Слайд 2
Вопросы
1. Проект – основа инноваций
2. Критерии
успешности проекта
3. Проект и организационная структура компании
4.
Организация проектной команды
5. Жизненный цикл проекта. Фазы и продукты
6. Выводы
7. Контрольные вопросы
Слайд 3
Проект – основа инноваций
Классическое управление проектами выделяет два
вида организации человеческой деятельности: операционная и проектная.
Операционная деятельность
применяется, когда внешние условия хорошо известны и стабильны, когда производственные операции хорошо изучены и неоднократно испытаны, а функции исполнителей определены и постоянны.
В этом случае основой эффективности служат узкая специализация и повышение компетенции.
«Если водитель трамвая начнет искать новые пути, жди беды».
Слайд 4
Проект – основа инноваций
Там,
а) где разрабатывается новый
продукт, внешние условия и требования к которому постоянно меняются,
б) где применяемые производственные технологии используются впервые,
в) где постоянно требуются поиск новых возможностей,
г) интеллектуальные усилия и творчество,
там требуются ПРОЕКТЫ.
Слайд 5
Проект – основа инноваций
Проект – временное предприятие, предназначенное
для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.
Слайд 6
Проект – основа инноваций
У операционной и проектной деятельности
есть ряд общих характеристик:
выполняются людьми,
ограничены доступностью ресурсов,
планируются,
исполняются
и управляются.
Операционная деятельность и проекты различа-ются, главным образом, тем, что операционная деятельность – это продолжающийся во времени и повторяющийся процесс, в то время как проекты являются временными и уникальными.
Слайд 7
Проект – основа инноваций
Ограничение по срокам означает, что
у любого проекта есть четкое начало и четкое завершение.
Завершение наступает:
когда достигнуты цели проекта;
или осознано, что цели проекта не будут или не могут быть достигнуты;
или исчезла необходимость в проекте, и он прекращается.
Слайд 8
Проект – основа инноваций
Уникальность также важное отличие проектной
деятельности от операционной.
Если бы результаты проекта не носили
уникальный характер, работу по их достижению можно было бы четко регламентировать, установить производственные нормативы и реализовывать в рамках операционной деятельности (конвейер).
Задача проекта – достижение конкретной бизнес-цели.
Задача операционной деятельности – обеспечение нормального течения бизнеса.
Слайд 9
Проект – основа инноваций
Проект – это средство стратегического
развития
Слайд 10
Проект – основа инноваций
Цель – описание того, что
мы хотим достичь.
Стратегия – констатация того, каким образом
мы собираемся эти цели достигать.
Проекты преобразуют стратегии в действия, а цели в реальность.
Таким образом, каждая работа, которую выполняет конкретный сотрудник, привязывается к достижению стратегических целей организации.
Слайд 11
Проект – основа инноваций
Проекты объединяются в программы.
Программа
— ряд связанных друг с другом проектов, управление которыми
координируется для достижения преимуществ и степени управляемости, недоступных при управлении ими по отдельности.
Проекты и программы объединяются в портфели.
Портфель — набор проектов или программ и других работ, объединенных вместе с целью эффективного управления данными работами для достижения стратегических целей.
Слайд 12
Проект – основа инноваций
Проекты и управление ими существовали
всегда.
В качестве самостоятельной области знаний управление проектами начало
формироваться в начале ХХ века.
В этой дисциплине пока нет единых международных стандартов.
Наиболее известные центры компетенции:
■ PMI, Project Management Institute, PMBOK — американский национальный стандарт ANSI/PMI 99-001-2004.
■ IPMA, International Project Management Association. В России — СОВНЕТ.
Слайд 13
Проект – основа инноваций
Проект это основа инноваций.
Сделать
то, до чего другие компании еще не додумались, сделать
это как можно быстрее, иначе это сделают другие.
Предложить потребителю более качественный продукт или такой продукт, потребность в котором потребитель даже не может пока осознать.
Слайд 14
Критерии успешности проекта
Задача проекта – достижение конкретной бизнес-цели,
при соблюдении ограничений «железного треугольника»
Слайд 15
Критерии успешности проекта
Это означает, что ни один из
углов треугольника не может быть изменен без оказания влияния
на другие.
Например, чтобы уменьшить время, потребуется увеличить стоимость и/или сократить содержание.
Согласно текущей редакции стандарта PMBOK [1], проект считается успешным, если удовлетворены все требования заказчика и участников проекта.
Слайд 16
Критерии успешности проекта
Поэтому у проекта разработки ПО сегодня
не три, а четыре фактора успеха:
Выполнен в соответствие
со спецификациями.
Выполнен в срок.
Выполнен в пределах бюджета.
Каждый участник команды уходил с работы в 18:00 с чувством успеха.
Этот четвертый фактор успеха должен стать воспроизводимым, если предприятие хочет быть эффективным.
Слайд 17
Критерии успешности проекта
Для успешного проекта характерно постоянное ощущение
его участниками чувства удовлетворения и гордости за результаты своей
работы, чувства оптимизма.
Нет ничего более гибельного для проекта, чем равнодушие или уныние его участников.
Эффективность это отношение полученного результата к произведенным затратам.
Нельзя рассматривать эффективность, исходя только из результативности: чем больше ты производишь, чем больше делаешь, тем выше твоя эффективность.
Слайд 18
Критерии успешности проекта
С таким подходом можно «зарезать на
ужин курицу, несущую золотые яйца».
Затраты не следует путать
с инвестициями.
Оплата аренды, электроэнергии, коммунальные платежи — затраты.
Создание и закрепление эффективной команды — это стратегическое приобретение компании.
Обучение участников проекта — инвестиции.
Вложение в людей — это увеличение числителя в формуле эффективности.
Слайд 19
Критерии успешности проекта
Уход из компании всех профессионалов после
проекта, выполненного по принципу «любой ценой», — затраты, причем
очень тяжело восполняемые.
Нарастающая конкуренция указывает на совершенно четкий тренд в мировой экономике — персонал — это форма инвестиций, активов, которые нужно уметь наращивать, управлять и сохранять.
Сегодня люди — это капитал.
Слайд 20
Критерии успешности проекта
Современное предприятие обязано относиться к своим
работникам так же, как к своим лучшим клиентам.
Главный
капитал современной компании — это знания.
Большая часть этих знаний неотъемлема от их носителя — человека.
Те предприятия, которые этого не поняли, не выживут потому, что не смогут быть эффективными.
Слайд 21
Критерии успешности проекта
Сегодня эффективное предприятие — это сервис.
Предприятие, с одной стороны, предоставляет услуги и продукты своим
клиентам, а с другой, — рабочие места для профессионального персонала.
Принципы «Одно предприятие на всю жизнь», «Работай продуктивно, а предприятие о тебе позаботится» — уходят в прошлое.
Посмотрите на рынок рабочей силы в ИТ — правила устанавливают профессионалы.
Слайд 22
Проект и оргструктура компании
Организационная структура компании отражает ее
внутреннее устройство, потоки управляющих воздействий, распределение труда и специфические
особенности производства.
Функциональная и проектная организации — противоположные полюса, а матричная организация — промежуточные состояния.
Нет одной лучшей организационной структуры.
Нет смысла противопоставлять функциональные структуры и проектные организации.
Слайд 24
Проект и оргструктура компании
Функциональная структура имеет следующие особенности:
• Сохраняется принцип единоначалия
• Понятные и стабильные условия работы
• Хорошо
приспособлены для операционной деятельности.
• Специализация подразделений позволяет накапливать экспертизу.
• Затруднено принятие решений и коммуникации между исполнителями. Осуществляются только через руководство.
Слайд 25
Проект и оргструктура компании
• Управление сконцентрировано и держится на
компетенции высшего руководства
• Как правило, неэффективен контроль за ходом
проекта (нет целостной картины)
Функциональная структура предполагает многоуровневую иерархию.
Руководители функциональных подразделений это начальники управлений, начальники подчиненных им служб, отделов, лабораторий, секторов, групп. У каждого начальника есть заместитель и, порой, не один.
Примеры: министерства, ведомства, научные институты и предприятия советского периода.
Слайд 26
Проект и оргструктура компании
На другом краю спектра организационных
структур находится проектная структура
Слайд 27
Проект и оргструктура компании
В чисто проектных организациях:
Проект
организуется как самостоятельное производственное подразделение.
Персонал на проект набирается
по временным контрактам.
После завершения проекта персонал увольняется.
Медленный старт.
Опыт не аккумулируется.
Команды не сохраняются.
Слайд 28
Проект и оргструктура компании
Проектные организации не самые эффективные,
но порой единственно возможные для выполнения проектов, которые физически
удалённы от исполняющей организации, например, строительство нового нефтепровода.
В разработке ПО наиболее распространена матричная организация.
Различают три вида матричной организационной структуры:
слабая,
сбалансированная
и сильная
Слайд 32
Проект и оргструктура компании
В компаниях, которые ориентированы в
основном на заказную разработку ПО, функциональные подразделения чаще объединяются
в соответствие с используемыми информационными технологиями.
Например, отдел разработки баз данных, отдел разработки J2EE-приложений, отдел веб-разработок, отделы тестирования, документирования и т.д.
Слайд 33
Проект и оргструктура компании
В слабой матрице роль и
полномочия сотрудника, который координирует проект, сильно ограничены.
Реальное руководство
проектом осуществляет один из функциональных руководителей.
Координатор проекта, его еще часто называют «трекер», помогает этому руководителю собирать информацию о статусе выполняемых проектных работ, учитывает затраты, составляет отчеты.
Слайд 34
Проект и оргструктура компании
В сбалансированной матрице появляется менеджер
проекта, который реально управляет выделенными на проект ресурсами.
Он
планирует работы, распределяет задачи среди исполнителей, контролирует сроки и результаты, несет полную ответственность за достижение целей проекта, при соблюдении ограничений.
В сбалансированных матрицах наиболее ярко проявляется проблема двойного подчинения.
Руководитель функционального подразделения и менеджер проекта имеют примерно равное влияние на материальный и профессиональный рост разработчиков.
Слайд 35
Проект и оргструктура компании
В сильной матрице признается, что
проектное управление является самостоятельной областью компетенции, в которой необходимо
накапливать экспертизу и использовать общие ресурсы.
Поэтому в сильной матрице менеджеры проектов объединяются в самостоятельное функциональное подразделение — офис управления проектами (ОУП).
ОУП разрабатывает корпоративные политики и стандарты в области проектного управления, планирует и осуществляет профессиональное развитие менеджеров.
Слайд 36
Проект и оргструктура компании
Одной из особенностей матричных структур
является то, что они становятся «плоскими», исчезает многоступенчатая иерархия.
Предприятие, как правило, делится на функциональные отделы, в которых работают специалисты разных категорий, напрямую подчиняющиеся начальнику отдела.
Начальники лабораторий, секторов, групп упраздняются за ненадобностью.
В матричных структурах роль начальника функционального подразделения в производственном процессе заметно снижается, по сравнению с функциональными структурами.
Слайд 37
Проект и оргструктура компании
В его компетенции остаются вопросы
стратегического развития функционального направления, планирование и развитие карьеры сотрудников,
вопросы материально-технического обеспечения работ.
Следует учитывать, что такое перераспределение полномочий и ответственности от функциональных руководителей к менеджерам проектов часто служит источником конфликтов в компаниях при их переходе от функциональной структуры к матричной.
Слайд 38
Организация проектной команды
Каждый проект разработки ПО имеет свою
организационную структуру, которая определяет распределение ответственности и полномочий среди
участников проекта, а также обязанностей и отношений отчетности.
Чем меньше проект, тем больше ролей приходится совмещать одному исполнителю.
Слайд 39
Организация проектной команды
Роли и ответственности участников типового проекта
разработки ПО можно условно разделить на пять групп:
1) Анализ.
Извлечение, документирование и сопровождение требований к продукту.
2) Управление. Определение и управление производственными процессами.
3) Производство. Проектирование и разработка ПО.
4) Тестирование. Тестирование ПО.
5) Обеспечение. Производство дополнительных продуктов и услуг.
Слайд 40
Организация проектной команды
Группа анализа включает следующие роли:
• Бизнес-аналитик.
Построение модели предметной области (онтологии).
• Бизнес-архитектор. Разрабатывает бизнес-концепцию системы.
Определяет общее видение продукта, его интерфейсы, поведение и ограничения.
• Системный аналитик. Отвечает за перевод требований к продукту в функциональные требования к ПО.
• Специалист по требованиям. Документирование и сопровождение требований к продукту.
• Менеджер продукта (функциональный заказчик). Представляет в проекте интересы пользователей продукта.
Слайд 41
Организация проектной команды
Группа управления состоит из следующих ролей:
• Руководитель проекта. Отвечает за достижение целей проекта при заданных
ограничениях (по срокам, бюджету и содержанию), осуществляет операционное управление проектом и выделенными ресурсами.
• Куратор проекта. Оценка планов и исполнения проекта. Выделение ресурсов.
• Системный архитектор. Разработка технической концепции системы. Принятие ключевых проектных решений относительно внутреннего устройства программной системы и её технических интерфейсов.
• Руководитель группы тестирования. Определение целей и стратегии тестирования, управление тестированием.
• Ответственный за управление изменениями, конфигурациями, за сборку и поставку программного продукта.
Слайд 42
Организация проектной команды
В производственную группу входят:
• Проектировщик. Проектирование
компонентов и подсистем в соответствие с общей архитектурой, разработка
архитектурно значимых модулей.
• Проектировщик базы данных.
• Проектировщик интерфейса пользователя
• Разработчик. Проектирование, реализация и отладка отдельных модулей системы.
Слайд 43
Организация проектной команды
В большом проекте может быть несколько
производственных групп, ответственных за отдельные подсистемы.
Как правило, проектировщик
выполняет роль лидера группы и управляет своим подпроектом или пакетом работ.
Стоит не забывать, что руководитель проекта делегирует полномочия, но не ответственность.
Слайд 44
Организация проектной команды
Группа тестирования в проекте состоит из
следующих ролей:
• Проектировщик тестов. Разработка тестовых сценариев.
• Разработчик автоматизированных
тестов.
• Тестировщик. Тестирование продукта. Анализ и документирование результатов.
Слайд 45
Организация проектной команды
Участники группы обеспечения, как правило, не
входят в команду проекта. Они выполняют работы в рамках
своей процессной деятельности. К группе обеспечения можно отнести следующие роли:
• Технический писатель.
• Переводчик.
• Дизайнер графического интерфейса.
• Разработчик учебных курсов, тренер.
• Участник рецензирования.
• Продажи и маркетинг.
• Системный администратор.
• Технолог и др.
Слайд 46
Организация проектной команды
В зависимости от масштаба проекта одну
роль могут исполнять несколько человек.
Например, разработчики, тестировщики, технические
писатели.
Некоторые роли всегда должен исполнять только один человек.
Например, Руководитель проекта, Системный архитектор.
Один человек может исполнять несколько ролей.
Слайд 47
Организация проектной команды
Возможны следующие совмещения ролей:
• Руководитель проекта
+ системный аналитик (+ системный архитектор)
• Системный архитектор +
разработчик
• Системный аналитик + проектировщик тестов (+ технический писатель)
• Системный аналитик + проектировщик интерфейса пользователя
• Ответственный за управление конфигурациями + ответственный за сборку и поставку (+ разработчик)
Слайд 48
Организация проектной команды
Крайне нежелательно совмещать следующие роли:
Разработчик
+ руководитель проекта
Разработчик + системный аналитик.
Разработчик +
проектировщик интерфейсов пользователя.
Разработчик + тестировщик
Слайд 49
Организация проектной команды
Не раз приходилось наблюдать, как в
критические периоды проекта его менеджер-разработчик с увлечением правит очередные
баги, а проектная команда в полном составе стоит у него за спиной и наблюдает за этим процессом.
Это плохой пример руководства проектом.
Программисты любят и умеют программировать.
Пусть они этим и занимаются.
Не стоит загружать программистов несвойственной для них работой.
Слайд 50
Организация проектной команды
В каждом проекте разработки программного продукта
много других работ: бизнес-анализ, проектирование эргономики, графический дизайн, разработка
пользовательской документации.
Эти работы с программированием не имеют ничего общего.
Для них требуются совершенно другая квалификация и другой склад мышления.
При кустарном производстве программ эти задачи, как правило, поручаются программистам, которые это делать не умеют и не любят.
Получается обычно плохо, да еще и дорого.
Слайд 51
Организация проектной команды
В силу своей интроверсии, граничащей с
аутизмом, программист просто не в состоянии увидеть свою программу
чужими глазами — глазами пользователей
Никто уже не хочет работать с программами с технологической парадигмой навороченного пользовательского интерфейса — кустарным творением программистов — когда для того чтобы работать с системой, надо обязательно знать, как она устроена.
Интроверсия – (лат. intro - внутрь, versio - поворачивать, обращать) – обращенность сознания человека к самому себе; поглощенность собственными проблем...
Слайд 52
Организация проектной команды
Это типичное творение программиста, которому гораздо
важнее видеть, как работает его программа, чем разбираться в
том, что она делает для пользователя.
Поэтому, необходимо привлекать в проектную команду бизнес-аналитиков, эргономистов, художников-дизайнеров, документалистов.
Разделение труда и специализация — залог перехода от кустарного производства к более эффективному промышленному производству.
Слайд 53
Организация проектной команды
Из профессиональных программистов получаются отличные тестировщики.
Однако,
совмещать одновременно роли программиста и тестировщика — плохая практика.
Хороший программист убежден, что он пишет программы правильно и ему психологически тяжело допустить, что где-то в его коде может быть ошибка.
А ошибки есть всегда!
Слайд 54
Организация проектной команды
Организационная структура проекта обязательно должна включать
в себя эффективную систему отчетности, оценки хода выполнения проекта
и систему принятия решений.
Можно рекомендовать еженедельные собрания по статусу проекта, на которых анализируются риски, оцениваются результаты, достигнутые на предыдущей неделе, и уточняются задачи на новый период.
В модели Scrum рекомендуются ежедневные совещания по состоянию работ — «Stand Up Meeting», но это, наверно, применимо, скорее, для небольших рабочих групп от 3 до 5 разработчиков.
Слайд 55
Организация проектной команды
Важно помнить, что организационная структура проекта
— «живой» организм.
Она начинает складываться на стадии планирования
и может меняться в ходе проекта.
Нестабильность организационной структуры (частые замены исполнителей) — серьезная проблема в управлении сложными программными проектами, поскольку существует время вхождения в контекст проекта, которое может измеряться месяцами.
Слайд 56
Жизненный цикл проекта
Каждый проект разработки ПО состоит из
4-х фаз
Слайд 57
Жизненный цикл проекта
На фазе инициации проекта необходимо понять,
что и зачем мы будем делать — разработать концепцию
проекта.
Фаза планирования определяет, как мы будем это делать.
На фазе реализации происходит материализация наших идей в виде документированного и протестированного программного продукта.
И на фазе завершения мы должны подтвердить, что мы разработали именно тот продукт, который задумали, и провести приемо-сдаточные испытания продукта на предмет соответствия его свойств, определенным ранее требованиям.
Слайд 58
Жизненный цикл проекта
Как правило, редкий проект выполняется в
соответствие с первоначальными планами, поэтому важным элементом фазы завершения
является «обратная связь»:
анализ причин расхождения и усвоение уроков на будущее.
Помним, что управляющая система без обратной связи не может быть устойчивой.
Слайд 59
Жизненный цикл проекта
Завершая обзор управления проектами «с высоты
птичьего полета», необходимо упомянуть еще об одной особенности проекта
по сравнению с операционной деятельностью.
Если в операционной деятельности ресурсы расходуются более-менее равномерно по времени, то в проектном управлении расходование ресурсов в единицу времени имеет явно выраженное колоколообразное распределение (рис. 5.9).
Слайд 61
Жизненный цикл проекта
Проект часто начинается с идеи, которая
появляется у одного человека.
Постепенно, по мере формулирования, анализа
и оценки этой идеи, привлекаются дополнительные специалисты.
Еще больше участников требуется на фазе планирования проекта. Пик потребления ресурсов приходится на фазу реализации.
В современных моделях разработки ПО реализация осуществляется на основе сочетания итеративного и инкрементального подходов.
Слайд 62
Жизненный цикл проекта
Итеративность предполагает, что требования к системе
и ее архитектура прорабатываются не один раз, а постепенно
уточняются от итерации к итерации.
Это означает, что на каждой итерации происходит полный цикл процессов разработки:
уточнение требований,
проектирование,
кодирование,
тестирование
и документирование.
Слайд 63
Жизненный цикл проекта
Инкрементальность состоит в том, что
результатом
каждой итерации является версия ПО, которая реализует часть функциональности
будущего программного продукта
и может быть введена в тестовую или опытную эксплуатацию,
а также оценена заказчиком и будущими пользователями.
Это означает, что после каждой итерации происходит прирост требуемого функционала, а нереализованных функций будущего продукта остается все меньше.
Слайд 64
Жизненный цикл проекта
Сочетание итеративности и инкрементальности обеспечивает эффективность
разработки и существенное снижение рисков по ходу проекта.
На
последней фазе происходит постепенное высвобождение участников проектной команды.
Следует помнить, что проект должен иметь четкое окончание во времени, после которого все работы по проекту закрываются, и на проект перестают тратиться ресурсы.
Не должно оставаться «зависших» работ.
Слайд 65
ВЫВОДЫ
Проект — этот средство стратегического развития.
Цель —
описание того, что мы хотим достичь.
Стратегия — констатация
того, каким образом мы собираемся эти цели достигать.
Проекты преобразуют стратегии в действия, а цели в реальность.
Слайд 66
ВЫВОДЫ
Участников типового проекта разработки ПО можно условно разделить
на пять групп ролей:
Анализ. Извлечение, документирование и сопровождение
требований к продукту.
Управление. Определение и управление производственными процессами.
Производство. Проектирование и разработка ПО.
Тестирование. Тестирование ПО.
Обеспечение. Производство дополнительных продуктов и услуг.
Слайд 67
Каждый проект разработки ПО состоит из 4-х фаз
ВЫВОДЫ
Слайд 68
ВЫВОДЫ
У программного проекта имеется четыре фактора, которые определяют
его успешность:
Выполнен в соответствие со спецификациями.
Выполнен в срок.
Выполнен в пределах бюджета.
Каждый участник команды уходил с работы в 18:00 с чувством успеха.
Слайд 69
ВЫВОДЫ
В современных моделях разработки ПО реализация осуществляется на
основе сочетания итеративного и инкрементального подходов.
Итеративность предполагает, что
требования к системе и ее архитектура прорабатываются не один раз, а постепенно уточняются от итерации к итерации.
Это означает, что на каждой итерации происходит полный цикл процессов разработки:
уточнение требований,
проектирование,
кодирование,
тестирование
и документирование.
Слайд 70
Инкрементальность состоит в том, что
результатом каждой итерации
является версия ПО, которая реализует часть функциональности будущего программного
продукта
и может быть введена в тестовую или опытную эксплуатацию,
а также оценена заказчиком и будущими пользователями.
Это означает, что после каждой итерации происходит прирост требуемого функционала, а нереализованных функций будущего продукта остается все меньше.
ВЫВОДЫ
Слайд 71
Контрольные вопросы
1. Чем отличается проектная деятельность от операционной?
2.
Проект как средство стратегического развития: от цели до реализации.
3.
Что означает информационное или постиндустриальное общество?
4. Критерии (факторы) успешности программного проекта?
5. Особенности функциональной организационной структуры предприятия.
6. Виды проектной организационной структуры предприятия.
7. Роли и ответственность участников проектной команды.
8. Какие роли можно совмещать, а какие нет в проектной команде?
9. Жизненный цикл проекта. Фазы и продукты.
10. Итеративный и инкрементальные подходы разработки программного обеспечения.