Слайд 2
ЭПОХА СРЕДНЕВЕКОВЬЯ
ПЕРИОДИЗАЦИЯ:
Раннее Средневековье (от 5 до 10-11 веков);
Высокое
(классическое) средневековье (от 10-11 веков до 14 века);
Позднее средневековье
(14-15 века)
СРЕДНЕВЕКОВАЯ ФИЛОСОФИЯ ЭТОГО ПЕРИОДА НЕПОСРЕДСТВЕННО СВЯЗАНА С ХРИСТИАНСКОЙ РЕЛИГИЕЙ.
Слайд 3
ДОГМАТЫ ХРИСТИАНСТВА
Вера в единого, всемогущего и всеблагого БОГА.
Бог триедин: ОТЕЦ, СЫН и СВЯТОЙ ДУХ.
Боговоплощение, богочеловечение. Своей
жертвой БОГ стал для людей СПАСИТЕЛЕМ. Путь спасения – духовное слияние с личностью Христа.
Вера в бессмертие души, Страшный Суд и Царство Божье;
ЭСХАТОЛОГИЯ - учение о конце света, втором пришествии Христа, телесном воскрешении мёртвых и Страшном Суде.
Слайд 4
БОЖЕСТВЕННАЯ МОДЕЛЬ МИРА
специфическое понимание Вселенной: БОГ – главная
мировая творческая сила, вмешательство человека в божественное дело НЕДОПУСТИМО;
МОНОТЕИЗМ, в котором Вселенная мыслилась как абсолютно подчинённая БОГУ. Только ему доступны законы природы и божественный КОСМОС. Эта сила беспредельно могущественнее человека;
ЧЕЛОВЕК – ничтожное, слабое, греховное существо, пылинка в божественном мире. Частицы божественного мира ему доступны только через искупление грехов и поклонение БОГУ.
Слайд 6
СООТНОШЕНИЕ ФИЛОСОФИИ И ТЕОЛОГИИ (учение о божестве)
ТЕОЛОГИЯ
Авторитарна
Догматичная
Потусторонна
Мистична
ФИЛОСОФИЯ
Критична;
Руководствуется
принципами и законами;
Толкует о «посюстороннем мире»;
Чувственно-рациональна
Слайд 7
ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
ТЕОЦЕНТРИЗМ– понимание Бога как высшей реальности
и подлинного бытия. Бог – сверхъестественная сущность, абсолютная реальность,
трансцендентная природе.
Догматизм: господствовали догматы (истины, не нуждающиеся в доказательствах) о творении (всего Богом) и откровении (Бога о самом себе в Библии)
Креационизм – учение о сотворении мира Богом из НИЧЕГО.
Человек и природа объявлялись творением Бога, стоящим над ними (подчеркивалась божественная сущность человека)
Слайд 8
ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
Провиденциализм
Провозглашался принцип свободы воли
человека в рамках божественного предопределения
Эсхатология
Учение о конце
света. Выдвигалась идея о воскрешении человека из мертвых (как души, так и тела) в будущем при богоугодном поведении
Теодицея
Признание права бога на существование зла в мире. Зло – это результат проявления свободной воли человека, отход от божественных заповедей
Превосходство веры над знанием
Мир считался познаваемым через познание Бога, которое может быть осуществлено через веру в Бога
Слайд 9
ЧЕРТЫ ФИЛОСОФСКОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ:
СИМВОЛИЗМ – представление о мире, как
огромном многообразии символов. (Символ – скрытое значение чего-либо). Философы
стремились выработать особый инструментарий для постижения скрытых значений символов:
ГЕРМЕНЕВТИКА – ПРИЕМЫ ТОЛКОВАНИЯ ТЕКСТОВ, В ПЕРВУЮ ОЧЕРЕДЬ РЕЛИГИОЗНЫХ.
Слайд 10
ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНИЯ ХРИСТИАНСКОЙ ФИЛОСОФИИ
Трактовка процесса познания как БОГОУПОДОБЛЕНИЯ
– самоотречения человека, полный переход в подчинение БОГУ.
ФОРМА ПЕРЕХОДА
– ВЕРА.
Вводится в познавательный процесс действие БОЖЕСТВЕННОЙ БЛАГОДАТИ.
Теория ПРОСВЕТЛЕНИЯ или ОЗАРЕНИЯ – разум познаёт мир не в силу собственной потенции, а с помощью божественного света.
Слайд 12
Периоды развития средневековой философии:
Апологетика и патристика (I-VIII в.)
– период защиты и систематизации христианского учения
Схоластика (VIII-XV
вв.) – период систематической разработки христианской философии
Ранняя схоластика (до XII в.)
Период расцвета схоластики (XIII в.)
Поздняя схоластика (XIV-XV вв.)
Слайд 14
ПЕРИОД АПОЛОГЕТИКИ И ПАТРИСТИКИ.
Главная проблема периода –
взаимоотношения зарождающегося христианства с языческой мудростью, в особенности с
античной философией.
Апологеты – христианские писатели, защищавшие в своих трактатах христианское учение.
Патристика – учения отцов церкви, в которых были заложены основы христианского богословия и философии.
Функции апологетики и патристики – защита и систематизация христианского учения.
Слайд 15
АВРЕЛИЙ АВГУСТИН (БЛАЖЕННЫЙ)
(354 – 430 гг.)
Основные труды:
«Исповедь»
- автобиография, рисующая внутреннее развитие с детских лет до
утверждения в ортодоксальном христианстве.
«О граде Божием», где выделены два вида человеческой общности: государственность и духовная общность, основанная на любви к Богу.
«О прекрасном и пригодном»
«Против академиков»
Создал теологическую теорию, которая считалась до XIII века – образцовой.
Слайд 16
Основные положения философии Августина Блаженного
Заложил основы догматов католической
Церкви.
Утверждал, что Бог – высшее бытие, в котором пребывают
вечные идеи, обусловливающие существующий в мире порядок.
Утверждал, что мир – свободный акт Бога, поэтому он является разумным творением.
Разрабатывал проблемы динамики человеческой личности и динамики истории.
Сформулировал учение о предопределении: субъективно человек действует свободно, но все, что он делает, делает через него Бог, который своим предвечным решением избрал одних для вечной жизни, других осудил на муки.
Выделяет два источника знания: опыт и веру.
Утверждал, что вера и знание взаимно дополняют друг друга: «Разумей, чтобы мог верить, верь, чтобы разуметь».
Слайд 17
ФИЛОСОФСКИЕ ДОСТИЖЕНИЯ АВГУСТИНА:
- анализ проблемы времени,
-
суждения о свободе воли,
- концепция эволюции
человечества
Прошлое связано с человеческой памятью, будущее заключено в надежде. В боге раз и навсегда соединены настоящее с прошлым и будущим.
Наличие у человека свободной воли объясняет существованием зла в мире. Воля Бога направляет человека к добру.
В соответствии с шестью днями творения Августин выделяет ШЕСТЬ ВОЗРАСТОВ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: младенчество, детство, отрочество, юность, зрелый возраст, старость.
Слайд 19
НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СХОЛАСТИКИ
Реализм
– направление теологической
философии, сторонники которого считали подлинно существующими (т.е. подлинным бытием)
не сами вещи, а их общее понятие – универсалии.
(по смыслу реализм близок к учению Платона о «чистых идеях», воплощением которых являются реальные вещи).
Ансельм Кентерберийский
Фома Аквинский
Гильом из Шампо
Слайд 20
НАПРАВЛЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ СХОЛАСТИКИ
Номинализм – (от лат. номен –
имена) – направление теологической философии, сторонники которого считали реально
существующими лишь сами конкретные вещи, в то время как общие понятия (универсалии) воспринимала как имена вещей.
(По смыслу номинализм близок к учению Аристотеля, отвергавшего «чистые идеи» и считавшего реально существующими «индивидуумы» - определяемые материальные вещи).
Согласно номиналистам универсалии существуют не до, а после вещей, а вещи познаются чувственным опытом.
Иоанн Росцелин,
Уильям Оккам
Слайд 21
Фома Аквинский (1225-1274гг.)
Осуществил синтез христианской религии с философским
наследием Аристотеля.
Сформулировал концепцию компромисса между знанием и верой.
Развил космологическое
доказательство существования Бога как верховной причины всех реальных явлений
В 1323г. решением римской курии Фома Аквинский причислен к лику святых. Основоположник современной римско-католической церкви и ее официальной философии – неотомизма (с конца 19в.).
Слайд 22
Фома Аквинский (1225-1274гг.)
Цель человеческой жизни – достижение счастья,
возможное только через познание Бога.
Мир устроен по принципу иерархии,
где Бог – совершенная реальность.
Основные человеческие способности: чувственность, воля, разум, вера.
Наука и вера не противоречат друг другу, т.к. у них разные задачи: задача науки – объяснение закономерностей мира, задача веры – постижение Бога.
Таинства христианской веры недоступны для естественной силы мышления и представляют собой сверхъестественные истины, данные в Божественном откровении.
Церковь должна стоять над гражданским обществом. Власть государя должна подчиняться высшей, духовной власти.
Слайд 23
Фома Аквинский (1225-1274гг.)
Разумом можно
познать факт существования Бога, единство Бога, бессмертие человеческой души
Не
поддаются рациональному познанию проблемы сотворения мира, первородного греха, троичность Бога, а следовательно, могут быть познаны через Божественное откровение
Философия и теология – разные науки
Философия может объяснить только то, что познаваемо разумом
Все остальное (Божественное откровение) может познать только теология
Слайд 24
ДОКАЗАТЕЛЬСТВА СУЩЕСТВОВАНИЯ БОГА У ФОМЫ АКВИНСКОГО
Движение: все, что
движется, движимо кем-то (чем-то) другим – следовательно, есть первичный
двигатель всего – Бог
Причина: все, что существует, имеет причину – следовательно, есть первопричина всего – Бог
Случайность и необходимость: случайное зависит от необходимого – следовательно, первоначальной необходимостью является Бог
Степени качеств: все, что существует, имеет различные степени качеств (лучше, хуже, больше, меньше и т.д.) – следовательно, должно существовать высшее совершенство – Бог
Цель: все в окружающем мире имеет какую-либо цель, направляется к цели, имеет смысл – значит существует какое-то разумное начало, которое направляет все к цели, придает смысл всему – Бог
Слайд 25
ИТОГ: ДОСТИЖЕНИЯ СРЕДНЕВЕКОВОЙ ФИЛОСОФИИ.
Развитие проблемы УНИВЕРСАЛИЙ;
Включение в
образовательный процесс знаковых представлений;
Развитие ГЕРМЕНЕВТИКИ;
Развитие схоластического метода;
Первые обоснования тезиса
о доброй и свободной воле;
Выделение в составе ментальности человека наряду с телом и душой духовной составляющей;
Развитие христианской этики;
Осмысление истории человека в эволюционном плане как прохождение одного возраста за другим.
Слайд 28
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:
АНТРОПОЦЕНТРИЗМ – центральная фигура не Бог,
а человек. Бог – начало всех вещей, а человек
– центр всего мира. Общество – не продукт божьей воли, а результат деятельности человека. Ярко выраженный ГУМАНИСТИЧЕСКИЙ ХАРАКТЕР. Человек истолковывается как свободное существо, творец самого себя и окружающего мира.
В философии ослаблены мотивы греховной сущности человека. Основная ставка делается не на помощь божью, а на собственные силы.
Слайд 30
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:
КУЛЬТ ТВОРЧЕСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ- человеческая личность как
бы перенимает на себя творческую функцию Бога и способна
овладеть и собой, и природой. Человек олицетворяет собой ТВОРЧЕСКОЕ НАЧАЛО.
Свои творения человек реализует в телесном. Творение является максимально совершенным.
Человек эпохи Возрождения – это не просто творец, а творец и художник одновременно.
Слайд 31
МИРОВОЗЗРЕНИЕ ЭПОХИ ВОЗРОЖДЕНИЯ:
КУЛЬТ КРАСОТЫ – объектом творчества художника
является человеческое тело, безмерное любование
его красотой.
Максимальный эстетический эффект достигается двумя путями:
Опора на библейские сюжеты;
Изображение самого себя.