Слайд 3
Алфавит
Простые слова
Законы построения фраз
Слайд 4
Программа состоит из:
Исполняемый оператор задаёт законченное действие, выполняемое
над данными
(Примеры: вывод на экран, занесения числа в
память, выход из программы)
Оператор описания – описывает данные, над которыми в программе выполняются действия
(Пример: предложение «В памяти следует отвести место для хранения целого числа, и это место мы будем обозначать А»)
Слайд 6
Алфавит языка Pascal:
Прописные и строчные латинские буквы, знак
подчёркивания _;
Цифры от 0 до 9;
Специальные символы (+,*,{ ,
@);
Пробельные символы: пробел, табуляция, и переход на новую строку;
Слайд 7
Лексемы:
Константы
Имена (идентификаторы)
Ключевые слова
Знаки операции
Разделители (скобки , точка, запятая,
пробельные символы)
Слайд 8
Константа
это величина, не изменяющая своё значение в процессе
работы программы
Слайд 10
Вещественные константы записываются с точкой перед дробной частью.
Либо целая, либо дробная часть может отсутствовать.
Вещественная константа состоит
из мантиссы и порядка:
Мантисса записывается слева от знака ‘Е’ или ‘е’, порядок – справа от этого знака
Пример записи: E=1.2e4=1,2e*104=12000
Слайд 11
Символьные константы записываются в трёх основных формах:
Символ, заключенный
в апострофы
Десятичный код символа со знаком #. (Применяется для
символов отсутствующих на клавиатуре)
Буква со знаком ^. Используется для представления управляющих символов.
Код буквы должен быть на 64 больше, чем код представляемого таким образом символа.
Слайд 12
Строковая константа – это последовательность любых ASCII –
символов, расположенная на одной строке и заключенная в апострофы
Представление
апострофа – это его дублирование (‘’)
Максимальная длина строковой константы – 126 символов
Слайд 13
Имена (идентификаторы)
Имена даются элементам программы: переменным, константам, процедурам,
функциям и др.
Слайд 14
Имена задаёт программист:
Имя должно начинаться с буквы (или
знака подчеркивания)
Имя должно содержать только буквы, знак подчеркивания и
цифры
Прописные и строчные буквы не различаются
Длина имени практически неограниченна (значимыми являются только 63 первых символа)
Слайд 15
Vasia, A, A13, A_and_B и _______
21ate, Big gig,
Sюp
Слайд 16
Ключевые (зарезервированные слова) – это идентификаторы, имеющие специальное
значение для компилятора. Имена, задаваемые программистом, не должны совпадать
с ключевыми словами
Специальные символы, или сочетания (~20 шт.)
Слайд 17
Тип данных определяет:
Внутреннее представление данных, диапазон возможных значений
Допустимые
действия над ними (операции и функции)
Слайд 18
Примеры отличия разных типов:
целые и вещественные числа имеют
одинаковый объём памяти, но – совершенно разные диапазоны возможных
значений
целые числа можно умножать друг на друга, а символьные нет
5*5=25 ‘?’*’!’=_______
Слайд 20
Стандартные типы данных
1. Логические типы
Внутреннее представление:
Основной тип
логических данных называется Boolean
Величины этого типа данных занимают –
1 байт, и могут принимать всего два значения – true (истина) и false (ложь). Внутренне представление значения false – 0, true – 1
Слайд 21
Другие логические типы данных: ByteBool, WordBool, LongBool –
длиной 1,2,4 байта. Истинным в них является любое значение
не равное 0
Слайд 22
Операции:
1) Логические операции: and, or, xor и not
Таблица
истинности – в ней приведены все возможные сочетания значений
аргументов и соответствующие им значения результата.
Слайд 23
2) Операции отношения
Результат этих операция
– логический тип
Пример: false
false=true – значение false.
>, >=, <, <=, = , <>
Слайд 24
2. Целые типы
Внутреннее представление:
Представляются в двоичной системе исчисления.
В Паскале определены несколько типов данных, отличающиеся длинной и
наличием знака: старший двоичный разряд либо воспринимается как знаковый, либо является обычным разрядом числа
Внутреннее представление определяет диапазоны допустимых значений величин (от нулей во всех двоичных разрядах до единиц).
Слайд 26
Операции над целыми величинами:
Арифметические операции – Результат их
выполнения всегда целый (при делении дробная часть отбрасывается): +,
-, *, div, mod
Операции отношения – Результат этих операций имеет логический тип (true, false)
Порязрядные операции: and, or, xor, not
Слайд 27
Пример подразрядной операции:
3 and 2 – значение
2,
так как в двоичной системе 3 – это
11,
а 2 – это 10
Слайд 28
Операции сдвига влево shl и вправо shr
Пример:
12
shr 2 – значение 3, поскольку двоичное представление числа
12-1100
Выполнив операцию 12 shl 1, то есть сдвинув это число влево на 1 разряд, получим 24
Освободившиеся при сдвиге влево разряды заполняются нулями, а при сдвиге вправо – знаковым разрядом.
Слайд 29
Стандартные функции и процедуры:
Слайд 32
3. Вещественные типы:
Внутреннее представление:
состоит из
двух частей – мантиссы и порядка, и каждая часть
имеет знак. Точность числа определяется длиной мантиссы, а диапазон – длиной порядка.
Слайд 34
Операции над вещественными типами:
Арифметические – результат их выполнения
вещественный тип: +, - , *, /
(Целые и вещественные операнды разрешается смешивать)
Операции отношения – результат их выполнения логический тип: =, <>, >, <, <=, >=
Стандартные функции: abs, arctan, cos, exp, ln, sin, sqr, sqrt
Слайд 36
4. Символьный тип
Внутреннее представление:
Этот тип данных,
обозначаемый ключевым словом char, служит для представления любого символа
из набора допустимых символов.
Под каждым символом отводится 1 байт.
Слайд 37
Операции:
Операции отношения (,=,), при этом сравнивают коды символов.
Стандартные
функции
Слайд 39
5. Порядковые типы:
К ним относятся: Целый
тип, Символьный, Логический, Перечисляемый и Интервальный.
Они обладают общими
чертами
Слайд 40
Все возможные значения порядкового типа представляют собой ограниченное
упорядоченное множество
К любому порядковому типу может быть применена стандартная
функция Ord, которая в качестве результата возвращает порядковый номер конкретного значения в данном типе.
К любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Pred и Succ, которые возвращают предыдущее и последующие значения соответственно;
К любому порядковому типу могут быть применены стандартные функции Low и High, которые возвращают наименьшее и наибольшее значения величин данного типа
Слайд 41
Приведение типов
Например:
Integer (‘A’)
Byte (500)
Размер преобразуемой величины
должен быть равен числу байтов, отводимых под тип, в
который она преобразуется