Слайд 2
Кубофутуризм
направление в искусстве 1910-х гг., наиболее характерное
для русского художественного авангарда тех лет, стремившееся соединить принципы
кубизма (разложение предмета на составляющие структуры) и футуризма (развитие предмета в «четвертом измерении», т. е. во времени).
Слайд 3
Кубофутуристы
запомнились и своим вызывающим поведением, и шокирующим внешним
видом (знаменитая желтая кофта Маяковского, розовые сюртуки, пучки редиски
и деревянные ложки в петлицах, раскрашенные неведомыми знаками лица, эпатажные выходки во время выступлений), и скандальными манифестами и резкими полемическими выпадами против литературных оппонентов.
Слайд 4
«Гилея»
-первая футуристическая группа. Они именовались также
«кубофутуристы» или «будетляне» .
- отличались революционным бунтом,
оппозиционной настроенностью против буржуазного общества, его морали, эстетических вкусов, всей системы общественных отношений
Слайд 5
Кубофутуризм
- результат взаимовлияния поэтов-футуристов и живописцев-кубистов.
Слайд 6
Манифест
«Пощечина общественному вкусу»
декларировался отказ от искусства прошлого, звучали
призывы «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого и проч., и проч. с парохода современности».
Слайд 7
Депоэтизации языка
Лексическое обновление литературных текстов теперь достигалось внесением
в него вульгаризмов, терминов технического характера, изобретением непривычных словосочетаний, отказом
от знаков препинания. Одни поэты производили новые слова из старых корней (Хлебников, Каменский, Гнедов), другие раскалывали их рифмой (Маяковский), третьи с помощью стихотворного ритма придавали словам неправильные ударения (Крученых).
Слайд 8
Проявляя обостренное чутье к слову, футуристы доходили до абсурда, занимаясь
конструированием. Особое значение они придавали словотворчеству, «самовитому слову». В программной
статье «Слово как таковое» были приведены заумные строки:
Дыр бул щыл убешшур
скум вы со бу
р л эз
Их автор, А. Крученых утверждал, что «в этом пятистишии более русского национального, чем во всей поэзии Пушкина».
Слайд 9
Заумь
Результатом подобной деятельности футуристов явился небывалый всплеск словотворчества,
что в конце концов привело к созданию теории «заумного языка» — зауми.
Заумь
представляется или сочетанием звуков, не имеющих значения, или таковых же слов. Новаторство футуристов являлось оригинальным, но, как правило, было лишено здравого смысла.
Слайд 10
Весной 1914 года была предпринята попытка создать «официоз» кубофутуризма
«Первый журнал русских футуристов», но издание прекратилось после первого номера —
началась война.
«Гилея» к концу 1914 года прекратила свое существование как единая группа.
Многие футуристы покинули Москву и Петроград, скрываясь от призыва, либо, напротив, попав на фронт.
Слайд 11
Эгофутуризм
индивидуальное изобретение поэта
Игоря Северянина
Слайд 12
Игорь-Северянин
В литературу он входил трудно. Начал с серии патриотических стихов, затем
пробовал себя в стихотворной юмористике и, наконец, перешел к лирической поэзии. Впрочем,
лирику молодого автора газеты и журналы тоже не печатали. Издав в 1904-1912 гг. за свой счет 35 стихотворных брошюр, Северянин так и не обрел желанной известности.
Успех пришел с неожиданной стороны. В 1910 г. Лев Толстой с возмущением высказался о ничтожестве современной поэзии, приведя в качестве примера несколько строк из книжки Северянина «Интуитивные краски».
Слайд 13
Начало
Чтобы закрепить успех и с целью создать теоретическую базу
своему поэтическому творчеству, идейной и содержательной основой которого являлось самое
обычное противопоставление поэта толпе, Северянин вместе с К. Олимповым основывает в 1911 году в Петербурге кружок «Ego», с которого начался эгофутуризм. Слово, в переводе с латыни означающее «Я — будущее».
Слайд 14
«… Лозунгами моего эгофутуризма были:
1. Душа — единственная истина. 2. Самоутверждение
личности.
3. Поиски нового без отвергания старого.
4. Осмысленные неологизмы.
5. Смелые
образы, эпитеты, ассонансы и диссонансы.
6. Борьба со „стереотипами“ и „заставками“.
7. Разнообразие метров».
Слайд 15
Манифест «Скрижали эгопоэзии»
В1912 году в Петербурге была создана «Академия
эгопоэзии», под крышей которой вокруг своего лидера И. Северянина объединились
еще не имевшие литературного опыта Г. Иванов, К. Олимпов и Грааль-Арельский (С. Петров). Ими был выпущен манифест Вселенского эгофутуризма под громким названием «Скрижали эгопоэзии»
Серьезной литературной программы у эгофутуристов не было, а в силу декларируемого ими же запредельного эгоизма не существовало и четкой организационной структуры.
Слайд 16
Игорь Северянин
Игорь Северянин остался единственным из эгофутуристов, вошедшим в историю
русской поэзии. Его стихи, при всей их претенциозности, а нередко и пошлости,
отличались безусловной напевностью, звучностью и легкостью. Северянин, бесспорно, виртуозно владел словом.
Слайд 17
«Громокипящий кубок»
Сборник его стихов «Громокипящий кубок завоевал небывалое
признание читателей и выдержал с 1913 по 1915 год девять изданий.
Слайд 18
Успех
В эти годы слава Северянина воистину граничила с идолопоклонством. Поэтические
вечера ломились от восторженно публики, сборники стихов выпускались огромными тиражами
и расхватывались, как горячие пирожки. Особый успех принесли Северянину его «поэзоконцерты», с которыми он объездил чуть ли не всю Россию, а после эмиграции выступал в Европе.
Слайд 19
Неоднозначность
Творчество Северянина вызывало самые полярные оценки — от абсолютного неприятия
до восторженного поклонения. Был даже выпущен большой сборник аналитических статей,
целиком посвященный его поэзии,- издание само по себе беспрецедентное: ни один из знаменитых поэтов, его современников (ни Блок, ни Брюсов, ни Бальмонт), такой книги не удостаивался.
Слайд 20
Король поэтов
В 1918 г. на вечере в Политехническом музее в Москве И.Северянин был
провозглашен «королем поэтов». Вторым стал Маяковский, третьим был признан
К. Бальмонт.
Слайд 21
В1914 г. эгофутуризм постепенно утрачивал свои позиции и вскоре прекратил
существование.