πr, s=πr2
program n_6;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
r:=5.4;
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln (‘c=’, c:6:4); writeln (‘s=’, c:6:4)
end.
Ответ (с=33.9120, s=91.5624)
Слайд 26
Для выполнения программы запустить компиляцию
Alt+F9 или меню Compile-Compile (исправление ошибок), сохранить программу, запустить
на выполнение Ctrl+F9 или меню Run-Run
Слайд 27
Пример 7.
var i, j: integer; x: real;
a: char;
read (i, j, x, a)
организуем входной поток тремя
способами:
1 0 2,5 a 1,0,2.5 1
a 0
2.5
a
Слайд 28
Усовершенствуем пример 6. Введем данные с помощью
оператора read, выведем текстовые сообщения writeln
program n_8;
const pi=3.14;
var r, c, s: real;
begin
writeln (‘вычисление длины окружности и площади круга’);
writeln (‘введите r>>’);
readln (r);
c:=2*pi*r;
s:=pi*r*r;
writeln (‘c=’, c:6:4); writeln (‘s=’, c:6:4)
end.
r=8.5
Ответ (с=53.3800, s=226.8650)