Слайд 2
План:
1. Великие просветители Европы
( Джон Локк, Ш.
Монтескьё,
О. Вольтер, Ж.-Ж. Руссо);
2. Новые экономические теории. А.Смит;
3.
Энциклопедисты. Д.Дидро. Ж.Д’Аламбер
Слайд 3
Просвещение – идейное течение, настаивавшее на решающей роли
разума и науки в познании «естественного порядка», соответствующего подлинной
природе человека и общества.
Слайд 5
Джон Локк (1632-1704)
Выдающийся английский мыслитель.
Создание учения о естественных,
прирожденных правах человека. Он был уверен, что от природы
все люди равны.
Впервые говорит о необходимости разделения властей: отделении исполнительной власти от законодательной.
Слайд 6
Французский просветитель.
Автор книги «О духе законов», в которой
выступал непримиримым противником деспотизма во всех его формах.
Развил учение
Локка о разделении властей, указал , что есть три ветви власти – законодательная, исполнительная, судебная.
Шарль Луи Монтескьё (1689-1755)
Слайд 7
Франсуа-Мари Аруэ
де Вольтер 1694-1778
Французский мыслитель
Справедливый общественный строй
Вольтер связывал со свободой, равенством, собственностью. Вольтер не был
сторонником широких массовых движений. Роль создателя разумного общества он отводил монарху, стоящему на позициях Просвещения.
Особое место в деятельности Вольтера занимает борьба против стремления церкви поработить разум человека религиозным учением, против претензий церкви на то, что она является единственным носителем морали.
Слайд 8
Жан Жак Руссо (1712-1778)
Руссо не призывал уничтожить частную
собственность, но считал необходимым ограничить ее размеры, мелкую же
собственность, основанную на личном труде, сохранить.
Он является сторонником всеобщего избирательного права. Каждый гражданин может быть допущен к управлению государством, источник верховной власти – весь народ. Идеал мыслителя – демократическая республика мелких собственников.
Слайд 9
Адам Смит (1723-1790)
Шотландский ученый
Адам Смит считал, что свободный
обмен товарами и свободная конкуренция играют главную роль в
развитии хозяйственной жизни стны.
Слайд 10
Дени Дидро (1713-1784)
Совместно с Жаном Д’Алабером издали знаменитую
«Энциклопедию наук, искусств и ремёсел»
(1751 г.)
Слайд 11
Энциклопедию наук, искусств и ремёсел»
(1751 г.)
Работа состояла из
35 томов, насчитывала 71818 статей и 3129 иллюстраций. Первые
28 томов (17 томов текста (60 тысяч статей) и 11 томов «гравюр» (иллюстраций к тексту), опубликованные между 1751 и 1766 годами, были созданы под редакцией Дидро (хотя некоторые тома, состоящие из одних иллюстраций, не были напечатаны до 1772).
Слайд 12
Перед вами извлечения из произведений
французских философов, размышляющих
о необходимости преобразования общества на основе научного знания и
гуманистических ценностей. В своих трудах они призывали здесь, на земле, устроить жизнь человека лучше. Прочитайте тексты и подумайте, в чем проявлялся гуманизм мыслителей эпохи Просвещения.
Слайд 13
«...Когда в одном и том же лице
или в одном и том же правительственном органе законодательная
власть соединена с властью исполнительной, — свободы нет, так как можно опасаться, что тот же самый монарх или тот же самый сенат, который может издавать тиранические законы, будет выполнять их тираническим же образом.
Свободы не бывает еще в тех случаях, когда судебная власть не отделена от власти законодательной и исполнительной. Если она объединена с властью исполнительной, то судья превращается в притеснителя...» (Ш. Монтескье),
«...Церковь всегда хотела распространиться и пользовалась всевозможным оружием, чтобы отнять у нас наше достояние и наши жизни... История церкви — это непрерывная цепь распрей, обмана, притеснений, мошенничества... убийств; и тем самым доказано, что злоупотребление относится к самому существу дела, как доказано, что волк всегда был хищником и вовсе не вследствие некоторых случайных злоупотреблений пил кровь наших овец.
Слайд 14
Религия причиняет... только зло. Куда ни повернись,
везде вы увидите, что священники неизменно проповедовали бойню...
Самый нелепый
из всех деспотизмов, самый унизительный для человеческой природы, самый несообразный и самый зловредный — это деспотизм священников...
Трудно понять, как это святые, давшие обет смирения, покорности и целомудрия, владеют тем не менее целым государством в вашем государстве и повелевают рабами...» (Вольтер).
«Человек рождается свободным, а между тем везде он в оковах... Найти такую форму ассоциации, которая защищала бы и охраняла совокупной силой личность и имущество каждого участника и в которой каждый, соединяясь со всеми, повиновался бы, однако, только самому себе и оставался бы таким же свободным, каким он был раньше. Вот основная проблема, которую разрешает общественный договор...» (Ж.-Ж. Руссо).
Слайд 15
«Под словом «нетерпимость», как правило, понимают ту
ужасную страсть, которая побуждает ненавидеть всех людей, пребывающих в
заблуждениях, и преследовать их.
...Насилие делает человека лицемером, если он слаб, или же мучеником, если он храбр. Но слабые и храбрые в равной мере будут чувствовать несправедливость преследований и возмущаться ими.
...Всякое средство, которое возбуждает ненависть, негодование и презрение, — безбожно.
...Всякое средство, которое стремится возбудить людей, вооружить нации и залить землю кровью, безбожно.
Безбожно стремиться навязать законы совести, универсальные правила действия. Необходимо просвещать, а не принуждать» (Д. Дидро).
Слайд 16
Значение идей
Просвещения
Критика:
церкви,
старинных традиций,
абсолютной монархии.
Достоинствами считали:
Способность человека к
общению.
Участие человека в коллективной созидательной деятельности.
Развитие просвещения народа.
Слайд 17
Проверим знания
1. Выберите правильный ответ.
Мыслителям эпохи Просвещения было свойственно
критическое отношение к:
а) современной им действительности
б) человеку, его возможностям и способностям
в) науке,
ее способности изменить мир
2. Найдите лишнее.
Французские философы-просветители:
а) Вольтер
б) А. Смит
в) Ш. Монтескье