Слайд 2
Система команд микропроцессора
Слайд 4
Команды пересылки данных
Команда MOV – пересылка данных
Формат команды
mov
,
Действие команды
В операнд Приемник заносится значение операнда Источник
Запись
на языке высокого уровня
Приемник = Источник;
Слайд 5
Команды пересылки данных
Команда MOV – пересылка данных
Пример 1.
Обмен значениями регистров (EAX и EBX)
mov ECX, EAX
; ECX = EAX
mov EAX, EBX ; EAX = EBX
mov EBX, ECX ; EBX = ECX
Слайд 6
Команды пересылки данных
Команда MOV – пересылка данных
Пример 2.
Реализация команды A=B
mov EAX, A
mov B, EAX
Слайд 8
Арифметические команды
Команда ADD – сложение
Формат команды
add ,
Действие
команды
В операнд Приемник заносится сумма операнда Приемник и операнда
Источник
Запись на языке высокого уровня
Приемник += Источник;
Слайд 9
Арифметические команды
Команда ADD – сложение
Пример 1. Сложение двух
регистров (ECX = EAX + EBX)
mov ECX, EAX
; ECX = EAX
add ECX, EBX ; ECX += EBX
Слайд 10
Арифметические команды
Команда ADD – сложение
Пример 2. Реализация команды
C=A+B
mov EAX, A
add EAX, B
mov C, EAX
Слайд 11
Арифметические команды
Команда ADC – сложение с учетом переноса
Формат
команды
adc ,
Действие команды
В операнд Приемник заносится сумма операнда
Приемник, операнда Источник и бита CF (переноса от предыдущего арифметического действия)
Запись на языке высокого уровня
Приемник += Источник + CF;
Слайд 12
Арифметические команды
Команда ADC – сложение с учетом переноса
Пример
1. Сложение двух 64-разрядных чисел
(EBX; EAX) += (EDX;
ECX)
add EAX, ECX
adc EBX, EDX
Слайд 13
Арифметические команды
Команда ADC – сложение с учетом переноса
Пример
2. Сложение двух 64-разрядных чисел
(C = A + B)
mov
EAX, A
add EAX, B
mov C, EAX
mov EAX, A + 4
adc EAX, B + 4
mov C + 4, EAX
Слайд 14
Арифметические команды
Команда INC – увеличение на единицу
Формат команды
inc
Действие команды
Операнд увеличивается на 1
Запись на языке высокого уровня
Операнд++;
Слайд 15
Арифметические команды
Команда SUB – вычитание
Формат команды
sub ,
Действие
команды
В операнд Приемник заносится разность операнда Приемник и операнда
Источник
Запись на языке высокого уровня
Приемник -= Источник;
Слайд 16
Арифметические команды
Команда SUB – вычитание
Пример 1. Вычитание двух
регистров (ECX = EAX – EBX)
mov ECX, EAX
; ECX = EAX
sub ECX, EBX ; ECX -= EBX
Слайд 17
Арифметические команды
Команда SUB – вычитание
Пример 2. Реализация команды
C = A – B
mov EAX, A
sub EAX, B
mov
C, EAX
Слайд 18
Арифметические команды
Команда SBB – вычитание с учетом переноса
Формат
команды
sbb ,
Действие команды
В операнд Приемник заносится разность операнда
Приемник и суммы операнда Источник и бита CF (переноса от предыдущего арифметического действия)
Запись на языке высокого уровня
Приемник -= Источник + CF;
Слайд 19
Арифметические команды
Команда SBB – вычитание с учетом переноса
Пример
1. Вычитание двух 64-разрядных чисел
(EBX; EAX) -= (EDX;
ECX)
sub EAX, ECX
sbb EBX, EDX
Слайд 20
Арифметические команды
Команда SBB – вычитание с учетом переноса
Пример
2. Вычитание двух 64-разрядных чисел
(C = A – B)
mov
EAX, A
sub EAX, B
mov C, EAX
mov EAX, A + 4
sbb EAX, B + 4
mov C + 4, EAX
Слайд 21
Арифметические команды
Команда DEC – уменьшение на единицу
Формат команды
dec
Действие команды
Операнд уменьшается на 1
Запись на языке высокого уровня
Операнд--;
Слайд 22
Арифметические команды
Команда MUL – умножение беззнаковых чисел
Формат команды
mul
Действие команды
В зависимости от размера операнда Источник:
1 байт: AX
= AL * Источник;
2 байта: (DX; AX) = AX * Источник;
4 байта: (EDX; EAX) = EAX * Источник;
Слайд 23
Арифметические команды
Команда MUL – умножение беззнаковых чисел
Особенности команды
Размер
произведения всегда в два раза больше размера множителей
Пример. Реализация
команды C = A * B
mov EAX, A
mul B
mov C, EAX ; возможна потеря
; разрядов !!!
Слайд 24
Арифметические команды
Команда DIV – деление беззнаковых чисел
Формат команды
div
Действие команды
В зависимости от размера операнда Источник:
1 байт: AL
= AX / Источник;
AH = AX % Источник;
2 байта: AX = (DX; AX) / Источник;
DX = (DX; AX) % Источник;
4 байта: EAX = (EDX; EAX) / Источник;
EDX = (EDX; EAX) % Источник;
Слайд 25
Арифметические команды
Команда DIV – деление беззнаковых чисел
Особенности команды
Размер
неполного частного и остатка всегда в два раза меньше
размера делимого.
Пример. Реализация команды C = A / B
mov EAX, A
mov EDX, 0
div B
mov C, EAX
Слайд 26
Арифметические команды
Команда IMUL – умножение знаковых чисел
Формат команды
imul
imul ,
imul , ,
Слайд 27
Арифметические команды
Команда IMUL – умножение знаковых чисел
Действие команды,
случай первый
соответствует команде MUL,
но учитывается знаковый бит
Пример.
10000000 10000000
mul 00000010 imul 00000010
0000000100000000 1111111100000000
(128 * 2 = 256) (-128 * 2 = -256)
Слайд 28
Арифметические команды
Команда IMUL – умножение знаковых чисел
Действие команды,
случаи второй и третий
– операнд-приемник должен быть регистром;
– операнд-источник2 должен быть
непосредственным
значением из диапазона [-128; +127];
– результат умножения усекается до размера
операнда-приемника (возможна потеря разрядов)
Слайд 29
Арифметические команды
Команда IMUL – умножение знаковых чисел
Пример. Реализация
команды C = A * B
mov EAX, A
imul EAX,
B ; возможна потеря !!!
mov C, EAX
Слайд 30
Арифметические команды
Команда IDIV – деление знаковых чисел
Формат команды
idiv
Действие команды
Соответствует команде DIV,
но учитывается знаковый бит
Слайд 31
Арифметические команды
Команда CBW – преобразование байта в слово
Формат
команды
cbw
Действие команды
Заполняет регистр AH значением старшего бита регистра AL,
т.е. расширяет AL → AX
Слайд 32
Арифметические команды
Команда CBW – преобразование байта в слово
Пример
1. Вычисление C = A + B
(Слово = Байт
+ Слово)
mov AL, A
cbw
add AX, B
mov C, AX
Слайд 33
Арифметические команды
Команда CBW – преобразование байта в слово
Пример
2. Вычисление C = A / B (Байт =
Байт / Байт)
mov AL, A
cbw
idiv B
mov C, AL
Слайд 34
Арифметические команды
Команда CWD – преобразование слова в двойное
слово
Формат команды
cwd
Действие команды
Заполняет регистр DX значением старшего бита регистра
AX, т.е. расширяет AX → (DX; AX)
Слайд 35
Арифметические команды
Команда CWDE – преобразование слова в двойное
слово
Формат команды
cwde
Действие команды
Заполняет старшую часть регистра EAX значением старшего
бита регистра AX, т.е. расширяет AX → EAX
Слайд 36
Арифметические команды
Команда CDQ – преобразование двойного слова в
учетверенное слово
Формат команды
cdq
Действие команды
Заполняет регистр EDX значением старшего бита
регистра EAX, т.е. расширяет EAX → (EDX; EAX)
Слайд 37
Арифметические команды
Команда CDQ – преобразование двойного слова в
учетверенное слово
Пример. Вычисление C = A / B (знаковые
операнды)
mov EAX, A
cdq
idiv B
mov C, EAX
Слайд 38
Арифметические команды
Для преобразования типа беззнаковых операндов достаточно заполнить
соответствующий регистр (часть регистра) нулевыми битами, например, с помощью
команды MOV
Пример. Вычисление C = A / B (беззнаковые операнды)
mov EAX, A
mov EDX, 0 ; xor EDX
div B
mov C, EAX
Слайд 40
Команды перехода
Команды перехода предназначены для изменения линейной последовательности
выполнения программы.
Принцип работы всех команд перехода заключается в модифицировании
значения регистра EIP (указателя инструкций).
Слайд 41
Команды перехода
Все команды перехода имеют одинаковый формат:
j***
команды>
Адрес команды может указываться непосредственно, но чаще всего он
задается с помощью символьной метки:
<метка>: <команда>
. . . . . . .
j*** <метка>
Слайд 42
Команды перехода
Все команды перехода делятся на команды безусловного
и условного перехода.
При выполнении команды безусловного перехода переход осуществляется
всегда.
Слайд 43
Команды перехода
Команда JMP – безусловный переход
Формат команды
jmp
команды>
Действие команды
заносит в регистр EIP указанное значение
(EIP =
<адрес команды>)
Слайд 44
Команды перехода
При выполнении команды условного перехода переход осуществляется,
если выполняется некоторое условие перехода.
Условием перехода может являться значение
некоторого флага или комбинация значений нескольких флагов.
Слайд 46
Команды перехода
Обычно команды условного перехода размещают в программе
после арифметических команд.
(Напомним, что биты регистра флагов EFlags изменяются
в зависимости от результата арифметической операции).
Таким образом, команды условного перехода позволяют проанализировать результат арифметической операции: отрицательный или положительный, равен нулю или не равен нулю и т.п.
Слайд 47
Команды перехода
Часто в программе возникает необходимость сравнить значения
двух чисел. Для этих целей перед командами условного перехода
используется команда CMP.
Формат команды
cmp <операнд 1>, <операнд 2>
Действие команды
От <операнда 1> отнимает <операнд 2>.
Результат вычитания нигде не сохраняется,
но в соответствии с его значением изменяются флаги.
Слайд 48
Команды перехода
Сравнение беззнаковых чисел
cmp ,
j**
Слайд 49
Команды перехода
Для удобства восприятия программы можно использовать команды-синонимы:
ja ↔ jnbe
jae ↔ jnb
jb ↔ jnae
jbe ↔ jna
Слайд 50
Команды перехода
Сравнение знаковых чисел
cmp ,
j**
Слайд 51
Команды перехода
Для удобства восприятия программы можно использовать команды-синонимы:
jg ↔ jnle
jge ↔ jnl
jl ↔ jnge
jle ↔ jng
Слайд 52
Реализация
алгоритмических
структур
Слайд 53
Реализация алгоритмических структур
Как было сказано ранее, использование команд
перехода позволяет реализовать последовательность выполнения команд, отличную от линейной.
Блок-схемы
отдельных команд перехода можно изобразить так:
Слайд 54
Реализация алгоритмических структур
1. Неполное ветвление
if (усл) { команда; }
усл
–
+
команда
Непосредственная
реализация затруднительна, поскольку блок-схема отдельных элементов конструкции не соответствует
блок-схемам имеющихся операторов перехода.
Необходимо заменить блок-схему
на другую.
Слайд 55
Можно преобразовать блок-схему так, чтобы она содержала только
подходящие элементы
J***
JMP
:
:
...
Реализация алгоритмических структур
усл
+
–
команда
Слайд 56
Реализация алгоритмических структур
Пример. Фрагмент алгоритма поиска наибольшего элемента
массива
if(max < A[i])
CMP EAX, A[ESI]
JL Metka1
JMP Metka2
{ Metka1:
max = A[i]; MOV EAX, A[ESI]
}
Metka2: ...
Слайд 57
Эффективнее будет заменить условие на противоположное
JN**
:
...
Реализация алгоритмических структур
!усл
+
–
команда
Слайд 58
Реализация алгоритмических структур
Пример. Фрагмент алгоритма поиска наибольшего элемента
массива
if(max < A[i])
CMP EAX, A[ESI]
JNL Metka
{
max = A[i]; MOV EAX, A[ESI]
}
Metka: ...
Слайд 59
Реализация алгоритмических структур
2. Полное ветвление
if (усл) { команда1; }
else
{ команда2; }
усл
–
+
команда1
команда2
Слайд 60
Заменим блок-схему на более подходящую
J*** <метка 1>
JMP <метка 2>
<метка 1>: <команда 1>
JMP <метка 3>
<метка 2>: <команда 2>
<метка 3>: ...
Реализация алгоритмических структур
усл
–
+
команда1
команда2
Слайд 61
Пример. Поиск наибольшего из двух чисел
if(A >
B)
CMP EAX, EBX
JG Metka1
JMP Metka2
{ Metka1:
C = A; MOV ECX, EAX
} JMP Metka3
else
{ Metka2:
C = B; MOV ECX, EBX
}
Metka3: ...
Реализация алгоритмических структур
Слайд 62
Замена условия упрощает конструкцию:
JN** <метка 2>
<метка 1>: <команда 1>
JMP <метка 3>
<метка 2>: <команда 2>
<метка 3>: ...
Реализация алгоритмических структур
!усл
+
–
команда1
команда2
Слайд 63
Пример. Фрагмент алгоритма нахождения НОД
if(A > B)
CMP
EAX, EBX
{ JNG MetkaB
A –= B; MetkaA: SUB EAX, EBX
} JMP Metka
else
{
B –= A; MetkaB: SUB EBX, EAX
}
Metka: ...
Реализация алгоритмических структур
Слайд 64
Можно переставить блоки местами:
J*** <метка 1>
<метка 2>: <команда 2>
JMP <метка 3>
<метка 1>: <команда 1>
<метка 3>: ...
Реализация алгоритмических структур
усл
+
–
команда2
команда1
Слайд 65
Реализация алгоритмических структур
3. Цикл с предусловием
while (усл)
{ команда; }
усл
–
+
команда
Получается из неполного ветвления
путем добавления команды
перехода
в начало конструкции (к проверке условия)
Слайд 66
Реализация алгоритмических структур
Возможно несколько вариантов реализации, например:
усл
+
–
команда
!усл
+
–
команда
Слайд 67
Реализация алгоритмических структур
Возможно несколько вариантов реализации, например:
NachaloCikla:
NachaloCikla:
...
...
J*** TeloCikla JN** KonecCikla
JMP KonecCikla
TeloCikla: TeloCikla:
... ...
JMP NachaloCikla JMP NachaloCikla
KonecCikla: KonecCikla:
... ...
Слайд 68
Пример. Алгоритм нахождения НОД
Nachalo:
CMP EAX, EBX
JE Konec
JNG MetkaB
MetkaA:
SUB EAX,
EBX
JMP Metka
MetkaB:
SUB EBX, EAX
Metka:
JMP Nachalo
Konec:
...
while(A != B)
{
if(A > B)
{
A -= B;
}
else
{
B -= A;
}
}
Реализация алгоритмических структур
Слайд 69
Реализация алгоритмических структур
4. Цикл с постусловием
do {
команда; } while(усл);
усл
+
–
команда
Nachalo:
... ; тело
...
; цикла
Proverka:
...
J*** Nachalo
...
Слайд 70
Реализация алгоритмических структур
Реализация цикла с постусловием на языке
Ассемблера оказывается настолько простой, что часто её используют и
для реализации цикла с предусловием:
JMP Proverka
Nachalo:
... ; тело
... ; цикла
Proverka:
...
J*** Nachalo
...
Слайд 71
Реализация алгоритмических структур
5. Цикл с параметром
for(i = A; i
>= B; i--) { команда; }
MOV ESI, A
Nachalo:
CMP ESI, B
JNLE Konec
... ; тело
... ; цикла
INC ESI
JMP Nachalo
Konec:
...
MOV ESI, A
Nachalo:
CMP ESI, B
JNGE Konec
... ; тело
... ; цикла
DEC ESI
JMP Nachalo
Konec:
...
Слайд 73
Массивы
Одним из самых распространенных применений циклов является обработка
массивов*.
* Массив – структурированный тип данных, состоящий из некоторого
числа элементов одного типа.
Слайд 74
Массивы
При работе с массивами необходимо помнить,
что все
элементы массива располагаются в памяти последовательно.
Память
массив
Слайд 75
Массивы
Архитектура процессора не накладывает никаких ограничений на смысл
и правила использования элементов массивов, т.к. в процессоре не
имеется никаких средств, позволяющих как-то по особенному обрабатывать элементы массивов, и, вообще, процессор не отличает массивов от других видов данных.
Только программист с помощью составленного им алгоритма обработки определяет, как нужно трактовать последовательность байт (слов, удвоенных слов и т.п.), составляющих массив.
Слайд 76
Массивы
Точно также понятие индекса элемента массива является условным,
поскольку для процессора существуют лишь адреса ячеек памяти.
Поэтому задача
программиста – обеспечить верное вычисление адресов элементов массивов.
Слайд 77
Массивы
В общем случае адрес элемента массива вычисляется по
формуле:
база + индекс * размер_элемента
Слайд 78
Массивы
При работе с массивами используются косвенные методы адресации:
– косвенная
базовая
INC [EBX]
– косвенная базовая со смещением
INC [EBX – 4]
– косвенная базовая
индексная
INC [EBX + ESI * 4]
и т.д.
Слайд 79
Массивы
Схема последовательной обработки элементов массива:
MOV ,
:
...
<обработка> [<базовый регистр>]
...
ADD <базовый регистр>, <размер элемента>
...
<конец цикла>:
Слайд 80
Массивы
Пример. Инициализация элементов массива
MOV EBX, offset
Massiv ; адрес начала массива
MOV ESI,
0 ; индекс элемента массива
Nachalo:
CMP ESI, N ; дошли до конца?
JNL Konec
MOV dword ptr [EBX], 0 ; инициализация
INC ESI ; индекс следующего элемента
ADD EBX, 4 ; адрес следующего элемента
JMP Nachalo
Konec:
...
Слайд 81
Массивы
В том случае, когда размер элемента массива
равен
1, 2, 4 или 8, при вычислении адреса можно
использовать масштабирование:
MOV <базовый регистр>, <адрес массива>
MOV <индексный регистр>, 0
<начало цикла>:
...
<обработка> [<базовый регистр> +
<индексный регистр> * <масштаб>]
...
INC <индексный регистр>
...
<конец цикла>: