Слайд 2
"Тот город Измаил. На левом берегу
Протока левого стоял
он над Дунаем.
Дома восточные, но крепость, не солгу,-
Перворазрядная, второй
такой не знаем."
(Дж.Г. Байрон)
Слайд 5
В 1790 году главнокомандующий русской армией князь Г.А.Потемкин-Таврический
после овладения крепостями Килия, Тульча и Исакча отдал приказ
отрядам генералов И.В.Гудовича, П.С.Потемкина и флотилии генерала О.М. де-Рибаса овладеть крепостью ИЗМАИЛ.
Крепость в русско-турецких войнах играла важную роль: она не только серьезно препятствовала освобождению Добруджи русскими войсками, но вместе с тем являлась прекрасным убежищем для остатков султанской армии, бежавших из разгромленных русскими войсками крепостей Аккерман, Бендеры и Хотин. В то время за валами Измаильской крепости укрылось наиболее зажиточное мусульманское население края со своими семьями. России нужна была победа, которая заставила бы Турцию первой искать мира с русскими, отказаться от своих агрессивных планов. Без взятия крепости Измаил о победоносном завершении войны не было и речи.
Но никто из генералов не мог решиться на штурм твердыни .На военном совете решено было снять осаду Измаила ввиду приближения зимы. Главнокомандующий не утвердил этого решения и предписал опальному генерал-аншефу А.В.Суворову, стоявшему у Галаца, принять командование войсками, осаждавшими Измаил, и овладеть крепостью.
Слава русского полководца к тому времени распространилась далеко за пределы России. На его счету были победы под Кинбурном, Фокшанами, Рымником...
А.В.Суворов прибыл к Измаилу дождливым декабрьским утром 1790 года верхом на лошади в сопровождении донского казака Прохора Дубасова. Оставив лошадь у подножия скифского кургана, Суворов поднялся на его вершину. Отсюда хорошо просматривались в подзорную трубу бастионы и валы, за которыми упирались в небо шпили остроконечных мечетей и минаретов, виднелись красные крыши магазинов и складов.
Такие крепости, как Измаил, считались в то время неприступными.
Слайд 7
"...Крепость без слабых мест, - осмотрев сооружение, сообщил
Суворов на второй день главнокомандующему, - сего числа приступлено
к заготовлению осадных материалов, коих не было для батарей, и будем стараться их совершать к следующему штурму дней через пять..."
Суворов вернул к Измаилу русские войска, отходившие от крепости, блокировал ее с суши и со стороны реки Дунай. На Трубаевом кургане, где стояла палатка полководца, редко можно было застать А.В.Суворова. Он находился среди солдат и казаков, обучал их "глазомеру, быстроте и натиску", штыковому удару. "Штурмовал" огромные валы, сооруженные возле села Сафьяны по его приказу, подобные тем, которые предстояло взять, проверял готовность к штурму. Через несколько дней подготовка была закончена.
К ультиматуму главнокомандующему, посланному 7 декабря на имя командующего турецкими войсками Айдозли-Мехмет-паши, в котором предлагалось сдать крепость во избежание напрасного кровопролития, Суворов приложил свою короткую записку: "Сераскиру, старшинам и всему обществу. Я с войсками сюда прибыл. Двадцать четыре часа на размышление о сдаче - воля, первый мой выстрел - уже неволя, штурм - смерть. Что оставляю на ваше рассмотрение." Сераскир ответил на послание уклончиво, попросил перемирия на десять дней. А паша заносчиво и хвастливо говорил: "Скорей Дунай остановится в своем течении и небо упадет на землю, чем сдастся Измаил".
"Штурм и немедля", - решил Суворов и собрал 9 декабря последний совет, на котором генералы и бригадиры единодушно высказались за штурм крепости.
В течение 9 и 10 декабря крепость подвергалась ожесточенной бомбардировке из 600 орудий. Суворов разделил войска на три отряда по 3 колонны в каждом: с востока(Килийские ворота новой крепости) - под началом А.Н.Самойлова, с запада(Бросские ворота) - под командованием П.А.Потемкина, с юга - силами десанта флотилии во главе с О.М.Дерибасом. В ночь с 10 на 11 декабря русская артиллерия разрушала турецкие укрепления; в 3 часа 11 декабря штурмовые колонны подошли к Измаилу, в 5:30 начали штурм крепости.
Слайд 9
Айдозли Мехмет-паша (комендант крепости Измаил)
Слайд 10
Скорей Дунай остановится в своем течении и небо
упадет на землю, чем сдастся Измаил". – слова коменданта
крепости Измаил.
Слайд 14
Самый мощный западный бастион - Табия - атаковала
колонна С.М.Львова. Тяжело раненного генерала Львова сменил верный сподвижник
Суворова полковник В.И.Золотухин. Он вовлек в бой гренадеров Апшеронского полка, овладел прибрежной батареей противника, обошел Табию с тыла и открыл Бросские ворота - ключ от всей крепости. Слева от Бросских ворот на 24-метровой высоте знамя екатерининских егерей водрузил егерь Тимофей Никифоров и секунд-майор Л.Я.Неклюдов. Трудным оказался Бендерский бастион, который штурмовала 3-я колонна. Много солдат и офицеров полегло на мокрых и скользких от крови крепостных валах.
В районе гранитных Килийских редутов дважды атаковали солдаты М.И.Кутузова и дважды отступали под натиском янычар. Взяв из резерва Херсонский полк, Кутузов в третий раз повел на штурм своих гренадеров и овладел бастионом.
Отряды речной и морской флотилии О.М.Дерибаса, насчитывающей 200 судов, атаковали крепость со стороны Дуная. Зиновий Чепега - бригадир запорожских казаков, командуя 2-й колонной высадки речных десантов, бросился с казаками на берег и занял редуты вдоль Дуная. Запорожские казаки во главе с атаманом А.А.Головатовым нанесли смелый и сокрушительный удар в самую середину крепости. Бой перешел в центр города. Янычары дрались за каждый дом. Среди имен храбрых казаков, участников штурма Измаила - Антон Головатый, награжденный именной саблей за храбрость, Зиновий Чепега, удостоенный ордена Георгия III степени, рядовые казаки - Иосиф Белый, Иван Таран, Иван Бурлак и многие другие. К сожалению история не сохранила имена всех славных воинов, увековечивших славу русского оружия.
Несмотря на упорное сопротивление турок, оборона Измаила была сломлена, и крепость занята русскими войсками 11 декабря в 16 часов. В своем рапорте А.В. Суворов писал: "Не бывало крепости крепче, не бывало обороны отчаяннее обороны Измаила, но Измаил взят". О подвигах солдат он скажет скромно и предельно лаконично в своем донесении: "Солдаты мои проявили массовый героизм, забыв чувство страха и самосохранения".
Слайд 15
Потери турок : более 26 тыс. человек было убито,
9 тыс. попали в плен. В Измаиле было взято 265 орудий,
до 3 тыс. пудов пороху, 20 тыс. ядер и множество других боевых припасов, до 400 знамён, , 8 лансонов, 12 паромов, 22 лёгких судна и множество богатой добычи, доставшейся войску. У русских было убито 64 офицера (1 бригадир, 17 штаб-офицеров, 46 обер-офицеров) и 1 тыс. 816 рядовых; ранено 253 офицера (из них три генерал-майора) и 2 тыс. 450 низших чинов. Общая цифра потерь составила 4 тыс. 583 человека. Некоторые авторы определяют число убитых до 4 тыс., а раненных до 6 тыс.
Измаил был взят армией, уступавшей по численности гарнизону крепости — случай чрезвычайно редкий в истории военного искусства. Успех был обеспечен тщательностью и скрытностью подготовки, одновременностью удара всех колонн, ясной и точной постановкой целей.
За штурм и взятие Измаила Суворов был назначен подполковником Преображенского полка. Нижние чины были награждены овальными серебряными медалями, с вензелем императрицы на одной стороне и с надписью «За отменную храбрость за взятие Измаила декабря 11, 1790» на другой. Для офицеров был установлен золотой знак с надписями «За отменную храбрость» и «Измаил взят декабря 11, 1790».
Взятие Измаила способствовало быстрому и успешному окончанию войны с Османской империей. 29 декабря 1791 г. (9 января 1792 г.) был заключён Ясский мирный договор между Россией и Турцией, который подтвердил присоединение Крыма к России и установил русско-турецкую границу по р. Днестр. По Ясскому договору Измаил был возвращён Турции. В третий раз Измаил был взят русскими войсками 14 (26) сентября 1809 г. во время русско-турецкой войны 1806-1812 гг. и по Бухарестскому договору (1812) остался за Россией.