Слайд 2
Государство и церковь
Крест
и корона
РПЦ занимает значительное место в
истории русского государства. Взаимоотношения церкви и государства в XVI-XVII вв. богаты переменами. Они обусловлены:
-внутренним развитием церкви и государства,
- социально-экономическими,
- внешнеполитическими причинами.
Важно помнить о византийско-православной теории «симфонии власти», предполагавшей двуединство независимо существующих , но совместно отстаивающих православные ценности светской и духовной властей.
Эта доктрина во многом определяла строительство самодержавной власти и равнодушие РПЦ, ее высших иерархов к собственно государственному управлению (что трактуется часто как зависимость церкви от царя). «Симфония власти» была идеалом государственного устройства, едва ли когда достигнутым.
Слайд 3
Церковь и монастыри обладали значительной экономической мощью, развитыми
эффективным хозяйством, были культурными центрами.
Монастыри строились часто в
стратегически важных местах , имели огромное значение в обороне страны. Церковь была в состоянии выставлять до 20 тыс. ратников.
Это определяло материальную базу авторитета церкви (своего рода государства в государстве), которая, тем не менее, не использовалась в противостоянии светской власти.
Освященный Собор как орган церковного управления принимал активное участие в работе Земских Соборов. В годы Смуты РПЦ сыграла большую роль в борьбе с самозванцами, интервенцией (трагическая гибель патриарха Гермогена, гибель монахов при защите святынь, материальная поддержка ополчения).
В последней четверти XVII в. На церковных землях насчитывалось около 148 тыс. крестьянских дворов (16% от всего крестьянского населения России). Было 15 тыс. церквей, 650 монастырей.
Слайд 4
Первый патриарший период истории РПЦ –
с 1589
- 1700 гг. Одиннадцать патриархов.
Святитель Иов (1589-1605)
Патриарх Гермоген (1606-1612)
Патриарх
Адриан
(1690-1700)
Патриарх Никон
(1652-1658)
Слайд 5
Соправительство.
Патриарх с его жизненным опытом, умом, энергией играл
в этом союзе ведущую роль.
Боярин Федор Никитич Романов был
страстный любитель охоты, превосходный наездник, первый щеголь.
Офорт Г. Франка с оригинала
Ильи Репина.
Михаил Федорович Романов (1613-1345)
3-й Великий Государь Святейший Божиею милостию Патриарх Московский и всея Русии (1619-1633)
Н. Тютрюмов.
Портрет патриарха Филарета
Слайд 6
Презентация: Михаил и Филарет
Привилегии церкви (с.618)
С.620
Слайд 7
Патриаршество Филарета (1619-1633).
Оценка.
Патриарх Филарет фактически управлял Россией,
являясь соправителем царя в течение 14 лет, укрепил самодержавие
и новую династию, с одной стороны, и роль церкви, с другой.
Филарет действовал в первую очередь как политический деятель, в интересах государства и династии Романовых, укрепляя церковь как часть государственного механизма. Цель – создать единую систему управления, усиливающую царскую власть и государство.
При нем уже началась критика религиозных обрядов, обозначились противоречия и богословские споры середины XVII столетия.
Слайд 8
В середине XVII в. начинается переориентация в отношениях
между церковью и государством.
Причины.
I. Советская историография: процесс становления абсолютистской
власти вел неизбежно к лишению церкви ее феодальных привилегий и подчинению государству. Повод – попытка патриарха Никона поставить духовную власть выше светской.
II. Церковные историки отрицают такую позицию патриарха. Считают Никона последовательным идеологом «симфонии власти». Инициатива в отказе от этой теории – деятельность царской администрации и влияние протестантских идей о подчинении церкви государству. Собор 1667, низложивший патриарха, постановил: «У царя власть править превыше патриаршей и всех иерархов».
III. Современные историки: закреплен принцип независимости духовной власти от светской. Компромисс: государство подтвердило автономные, хозяйственные, административные, судебные права церкви, даже закрыло Монастырский приказ. (Основная тенденция – подчинить церковь государству. Петр I.)
Слайд 9
Реформа РПЦ (1653-1667
гг.) –
одно из самых значительных событий XVII столетия.
Началась она как спор в среде «ревнителей древнего благочестия», единомышленников. А обернулась острейшим внутрицерковным конфликтом и расколом общества по религиозному признаку. Едва заметная трещина на вершине общественной пирамиды (боярыня Ф.П. Морозова, княгиня Урусова Е.П.) превращается в разлом у ее основания.
Раскол отразил и одновременно способствовал углублению культурного конфликта, который относят к родовым признакам переходной эпохи.
Слайд 10
Жанр: Историческая драма
Выпущено: Россия, 2011
Режиссер: Николай Досталь
В ролях:
Александр Коротков, Валерий Гришко, Роман Мадянов, Дмитирий Тихонов
На телеканале
«Культура» премьера 20-серийного исторического фильма «Раскол». Режиссер Николай Досталь взялся за тему, которая и по сей день хранит немало «белых пятен», - история Руси XVII века, реформы патриарха Никона и судьбы старообрядчества. События показаны мощно через столкновение характеров, личностей, почти мистическое переплетение судеб.
Предпосылки, причины
церковной реформы
1. Социальный кризис середины XVII в.. Тяжелое экономическое положение страны затрагивали отношения между церковью (крупным землевладельцем) и государством.
2. Духовный кризис обострял проблему соответствия церкви требованиям времени. Выразился в обмирщении сознания. Проявлялось в его рационализации, индивидуализации у части посадских людей и верхов общества. У ремесленников появились личные клейма: все больше осмысливалась связь между личными усилиями человека и результатами его труда, его социальным положением. Появилась поговорка: «На Бога надейся, а сам не плошай».
3. Внешнеполитические интересы страны. Россия пыталась объединить все православные церкви и народы. Русский царь мечтал стать наследником византийских императоров как в делах веры, так и в их территориальных владениях. Достичь мощи имперской государственной власти (влияние теории «Москва – Третий Рим»).
Поэтому необходимо было приведение обрядов в единство с греческими образцами, принятыми в украинской, сербской и др. православных церквах.
4. Кризисные явления в самой церкви.
Слайд 12
4.Кризисные явления в самой церкви
-Низкий уровень профессиональной подготовки
духовенства,
его пороки (пьянство, стяжательство, разврат),
разночтения в священных книгах и
различия в обрядах подрывали авторитет церкви.
Для восстановления ее влияния в обществе
требовалось навести порядок, унифицировать
обряды, священные книги
согласно единому образцу.
Слайд 13
Кружок «ревнителей древнего благочестия»
или «боголюбцев» возник в
Москве в сер. 1640-х гг.
Лица духовные и светские, столичные
(протопоп Казанского собора Иван Неронов, архимандрит Никон, окольничий Ф. Ртищев), провинциальные
(протопопы Аввакум из Юрьевца Поволжского, Даниил из Костромы, Лазарь из Романова, Логгин из Мурома).
Во главе царский духовник, настоятель кремлевского Благовещенского собора протопоп Стефан Вонифатьев.
-упрочение православных ценностей (единогласие, литургическое единообразие, проповедь, исправление ошибок и разночтений в книгах);
- борьба с языческими обычаями;
-повышение религиозно- нравственного уровня черного и белого духовенства, прихожан за счет оцерковления всех сторон жизни.
Эти идеи они рассматривали сквозь призму особой роли и ответственности Москвы за судьбы православия в соответствии с представлениями о Москве как Третьем Риме (всемирно-исторической миссии русского православия).
Состав:
Цель:
Слайд 14
Никон в 1646 по монастырским делам прибыл из
Кожеозерского монастыря, познакомился с Вонифатьевым, принял программу «ревнителей благочестия».
Его ум, энергия, взгляды на роль церкви произвели сильное впечатление на юного царя. Никон поставлен архимандритом придворной обители Романовых Новоспасского монастыря. Далее стремительное восхождение по ступеням церковной иерархии.
Кадр из фильма
Слайд 15
Разногласия среди «ревнителей благочестия»
Вопрос: по каким образцам производить
изменения?
1. Вонифатьев, Никон, Ртищев (грекофилы) считали возможным через украинское
посредничество обращение к греческим образцам и уставам. Россия, чтобы осуществить свою мировую миссию, должна усвоить как можно скорее ценности православной греческой культуры.
2. Неронов, Аввакум стояли за верность традициям, правке книг по древнерусским рукописям. Россия – Третий Рим и не нуждается ни в каких внешних заимствованиях.
Патриарх Никон энергично взялся за реформу, опираясь на греческие книги.
Слайд 16
Русь восприняла из Византии устав, который преобладал в
X в. на момент принятия Русью христианства.
В XII-XIII
вв. в Византии утверждается Иерусалимский устав.
После завоевания Константинополя турками Москва стала считать себя хранительницей истинного православия, продолжая жить по старым обрядам, записанным в богослужебных книгах и утвержденным решениями Церковных соборов.
Небезупречны оказались и те, и другие книги. В русских книгах не было двух одинаковых текстов, т.к. переписчики ошибались или вписывали отсебятину.
Некоторые греческие книги подвергались изменениям после падения Византии.
Исторические корни расхождений в обрядах восточной и Русской православных церквей
Слайд 17
Символом веры объявлен четырехконечный крест, считавшийся ранее «латинским»
Наряду
с 8 был признан 4-х конечный.
Слайд 18
Произошла реформа церковно-славянского языка, изменилась лексика, грамматика, ударения.
Слайд 19
Историк русской церкви А.В. Карташев (1875-1960) о существе
разногласий:
«Теократическая идеология «единого вселенского православного царя всех христиан» толкала
московских царей на пути сближения с греками и всеми другими православными. А доморощенная Москва, загородившая свое православие стенами, не пускала своих царей на вселенское поприще.»
Слайд 21
Реформа начала претворяться в жизнь после избрания Никона
патриархом.
-В 1653 г. разослал по всем церквам циркуляр о
замене крестного знамения.
- Против ослушников с благословения царя он развязал опалы и ссылки. Сосланы Логгин из Мурома, Неронов, Аввакум. Замучен епископ Коломенский Павел.
-Непримиримость Никона, поспешность, насильственные методы проведения реформы вызвали глубокий протест населения, стали фактором раскола.
- Имел устойчивые представления о превосходстве церковной власти над государственной (Культ митрополита Филиппа).
-Ставил своей целью победу над светским мировоззрением (Соборное Уложение 1649 г., которое вводило правовое светское регулирование жизни, встречено им отрицательно).
- Имел вселенские планы (Новый Иерусалим)
Слайд 22
Никон стремился превратить Московское государство из
провинции христианского мира в центр мирового православия – Нового
Иерусалима. Воскресенский монастырь на р. Истре (по названию храма Воскресения в Иерусалиме).
Слайд 23
Литовченко А.Д. Царь Алексей и Никон у гроба
митрополита Московского Филиппа
Слайд 24
Царь и патриарх: от союза к противостоянию
Отношения полного
доверия и глубокого уважения долгое время связывали царя и
патриарха. Напряженность в отношениях наметилась в 1656 г. Конфликт назревал постепенно.
Среди многих объективных причин: - неудачный совет патриарха начать войну со Швецией;
- недовольство Никоном в среде боярства и высших церковных иерархов;
- нескрываемое желание Никона подчеркнуть автономию церкви и свою исключительную роль не только в делах священства.
1658 г. – отъезд Никона из Москвы с тайной надеждой, что царь позовет его обратно. 8 лет двусмысленная ситуация: формально Никон – патриарх, но не исполнял патриаршие функции..
Церковный собор 1666-1667 гг. «Дело патриарха Никона»
[Кадр из фильма]
В деятельности Никона переплелись в единый клубок интересы государства, потребности церкви и личные амбиции властолюбивого патриарха.
Слайд 26
Последствия церковной реформы
1. Реформа, суд над Никоном стали прологом ликвидации
патриаршества и полного подчинения церкви государству.
2. Победа реформаторов создала духовную атмосферу в обществе, способствовавшую критическому отношению к традиции , восприятию новаций. Это стало психологической предпосылкой преобразований Петра 1.
3. Деформация идеи «Москва – Третий Рим». Идею Нового Иерусалима подхватил Петр, создавший «Великую Россию» с новым политическим центром – Санкт-Петербургом,
возводимом по образцу имперского Рима.
4. Старообрядчество – наиболее сложное и противоречивое последствие реформы. Создалась ситуация, когда идеи разделили народ.
Слайд 28
* Собор 1666-1667 осудил старообрядцев, отлучил от церкви
и передал их светскому суду.
*Наиболее радикальным шагом старообрядцев было
принятое в 1674 г. решение о прекращении молитв за здоровье царя.
Это означало полный разрыв с существующим обществом, начало борьбы за сохранение идеала правды внутри своих общин.
Слайд 29
Главная идея старообрядцев -
«отпадение» от мира зла,
нежелание жить в нем. Отсюда предпочтение самосожжения компромиссу с
властями. В 1675-1696 гг. зарегистрировано 37 «гарей» (погибло 20 тыс. чел.).
Другая форма протеста – бегство из-под власти царя, уединение в скитах и участие в освоении Урала, Сибири, прежде всего Алтая.
В ранней истории старообрядческого движения особое место занимает – Соловецкое восстание – открытая борьба с государственной властью.
Слайд 30
Из 600 защитников в живых осталось 50 человек.
Слайд 31
Старообрядчество дало русскому обществу новый тип личности: страдальца
за веру, подвижника и мученика
Слайд 33
Протопоп Аввакум Петров (1620-1682)
Аввакум – яркая личность в
истории. Человек огромной силы духа.
Отвращение от мира и
стремление к святости он считал настолько естественным для человека, что не смог удиться ни в одном приходе из-за неустанного преследования им мирских потех и отступлений от обычаев церкви. Он участвовал в исправлении богослужебных книг, но вскоре был устранен из-за незнания греческого языка.
Оказался в числе самых первых противников никоновской реформы. В 1653 г. он и его семья были отправлены в ссылку в Сибирь. Несломленный вернулся в Москву в 1664 г. Снова выступил за старую веру. С семьей его сослали на север. В 1666 был привезен на Церковный собор, его предали анафеме и сослали в Пустозерск , который стал идейным центром старообрядчества.
Слайд 34
Религиозно-философские взгляды Аввакума
В многочисленных произведениях: «Книга бесед», «Книга
толкований и нравоучений», «Книга обличений», послания, автобиографическое «Житие».
Секрет популярности
Аввакума: он выразил многое из того, что волновало всех, особенно людей зависимых, униженных, тех, кто видел в церковных новшествах причину своих бед. Причем выразил страстно, простым народным языком, показав всей своей жизнью, что значит пострадать за веру.
Слайд 35
Религиозно-философские взгляды
идеологов раскола
1. Идеологи раскола не
признавали священства русской церкви, которая лишилась в результате реформ
всякой благодати.
2. Отношение к царю противоречивое. Не сомневались в божественном происхождении царской власти и незыблемости самодержавия. Надеялся, что царь образумится. Критика после 1670 у Аввакума становится более резкой: называет тираном, гонителем, мучителем («безумный царишко», «царь отщепенец»), предрекает ему мучительную кончину.
3. В сочинениях идея равенства, в основе которой лежит равенство каждого христианина перед Богом. Обличал богатых «никониан».
Слайд 36
4. Отстаивали традиционную систему культурных ценностей. Отрицал науки,
философию Платона, Пифагора,..(«вси сии мудри быша и во ад
угодиша»). Противились распространению светского образования. Негативно отзывался о новых явлениях иконописи. Принцип: «что до нас положено: лежи оно так во веки веком!».
Оценка: в исторических условиях конца XVIIв. Сохранение традиции в духе старообрядчества было чревато духовным консерватизмом, застоем, отрывом от общеевропейского историко-
культурного
процесса.
Слайд 37
Религиозно-философские взгляды
идеологов раскола
5). Широки эсхатологические настроения
в старообрядческой среде. Крайняя форма отрицания воцарившегося Антихриста –
уход из мира самосожжением. Аввакум считал «огненное крещение» путем к вечному блаженству.
Слайд 38
Старообрядцы
Включали представителей разных групп населения: духовенство, боярство, посадские
люди, стрельцы, казачество, крестьянство. В раскол ушло от одной
четверти до одной трети населения.
В чем причина столь мощного сопротивления значительной части общества нововведениям?
Историография
Оценка раскола и старообрядчества не может быть однозначной.
1). Большинство авторов XIX- нач.XXв. основным мотивом раскола считали глубокий консерватизм, невежество, фанатизм масс. Такова позиция Н.Ф. Каптарева (1847-1917), автора крупных работ по истории РПЦ XVI-XVII вв.; Ключевского В.О.;
Милюкова П.Н. «Очерки по истории русской культуры».
Слайд 39
Историография.
2). Иная трактовка раскола у протоиерея, философа, историка
В.В. Зеньковского (1881-1962). Он видит в расколе протест против
заражения церкви «мирским духом», что угрожало вековой мечте о священном православном царстве на Руси. Значит, в расколе проявились не формализм и приверженность обрядам, а активное отношение народа к вере.
3). Историк-демократ А.П. Щапов (1830-1876) известен своими исследованиями истории раскола и народных движений XVII в. В его представлении раскол – это проявление социального протеста широких народных масс против усиления крепостничества и гнета со стороны государства.
Слайд 40
Н.И. Павленко, 95 лет
4). Эта плодотворная идея о
социальных предпосылках раскола развивалась в историографии советского периода. Н.М.
Никольский (1877-1959), исследователь истории церкви и востоковед. В начале 1930-х гг. он написал очерк по истории РПЦ от Крещения до ХХ в. Автор пишет не только о разном социальном статусе священнослужителей, но и об эксплуатации князьями церкви (представители высшей церковной иерархии в средневековом обществе) приходского духовенства.
5). Н.И. Павленко подчеркивал, что низы безразлично относились к обрядовой стороне реформы и поддерживали старообрядцев только потому, что они боролись против дворянского государства. Бояре же – сторонники старой веры, видели в ней символ старины, средство «протеста против формировавшегося абсолютизма».
Слайд 41
6). Велика роль старообрядцев в развитии капитализма в
России
Ионов И.Н. Российская цивилизация, IX-нач. ХХ в.: Учеб.
кн. для 10-11 кл. общеобразоват. учреждений. – М.: Просвещение,1995. – С. 166-172. «Социокультурная инверсия. Раскол и старообрядчество».
Шахназаров О.Л. Отношение к собственности у старообрядцев до 1917 г.// ВИ.2004.№4.С. 53-70.
Новые тенденции
в духовной жизни староверов
В преддверии Нового времени, в новых условиях старообрядчество обрело черты, нехарактерные для традиционного православия. Поскольку царь и церковь оказались дискредитированными, произошла «потеря» внешнего авторитета, заступника перед Богом, повысилась роль нравственности каждого верующего как носителя внутреннего идеала. Старообрядцы почувствовали остро личную ответственность не только за свое спасение, но и за судьбы церкви и общества. Их вера стала более деятельной, духовная жизнь интенсивной. Старообрядцы стали рассчитывать на себя, на свою внутреннюю веру, что положительно повлияло на их моральный облик, способствовало умеренности в потребностях, трудолюбию, честности. Эти тенденции проявлялись в европейской Реформации. Именно старообрядчество в конце XVIII – XIX вв. сделало исключительно много для русского предпринимательства. Основатели династий русс. Промышленников – Рябушинские, Морозовы, Гучковы, Третьяковы, Щукины, др. – принадлежали к старообрядцам.
Слайд 43
Проблемный вопрос
Церковный раскол является национальной трагедией России?