Слайд 3
Перечисления
Перечисление — отдельный тип-значение, содержащий совокупность именованных
констант.
Пример:
enum Color : long
{
Red,
Green,
Blue
}
Каждый элемент перечисления имеет связанное с ним константное значение, тип которого определяется базовым типом перечисления.
Базовые типы: byte, sbyte, short, ushort, int, uint, long и ulong. По умолчанию – int.
Базовый класс - System.Enum.
Перечисление может иметь модификатор (new, public, protected, internal, private). Он имеет такое же значение, как и при объявлении классов.
Слайд 4
Значения элементов перечисления
Значение элемента задается либо явно, либо
неявно, а именно:
Первый элемент автоматически принимает значение 0.
Последующие элементы
принимают значение предыдущего + 1.
enum Button {Start, Stop, Play, Next, Prev }; // неявно
enum Color
{ Red, // 0 неявно
Green = 10, // 10 явно
Blue // 11 неявно
}
enum Nums { two = 2, three, ten = 10, eleven, fifty = ten + 40 };
Несколько элементов перечисления могут иметь одно и то же значение.
Элементы одного перечисления не могут иметь одинаковые имена.
Слайд 5
Действия с элементами перечислений
арифметические операции (+, –, ++,
––)
логические поразрядные операции (^, &, |, ~)
сравнение с помощью
операций отношения (<, <=, >, >=, ==, !=)
получение размера в байтах (sizeof)
вывод на консоль
enum Menu { Read, Write, Edit, Quit };
Menu m, n;
…
m = Menu.Read; n = m; n++;
if (n > m ) Console.WriteLine(n);
Каждое перечисление определяет отдельный тип; для преобразования между перечислением и целым типом или между двумя перечислениями требуется явное приведение типа.
Слайд 6
enum Color
{ Red, Yellow, Green }
class
Test
{ static void Main()
{ Color color = Color.Red; // или Color color = 0;
… // изменение color
switch (color)
{
case Color.Red:
Console.WriteLine("Стойте"); break;
case Color.Green:
Console.WriteLine("Идите"); break;
case Color.Yellow:
Console.WriteLine("Ждите"); break;
default:
Console.WriteLine("Светофор сломан");break;
}
}
Пример 1
Слайд 7
enum Color
{ Red = 0x000000FF, Green
= 0x0000FF00, Blue = 0x00FF0000 }
class Test
{
static void Main()
{ Console.WriteLine(StringFromColor(Color.Green)); }
static string StringFromColor(Color c)
{ switch (c)
{ case Color.Red:
return String.Format("Red = {0:X}", (int)c);
case Color.Green:
return String.Format("Green = {0:X}", (int)c);
case Color.Blue:
return String.Format("Blue = {0:X}", (int)c);
default:
return "Invalid color";
} } }
Пример 2
Слайд 8
Базовый класс - System.Enum
enum Color { Red, Yellow,
Green }
class Test
{ static
void Main()
{ Color color = 0;
string[] names = Enum.GetNames(typeof(Color));
foreach (string name in names)
Console.WriteLine(name);
int[] values = (int[])Enum.GetValues(typeof(Color));
foreach (int value in values)
Console.WriteLine(value);
if (Enum.IsDefined(typeof(Color), "Blue"))
Console.WriteLine("Есть такой цвет!");
else Console.WriteLine("Нет такого цвета!");
int x = (int) Enum.Parse(typeof(Color), "Green");
Console.WriteLine(x);
Слайд 9
Массивы
Массив — ограниченная совокупность однотипных величин
Элементы массива
имеют одно и то же имя, а различаются по
порядковому номеру (индексу)
Виды массивов в C#:
одномерные
многомерные (например, двумерные, или прямоугольные)
массивы массивов (др. термины: невыровненные, ступенчатые).
Слайд 10
Создание массива
Массив относится к ссылочным типам данных (располагается
в хипе), поэтому создание массива начинается с выделения памяти
под его элементы.
Элементами массива могут быть величины как значимых, так и ссылочных типов (в том числе массивы), например:
int[] w = new int[10]; // массив из 10 целых чисел
string[] z = new string[100]; // массив из 100 строк
Monster [] s = new Monster[5]; // массив из 5 монстров
double[,] t = new double[2, 10]; // прямоуг. массив 2х10
int[,,,] m = new int[2,2,2,2]; // 4-xмерный массив
int[][][] a = new int[2][][]; … // массив массивов массивов
Массив значимых типов хранит значения, массив ссылочных типов — ссылки на элементы.
Всем элементам при создании массива присваиваются значения по умолчанию: нули для значимых типов и null для ссылочных.
Слайд 13
Размерность массива
Количество элементов в массиве (размерность) задается при
выделении памяти и не может быть изменена впоследствии. Она
может задаваться выражением:
short n = ...;
string[] z = new string[2*n + 1];
Размерность не является частью типа массива.
Элементы массива нумеруются с нуля.
Для обращения к элементу массива после имени массива указывается номер элемента в квадратных скобках, например:
w[4] z[i]
Слайд 14
Действия с массивами
С элементом массива можно делать все,
что допустимо для переменных того же типа.
При работе
с массивом автоматически выполняется контроль выхода за его границы: если значение индекса выходит за границы массива, генерируется исключение IndexOutOfRangeException.
Массивы одного типа можно присваивать друг другу. При этом происходит присваивание ссылок, а не элементов:
int[] c = new int[10];
int[] b = c;
// b и c указывают на
// один и тот же массив
Слайд 15
Одномерные массивы
Варианты описания массива:
тип[] имя;
тип[] имя =
new тип [ размерность ];
тип[] имя = { список_инициализаторов
};
тип[] имя = new тип [] { список_инициализаторов };
тип[] имя = new тип [ размерность ] { список_инициализаторов };
Примеры описаний (один пример на каждый вариант описания, соответственно):
int[] a; // память под элементы не выделена
int[] b = new int[4]; // элементы равны 0
int[] c = { 61, 2, 5, -9 }; // new подразумевается
int[] d = new int[] { 61, 2, 5, -9 }; // размерность вычисляется
int[] e = new int[4] { 61, 2, 5, -9 }; // избыточное описание
Слайд 16
Пример
Для массива, состоящего из 6 целочисленных элементов, программа
определяет:
сумму и количество отрицательных элементов;
максимальный элемент.
Слайд 17
Программа
const int n = 6;
int[] a =
new int[n] { 3, 12, 5, -9, 8, -4
};
Console.WriteLine( "Исходный массив:" );
for ( int i = 0; i < n; ++i ) Console.Write( "\t" + a[i] );
Console.WriteLine();
long sum_otr = 0; // cумма отрицательных элементов
int num_otr = 0; // количество отрицательных элементов
for ( int i = 0; i < n; ++i )
if ( a[i] < 0 ) {
sum_otr += a[i]; ++num_otr;
}
Console.WriteLine( "Сумма отрицательных = " + sum_otr );
Console.WriteLine( "Кол-во отрицательных = " + num_otr );
int max = a[0]; // максимальный элемент
for ( int i = 0; i < n; ++i )
if ( a[i] > max ) max = a[i];
Console.WriteLine( "Максимальный элемент = " + max );
Слайд 18
Базовый класс Array
Все массивы в C# имеют общий
базовый класс Array, определенный в пространстве имен System. Некоторые
элементы класса Array:
Length (Свойство) - Количество элементов массива (по всем размерностям)
BinarySearch (Статический метод) - Двоичный поиск в отсортированном массиве
IndexOf – (Статический метод) - Поиск первого вхождения элемента в одномерный массив
Sort (Статический метод) - Упорядочивание элементов одномерного массива
Слайд 19
Использование методов класса Array
static void Main()
{
int[]
a = { 24, 50, 18, 3, 16, -7, 9, -1 };
PrintArray( "Исходный массив:", a );
Console.WriteLine( Array.IndexOf( a, 18 ) );
Array.Sort(a); // Array.Sort(a, 1, 5);
PrintArray( "Упорядоченный массив:", a );
Console.WriteLine( Array.BinarySearch( a, 18) );
Array.Reverse(a); // Array.Reverse(a, 2, 4);
}
public static void PrintArray( string header, int[] a ) {
Console.WriteLine( header );
for ( int i = 0; i < a.Length; ++i )
Console.Write( "\t" + a[i] );
Console.WriteLine();
}
Слайд 20
Прямоугольные массивы
Прямоугольный массив имеет более одного измерения.
Чаще всего в программах используются двумерные массивы. Варианты описания
двумерного массива:
тип[,] имя;
тип[,] имя = new тип [ разм_1, разм_2 ];
тип[,] имя = { список_инициализаторов };
тип[,] имя = new тип [,] { список_инициализаторов };
тип[,] имя = new тип [ разм_1, разм_2 ] { список_инициализаторов };
Примеры описаний (один пример на каждый вариант описания):
int[,] a; // элементов нет
int[,] b = new int[2, 3]; // элементы равны 0
int[,] c = {{1, 2, 3}, {4, 5, 6}}; // new подразумевается
int[,] c = new int[,] {{1, 2, 3}, {4, 5, 6}}; // разм-сть вычисляется
int[,] d = new int[2,3] {{1, 2, 3}, {4, 5, 6}}; // избыточное описание
Слайд 21
К элементу двумерного массива обращаются, указывая номера строки
и столбца, на пересечении которых он расположен:
a[1, 4]
b[i, j] b[j, i]
Компилятор воспринимает как номер строки первый индекс, как бы он ни был обозначен в программе.
Слайд 22
Ступенчатые массивы
В ступенчатых массивах количество элементов в разных
строках может различаться.
В памяти ступенчатый массив хранится иначе,
чем прямоугольный: в виде нескольких внутренних массивов, каждый из которых имеет свой размер. Кроме того, выделяется отдельная область памяти для хранения ссылок на каждый из внутренних массивов.
Слайд 23
Описание ступенчатого массива
тип[][] имя;
Под каждый из массивов, составляющих
ступенчатый массив, память требуется выделять явным образом:
int[][] a =
new int[3][]; // память под ссылки на 3 строки
a[0] = new int[5]; // память под 0-ю строку (5 эл-в)
a[1] = new int[3]; // память под 1-ю строку (3 эл-та)
a[2] = new int[4]; // память под 2-ю строку (4 эл-та)
Или:
int[][] a = { new int[5], new int[3], new int[4] };
Обращение к элементу ступенчатого массива:
a[1][2] a[i][j] a[j][i]
Слайд 24
Пример
int[][] a = new int[3][];
a[0] = new int [5] { 24, 50,
18, 3, 16 };
a[1] = new int [3] { 7, 9, -1 };
a[2] = new int [4] { 6, 15, 3, 1 };
Console.WriteLine( "Исходный массив:" );
for ( int i = 0; i < a.Length; ++i )
{
for ( int j=0; j < a[i].Length; ++j)
Console.Write( "\t" + a[i][j] );
Console.WriteLine();
}
// поиск числа 18 в нулевой строке:
Console.WriteLine( Array.IndexOf( a[0], 18 ) );
Слайд 25
Эффективность работы
с двумерными массивами
Слайд 26
Передача массивов как
параметров метода
class Program {
static void Main(string[] args)
{
const int n = 3, m = 4;
double[,] a = new double[n, m] {{2,3,4,7}, {4,3,2,0}, {2,0,1,8}};
Console.WriteLine("Сумма элементов: " + Sum(a));
bool[] nums = RowsWithNulls(a, n, m);
Console.Write("Номера строк, содержащих нули: ");
for (int i = 0; i < n; ++i)
if (nums[i]) Console.Write(" " + i);
}
static double Sum(double[,] x)
{ double sum = 0;
foreach (double elem in x) sum += elem;
return sum;
}
}