Слайд 2
На сайте Союза журналистов Москвы так описывается работа
военных журналистов: «Фронтовые операторы не стреляли и не бросали
гранат, но находились на передовой вместе с солдатами, работали обычно парами. Использовали кинокамеры «Аймо» и «Лейка».
Спустя три недели после начала войны на важнейших участках фронта работало около 20 киногрупп, насчитывавших более 80 кинооператоров. Во время Великой Отечественной вместе с солдатами, уходящими в бой, нередко шли и фронтовые кинооператоры.
Всего в годы войны было 258 фронтовых операторов, многие из которых погибли в войну: почти каждый был ранен, каждый второй тяжело ранен, каждый четвёртый убит».
Слайд 3
Советские фотожурналисты и кинооператоры у здания Рейхстага.
Слева направо,
первый ряд: Г. Самсонов, А. Морозов, Ф. Кислов, Л.
Железнов, И. Шагин, О. Кнорринг;
второй ряд: С. Альперин, А. Капустянский,
Г. Петрусов, Р. Кармен;
третий ряд: А. Архипов, М. Редькин, Н. Фиников.
Слайд 4
У Второй мировой войны был собственный, яркий символ
в фотографии – это снимки Евгения Ананьевича Халдея, который
прошел со своей камерой всю войну от Москвы до Берлина. Он сумел запечатлеть на своих снимках эту страшную эпоху от объявления о нападении Германии на Советский Союз до Нюрнбергского процесса.
Евгений Ананьевич Халдей (23 марта 1917 – 6 октября 1997) родился на Украине в Донецке в самый разгар Гражданской войны. Евгений Халдей отправился прямо на фронт в группе военных корреспондентов. Сначала он попал на Северный флот, но впоследствии участвовал и в штурме Новороссийска, Керчи и в освобождении Севастополя. Вместе с советскими войсками он вошел в Румынию, Болгарию, Югославию, Австрию, Венгрию и Германию, постоянно обновляя военную фотохронику с помощью своей камеры Leica. Все 1418 дней войны от Мурманска до Берлина Евгений Халдей продолжал снимать.
«Знамя над Рейхстагом»
Одна из постановочных фотографий Халдея с красным знаменем на крыше Рейхстага, ошибочно принимаемая за водружение Знамени Победы. Дата съемки: 02.05.1945
Слайд 5
Подготовка к этому легендарному снимку началась еще в
Москве, куда Евгений Халдей приехал незадолго до съемки для
того, чтобы подготовить тот самый флаг со звездой, серпом и молотом. Он прилетел в Берлин 2 мая 1945 года.
По пути к Рейхстагу Евгений Халдей наткнулся на нескольких бойцов, и попросил их помочь забраться на крышу для того, чтобы водрузить флаг. Поднявшись по перекореженным лестницам, они на чердаке уже захваченного здания нашли древко для знамени.
Флаг привязывал киевлянин Алексей Ковалев, которому помогали старшина разведроты Абдулхаким Исмаилов и минчанин Леонид Горычев.
Пока бойцы прилаживали победное знамя, Евгений Халдей сумел найти наиболее выгодный ракурс и, в результате, отснял две кассеты. Вскоре легендарная фотография «Знамя над Рейхстагом» была опубликована во всех центральных газетах страны и в зарубежных печатных изданиях, став настоящим символом Победы.
Слайд 6
Одной из самых знаменитых фотографий Евгения Халдея является
фотография «Первый день войны», единственная, снятая в Москве 22
июня 1941 года. Приехав в Москву буквально накануне для съемок юбилея Лермонтова в Тарханах, он заметил, что люди на улице начали собираться у репродуктора.
Сразу же выскочив на улицу с фотоаппаратом, Халдей сумел запечатлеть на снимке уникальную картину: собравшиеся у репродуктора люди с напряженными лицами слушают обращение Молотова о том, что началась война.
Слайд 7
Фотограф
Е.А. Халдей на Нюрнбергском
процессе недалеко от
Геринга
На его снимках запечатлено поражение японцев на Дальнем Востоке,
Парижское совещание министров иностранных дел и подписание акта капитуляции Германии. Именно он на поверженном Рейхстаге в Берлине снял Знамя Победы, ставшее символом победы советского народа в Великой Отечественной войне.
На Нюрнбергском процессе одними из вещественных доказательств были фотографии Евгения Ананьевича.
Слайд 8
Во многих газетах мира была опубликована и другая
его знаменитая фотография – это снимок ефрейтора 87-го отдельного
дорожно-эксплуатационного батальона Марии Шальневой, которая регулировала движение военной техники неподалеку от Рейхстага в Берлине.
Слайд 9
Фотокорреспондент ТАСС Евгений Ананьевич Халдей (в центре) в
Берлине возле Бранденбургских ворот.
На заднем плане ИС-2 из
состава 7-й гвардейской танковой бригады — один из трёх (№№414, 432, 434 «Боевая подруга») самых знаменитых советских танков в поверженном Берлине.
Слайд 10
Макс Альперт прошел всю Великую Отечественную войну от
начала до конца, сумев побывать в освобожденной Праге и
разрушенном Берлине. Ему также посчастливилось снимать знаменитый Парад Победы 24 июня 1945 года на Красной площади в Москве.
Профессиональное мастерство, накопленное Максом Альпертом за годы работы в различных советских изданиях, оказалось востребовано, когда началась Великая Отечественная война. Будучи корреспондентом ТАСС и "Совинформбюро", Альперт часто выезжал на фронт, делал снимки как в тылу, так и в боевой обстановке. Лучшие его работы до сих пор являются документами большой эмоциональной силы.
МАКС ВЛАДИМИРОВИЧ АЛЬПЕРТ
Макс Альперт (справа)
с советскими военными в Праге
Один из родоначальников отечественной серийной репортажной фотографии
род. -18 марта 1899, Симферополь
умер -30 ноября 1980, Москва – известный советский фотограф и фоторепортёр..
Слайд 11
Советские солдаты отдыхают во время передышки между боями
Авторское название фотографии
«Затишье на переднем крае»
Слайд 12
Советский танк КВ-1,
расстрелявший немецкую танковую колонну
Слайд 13
Знаменитый снимок «По дорогам войны»
(известный также как
«Возвращение из неволи».
Колонна бредущих по зимней разбитой дороге
беженцев – впереди выделяется женщина с двумя детьми – теряется в перспективе, отчеркнутой далеким населенным пунктом, над которым повис дым пожарищ.
И ощущение человеского горя многократно усиливается благодаря найденной фотографом "точке зрения", военная обыденность разрастается до символа четырехлетних страданий всего советского народа.
Слайд 14
Снимок под названием "Комбат" стал одним из самых
известных во всей фотолетописи Второй мировой. Как справедливо писали
критики, если бы Альперт снял только "Комбата", то и тогда его имя навсегда осталось бы в истории советской документальной фотографии.
Младший политрук Алексей Еременко поднимает бойцов в атаку. А. Еременко погиб через несколько секунд после того, как был сделан снимок. Фотография названа «Комбат» (то есть «командир батальона») автором фотографии по ошибке.
Только после того, как фотография получила мировую известность под названием «Комбат», была установлена личность героя на снимке:
Алексей Гордеевич Еременко
1906 года рождения.
Фото было сделано 12 июля 1942 года около села Хорошее (Славяносербский район Луганской области) между реками Лугань и Лозовая на участке, где держал оборону 220-й стрелковый полк 4-й стрелковой дивизии, ведя упорные кровопролитные оборонительные бои с превосходящими силами противника.
Слайд 16
Александр Васильевич Устинов (1909, Москва — 1995)
фотографировал
военную Москву, бои на Волховском, Западном, Юго-Западном, Ленинградском, Сталинградском,
Брянском, 1, 2, 4-м Украинских фронтах. Снимал действия партизанских соединений в тылу врага, встречу советских и американских войск на Эльбе 25 апреля 1945 года. Награжден орденами Красной Звезды и Отечественной войны II степени, медалями.
АЛЕКСАНДР ВАСИЛЬЕВИЧ УСТИНОВ
Военный фотокорреспондент газеты «Правда»
Слайд 17
Фотограф А.В. Устинов возил с собой в вещмешке
два проявочных бачка и две бутылки с растворами. Посмотрите
на фотографию 1943 года, где на фоне автомобиля „эмка“ и деревенских кур Устинов творит очередной фронтовой фоторепортаж.
Слайд 18
В годы войны редкий номер „Правды“ выходил без
снимков и репортажей Александра Устинова. Его фронтовая биография, начавшаяся
репортажем из Октябрьского райвоенкомата Москвы 23 июня 1941 года, продолжилась командировками на все фронты, где шли главные сражения войны, а закончилась снимками встречи с союзниками на Эльбе в апреле 1945 года и Дня Победы на Красной площади в Москве
«Поезда идут на фронт»
Пляшет красноармеец Кочетков, 25 июня 1941 г.
Слайд 19
Самолет Юнкерс Ю-88 был сбит 25 июля 1941
г. летчиками 3-го истребительного авиакорпуса около Истры и совершил
вынужденную посадку на поляну. Через пять дней его установили на площади Свердлова (ныне Театральная площадь) в Москве.
Слайд 20
«Расчет советского звукоулавливателя ЗТ-5 за работой».
Такие установки
использовались для заблаговременного обнаружения по звуку работающих двигателей быстролетящих
самолетов противника в любое время суток и при любой погоде. Солдаты левее, к шлемам которых присоединены кабели от раструбов — слухачи, слушающие сигналы с раструбов.
Слайд 21
«С парада - на фронт» Красная площадь.
Военный парад. 7 ноября 1941
«Наверно, мало кто думал, что
7 ноября 1941 года на Красной площади, откуда до фронта было рукой подать, состоится традиционный военный парад. Но он состоялся.
Парад был необычным и продолжался недолго: 68 минут.
Вспоминает фотограф А.В. Устинов.
Слайд 22
В годы Великой Отечественной войны – корреспондент газеты
«Фронтовая иллюстрация». Снимал боевые действия Советской Армии на разных
фронтах. Снимки его хоть немного приоткрывают не бравую и парадную, а рутинную и скромную сторону войны. Фронт на них – это просто будни, тяжелая смертельная работа. Про них не повернется язык сказать "создан величественный образ..." Нет, Гаранин снимал фотодокумент. Он делал снимки на передовой, и это все знали.
АНАТОЛИЙ СЕРГЕЕВИЧ ГАРАНИН
Один из сильнейших фронтовых корреспондентов
Великой Отечественной войны (1912 – 1990)
Слайд 23
Речь о кадре, снятом на бегу, под обстрелом,
в атаке на каком-то участке Крымского фронта, в 1942-м.
Снимок этот «Смерть солдата». Вот он еще бежит, а уже убит… Или смертельно ранен. Удар пули или осколка развернул его. Может, как раз осколок от того взрыва, что взметнулся черным дымом впереди…
Говорят, Гаранину высокие начальники как-то бросили в упрек: «Что это у Вас все солдаты, идущие в атаку, сняты со спины?» — «Так ведь я же не из немецких окопов снимал», — ответил репортер.
Классический фотодокумент войны
Слайд 24
«Атака». 1942 г.
Идут в атаку. Одного уже
подстрелили.
Может, ты следующий. Значит, судьба.
Слайд 25
«Профессор Московской консерватории Пётр Павлович Ильченко играет для
солдат Южного фронта», 1942 год
Слайд 26
Празднование победы на Красной площади в Москве.
Фейерверки,
артиллерийский салют и иллюминация 9 мая 1945 года.
Слайд 27
Когда видишь массу снимков, сделанных репортером во время
атаки, удивляешься не столько храбрости Гаранина, сколько чудовищному везению
репортера. Воевавшие говорят, что редко кто ходил в атаку больше одного-двух раз. Убивало. Либо ранило.
А у Гаранина только на сохранившихся снимках атака за атакой. Меняются времена года, меняются рода войск, а солдаты бегут, стреляют, падают... А репортер защищен коробочкой своей «Лейки». Однажды в «Лейку» жахнул осколок. Вмятина осталась. А не будь этой коробочки...
Слайд 28
Потрясающие военные снимки того времени делались совершенно по-разному
– кто-то из фотокорреспондентов воздействовал на эмоции зрителей, кто-то
не гнушался пользоваться инсценировками, другие же работали в агитаторских целях и их фотоработы получали плакатное звучание. Как бы то ни было, все эти снимки, сделанные военными фотокорреспондентами в кровавой суматохе боевых событий, получались по-настоящему проникновенными и незабываемыми.
Слайд 29
Всех военных фотокорреспондентов, внесших свой вклад в документальное
отражение событий Второй мировой войны, и не перечислить. Многие
из них участвовали в боях наравне с солдатами. Согласно различным данным, несколько сотен кино- и фотокорреспондентов погибли в ходе Второй Мировой войны во время боевых действий, делая свою работу прямо под огнем противника.