Слайд 2
Культурологический подход к социальной сети информационного общества заключается
в двух главных позициях:
· глобальная сеть организации социокультурного воспроизводства
должна основываться на одних и тех же моделях;
· человек по своим параметрам не может не соответствовать свойствам сети.
Культурологический подход к социальной сети информационного общества заключается в двух главных позициях:
· глобальная сеть организации социокультурного воспроизводства должна основываться на одних и тех же моделях;
· человек по своим параметрам не может не соответствовать свойствам сети.
Слайд 3
Россиянам необходимо было решить три задачи:
1) освоить новые
связи, функции и отношения, характерные для информационного общества;
2) идентифицировать
себя в мировой истории;
3) выработать национальную идею (объединяющую общество цель).
Слайд 4
В 1992-2000 гг. процесс свелся к тому, что функции культуры и
власти в реальности переставали совпадать. Культура перестала пониматься как
опора власти и как средство сохранения самой власти.
Слайд 5
В 1992-2000 гг. антикоммунизм часто заменял отсутствие собственной позитивной
позиции. Защита национальных интересов России была риторической, забота о государстве
понималась в геополитическом контексте.
Слайд 6
С начала 2000-х гг. пришло понимание необходимости формирования
модель новой российской государственности, конкретизации национальных интересов.
Слайд 7
В 1992-2000 гг. позитивная модель национальной самоидентификации («мы — хорошие,
добрые, культурные и т. п.») стабилизировала общество и обеспечивала относительно
высокий уровень толерантности. Однако существовала и негативная модель («они — плохие, злые, агрессивные и т. п.»). Негативная модель способствовала формированию ксенофобии. Элементы позитивной и негативной моделей самоидентификации сосуществовали. Они образовали сложный ценностный комплекс массового и индивидуального сознания.
Слайд 8
На формирование ценностного комплекса сознания действовали факторы из разных источников.
Во-первых,
открытые границы обогащали личный опыт познания жизни, культуры, духовных
ценностей других стран.
Во-вторых, положительному опыту узнавания «других» мешали снижение жизненного уровня, первые коммерческие неудачи, отсутствие опыта вести такого рода личную деятельность.
В-третьих, способности и таланты большинству новых собственников было трудно использовать. Сохранялся традиционный фактор близости к власти как к механизму доступа к привилегиям получивший название «приятельского капитализма».
В-четвертых, миграция населения из стран СНГ, переезд из благополучных регионов (Север, Дальний Восток, Чечня), отъезд за границу тех, кто воспользовался доверчивостью обывателем.
В-пятых, террористические акции способствовали формированию ксенофобских эмоций.
Все факторы способствовали сохранению остатков имперско-советской психологии. В ней оказалась сильна тенденция к консолидации «от противного», перед лицом некоего врага.
Слайд 9
Для российской культуры и духовной жизни россиян оказалась
непривычной формирующаяся структура социальной стратификации.
Во-первых, ломалась привычная структура деления
общества на рабочих, крестьян и интеллигенцию. Общество начинало делиться на низшие, средние и высшие классы.
Во-вторых, в основу деления закладывались новые признаки: деление общества по доходам, бытовым условиям, психологии.
В-третьих, новые признаки вошли в противоречие с культурными архетипами и дореволюционной русской, и советской культурой. Русская культура традиционно строилась на идеале справедливости. Советская идеология эксплуатировала идею равенства.
В-четвертых, разрушена система политического манипулирования властью монопольным идеологическим инструментом. Складывался сложный конгломерат новейших, частью вульгарно понятых, идей и теорий. Он усложнял восприятие новых правил и отношений.
Слайд 10
В массовом сознании россиян на смену идеологии марксизма-ленинизма
шли либеральные теории, на которых базировалось информационное общество. Но серьезное воздействие
оказывали и идеи православных мыслителей. В них духовно наполненная жизнь противопоставлялась суетной деловитости как сути предпринимательства.
В-пятых, нравственность большинства россиян не примирялась стем, что имущественный критерий на практике достигался не в результате таланта, способностей, но в результате использования нерешенных проблем законодательства, отсутствия четкости новых правил жизни, прямого их нарушения.
Слайд 11
Партии либерального спектра не осознавали, что массовое сознание
нуждается в реалистическом подтверждении идей либерализма. В повседневной жизни россиянин
нуждался в конкретном объяснении конкретной связи роста цен на нефть, либерализации валютной системы с его личным интересом. Либеральные партии и их политтехнологи не умели работать с массовым сознанием: создавать продуктивные технологии жизни: веру в себя, в свое дело, в свою страну.
Слайд 12
В 2002-2005 гг. появилась серия кинофильмов: Ф. Янковского («В движении»), Р.
Прыгунова («Одиночество крови»),А. Стриженова и С. Гинзбурга («Упасть вверх»), А. Учителя («Прогулка»), П.
Лунгина («Олигарх»). В них поднята проблема цены, которую платит молодое поколение за жизненный успех. Но молодежь внимательнее присматривается не к легализовавшимся бандитам и миллиардерам-нефтяникам, а к карьере отечественного «Билла Гейтса». Им интереснее тип владельца компании по продвижению мобильных средств связи, сетей провайдеров Интернета и т. п. Кинематограф еще не готов программировать его как победителя, но приближается к реальному жизненному прототипу российского предпринимателя, как столичного, так и провинциального (А. Попогребский и Б. Хлебников «Коктебель»). Литература и искусство болезненно ищут подходы к осознанию сути современного предпринимательства.
Слайд 13
В апреле 1994г. Международная организация InterNIC зарегистрировала домен верхнего
уровня RU. Это событие стало официальным признанием России как
государства, представленного во Всемирной паутине. В 1997 г. количество пользователей Интернетом составляло всего 108 590 человек. В2002г. Интернетом пользовалось 4 млн. россиян. Появилиськрупные порталы: Rambler, Яndех, Port.Ru, List.Ru и др. Аудитория каждого портала в месяц составляла сотни тысяч посетителей и приближалась к миллионной.
Слайд 14
Уровень проникновения Интернета к 2004 г. составил 10-15%
по России в целом и около 40-50% по Москве.
Аудитория Рунета составила 13% населения страны. По данным ФОМ, весной 2005 г. 17,6 млн., в 2007 г. – 35млн россиян пользовались Интернетом.
Слайд 15
С 1993 г. отмечен колоссальный рост числа покупаемых
компьютеров. К 2000 г. он достиг 5 млн. шт. К
2000 г. отставание России от Европы в элементарной обеспеченности компьютерами уже стало некритичным. На руках у пользователей находилось 6,2 млн. персональных компьютеров. В 2009 г. можно говорить о массовой домашней компьютеризации. Она служит эффективным инструментом развития и удовлетворения разнообразных социальных и личностных Потребностей людей и рассматривается как необходимая ступень сформирования информационного общества.
Слайд 16
В 1993г. «мобильники» были лишь у чиновников высокого
уровня. В последующие годы их количество ежегодно удваивалось. По
данным газеты «Газета», в августе 2004 г. россияне пользовались 54 млн. мобильных телефонов, в октябре — уже 65 млн. В 2005 г. услугами мобильной связи пользовались 126 млн человек. В 2008 г. Россия вышла на второе место в мире по числу мобильных телефонов, обогнав США, причем в крупных городах многие имели по две и более S1M карты.
Слайд 17
Главная проблема заключалась в человеке, использующем новейшие технологии,
и целях их использования. В рассматриваемый период российское общество
еще не сформировало объединительной цели, ибо коммунистические и либеральные общественные ориентиры разнонаправлены и чужеродны друг другу по своей сути. Эти ориентиры не стремились, да и не могли найти поле для взаимодействия. Они создали причудливую мозаичность культурно духовного пространства. Мозаичность усложнена поисками путем использования национальных культур с собственными архетипами
Слайд 18
В советской культуре были загнаны в подполье национальные
основы культур всех народностей и русской культуры.
В культурно-духовном пространстве
России на фоне чеченской войны, сепаратистских проявлений в ряде субъектов Федерации (Якутия-Саха, Татарстан) наметился кризис представлений о едином, пусть не всегда счастливом, прошлом, затрудняя поиски объединительной цели.
Слайд 19
Культурный облик россиян 2000-2009 гг. представляет собой материк,
динамично прорастающий как культурными элементами информационного общества, так и
элементами традиционных религий и этнических культур народов России.
Психология россиян начинает приучаться к толерантности, пропускать через фильтры массового сознания эстетику жизненных перемен.
Слайд 20
На место регулирующей идеологии и политики партии пришла
«информационная власть». В обществе идет интенсивная интеллектуальная работа. Уточняется отношение
к историческим и национальным ценностям и культурным феноменам. Они и противостоят, и сосуществуют в культурно-духовном пространстве, не теряя функцию духовного богатства, обретая прагматические и коммерческие черты, облик средств коммуникации.