Слайд 2
Аристарх Васильевич Лентулов
Родился 16 января 1882 года в
селе Черная Пятина Нижнеломовского уезда Пензенской губернии (ныне Пензенской
области), в семье сельского священника. Учился живописи в Пензенском и Киевском художественных училищах, затем в частной студии Д. Н. Кардовского в Петербурге.
Слайд 3
Лентулов отличался "левизной" еще в пору ученичества в
студии Д. Н. Кардовского - уже тогда он выставлял
работы на авангардных выставках "Стефанос" (1907) и "Венок" (1908).
Слайд 4
В последующие годы художник обращался к самым разнообразным
течениям современного искусства («ГОРОДСКОЙ ПЕЙЗАЖ», 1910; «РАСПЯТИЕ», 1910). но
ни одно из них так и не привлекло его.
Слайд 5
В 1910 он стал одним из учредителей объединения
«Бубновый валет» вместе с П.П. Кончаловским, И.И. Машковым, М.Ф.
Ларионовым, Н.С. Гончаровой. Эти мастера в своем творчестве ориентировались на искусство Сезанна, но только Лентулов воспринял искусство великого француза сразу в виде его следующей стадии — кубизма. Более того, он представил его самостоятельное прочтение, так как привнес в кубистическую живопись активный цвет.
Слайд 6
Проблемы цвета занимали художника с самых первых шагов
и нашли яркое отражение в его работах, выполненных в
1909-1910 годах («АВТОПОРТРЕТ», 1909; «ПОРТРЕТ М.К. РУКИНОЙ», 1909-1910).
Слайд 7
Новации Лентулова не остались незамеченными, и в 1911
году он принял участие в оформлении московского «Охотничьего клуба»
по приглашению Г.К. Якулова, который также был увлечен проблемами цвета в искусстве. Осенью того же года Лентулов уехал в Париж, где знакомился с музейными собраниями и современным искусством.
Слайд 8
В Париже Лентулов познакомился с французским кубизмом, но
с первых шагов представил собственное видение этого искусства. Метод
кубизма во Франции предполагал раздробление формы предмета. Лентулов сохранял ее, но акцентировал внимание на строении предмета для передачи эмоционального впечатления от него («АВТОПОРТРЕТ С ЖЕНОЙ», 1911-1912, частное собрание, Москва: «ГУРЗУФ». 1913; «ПЕЙЗАЖ. СКАЛЫ (КОМПОЗИЦИЯ)», 1913).
«ГУРЗУФ». 1913
Слайд 9
Своеобразие искусства Лентулова особенно ярко проявилось после его
возвращения в Россию. В 1912 он написал полотно «АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ
ИЗОБРАЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 года» (частное собрание, Москва) к столетию этого события, и в том же году оно появилось на выставке «Бубнового валета».
Слайд 10
С полотном«АЛЛЕГОРИЧЕСК0Е ИЗОБРАЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 года» связана
полулегендарная история. Один студент пообещал, что добровольно сядет в
тюрьму, если Лентулов сможет объяснить, что изображено на этой картине. Художник объяснил, но студент на суд не пришел. После создания картины «АЛЛЕГОРИЧЕСКОЕ ИЗОБРАЖЕНИЕ ОТЕЧЕСТВЕННОЙ ВОЙНЫ 1812 года» совершенно естественно обращение художника к абстрактному искусству («АСТРЫ», 1913, ГТГ).
Слайд 11
Однако новый художественный метод кубофутуризма не исчерпал себя
в одном произведении, и на протяжении 1913 года Лентулов
обращался к нему в полотнах самых разнообразных жанров: в натюрморте
«Самовар»
Слайд 12
в портрете
«Женщина с гармоникой»
«Гитаристка»
Слайд 13
в пейзаже
«КИСЛОВОДСКИЙ ПЕЙЗАЖ СО СТВОРКАМИ ДВЕРЕЙ (ПЕЙЗАЖ С
ВОРОТАМИ)»
Слайд 14
Результатом этих опытов явились монументальные работы того же
года «МОСКВА» (ГТГ) и «BAСИЛИЙ БЛАЖЕННЫЙ» (ГТГ).
«Москва»
«Василий Блаженный»
Слайд 15
Эти картины отразили распространенный в художественных кругах 1910-х
интерес к русской народной культуре и одновременно и искусству
Востока. Лентулов увидел в древнерусской архитектуре «азиатскую» красочность. Цвет был одним из главных персонажей эти полотен, и художник усилил его активность наклейками из фольги и цветной бумаги. Лентулов представил своего рода эмоциональный образ построек, так как развернул каждую их часть наиболее выигрышной стороной.
Слайд 16
В следующем крупном полотне «ПОБЕДНЫЙ БОЙ» (1914,
частное собрание, Москва) Лентулов снова обратился к народному искусству.
Теперь это русский примитив, и картина явилась своеобразным открытием чистого цвета.
Слайд 17
Данное открытие и уже созданный им ранее тип
«динамического архитектурного пейзажа» Лентулов использовал в одном из своих
самых знаменитых полотен «ЗВОН. КОЛОКОЛЬНЯ ИВАНА ВЕЛИКОГО» (1915, ГТГ).
Слайд 18
В созданных в это же время картинах «НИЖНИЙ
НОВГОРОД» (ГТГ), «НЕБОСВОД» и «АВТОПОРТРЕТ (ВЕЛИКИЙ ХУДОЖНИК)» художник снова
вдохновлялся народным искусством и его образностью.
«Нижний Новгород»
«Великий художник»
Слайд 20
Отголоском «азиатчины» предстает картина «МИНАРЕТ (МЕЧЕТЬ)» (1916), которая
написана по тому же принципу, что и виды древнерусской
архитектуры.
Слайд 21
Художественные достижения Лентулова середины 1910-х получили признание
среди широких кругов художественной общественности. Его поиски в области
цвета совпали с аналогичными процессами в области театральной декорации, и в 1915—1916 годах художник оформил спектакль «Виндзорские проказницы» В. Шекспира для Камерного театра А. Таирова. Театр, очевидно, подтолкнул Лентулова к созданию панно на тему «купальщиц».
«Женщины с зонтами (купальщицы)»
Слайд 22
В работе «У МОРЯ» (1915-1916) главную роль играет
цвет и его усиливают нити стекляруса, бахрома, кусочки парчи
и фольги.
Слайд 23
За опытом в таировском театре последовало участие в
оформлении кафе-эстрады «Питторсск» и литературно-артистического кабаре «Кафе поэтов» в
Москве в 1917. В 1918-м году Лентулов принимал участие в праздничном оформлении улиц Москвы к 1 Мая. В том же году Лентулов оформил постановку симфонической поэмы А.Н. Скрябина «Прометей» в Большом театре, «Незнакомки» по произведениям Блока для кафе «Питтореск» и оперетты Ж. Оффенбаха «Сказки Гофмана» для Нового театра. За декорации к опере «Демон» А.Г. Рубинштейна (1919) художник получил почетный диплом на Международной выставке декоративного искусства в Париже в 1925.
Слайд 24
После прекращения деятельности в объединении «Бубновый валет» в
1916-м Лентулов удалился в Новый Иерусалим под Москвой, где
работал над серией пейзажей на тему древнерусской архитектуры.
«МОНАСТЫРЬ. АРХИЕРЕЙСКИЙ ДОМИК В НОВОМ ИЕРУСАЛИМЕ»
Слайд 26
«ВОРОТА С БАШНЕЙ. НОВЫЙ ИЕРУСАЛИМ»
Слайд 27
В них он вернулся к теме цветового многообразия
и богатства форм русской архитектуры, к которой обратился и
с картине 1919 года «СТРАСТНОЙ МОНАСТЫРЬ».
Слайд 28
В том же году был создан кубофутуристический портрет
киноактрисы А.С. Хохловой. Она снималась в немом кино и
постановочной фотографии. Движение и поза были единственными средствами выражения в арсенале ее мастерства, и эта особенность искусства актрисы получила блестящее отражение в портрете кисти Лентулова.
«Портрет актрисы Александры Сергеевны Хохловой»
Слайд 29
В период с конца 1910-х до качала 1920-х
в искусство Лентулова постепенно начали проникать реалистические тенденции. В
это время художник много внимания уделял пейзажам Лавры, Сергиева Посада и Москвы, фантазировал на тему цвета
«ПЕЙЗАЖ С РОЗОВЫМ ДОМОМ», 1920
Слайд 30
«ПЕЙЗАЖ С СУХИМИ ДЕРЕВЬЯМИ И ВЫСОКИМИ ДОМАМИ». 1920
Слайд 31
К концу 1920-х лирические тенденции окончательно победили, художник
создал поэтичные виды ночного города.
«НОЧЬ НА БРОННОЙ», 1927
Слайд 32
«НОЧЬ НА ПАТРИАРШИХ ПРУДАХ», 1928