Слайд 2
Вторая половина 19 века с ее выставками, ярмарками,
стала временем возрождения интереса к древним полузабытым русским ремеслам.
Изделия народных мастеров из предметов повседневного быта превращаются в произведения искусства. Это относится к таким видам ремесел , как вышивка, керамика, художественная обработка металла, камня, дерева и кости. В это время в России складываются или возрождаются художественные школы получившие мировую известность.
введение
Слайд 3
Дымковая игрушка
В слободе Дымково, где женьщины с давних
пор были заняты изготовлением глиняных свистулек в виде коней,
всадников, сохранился художественный промысел по изготовлению детских глиняных игрушек, раскрашенных яркими красками. Дымковские «барыни», «няньки», с пышными воротниками и оборками, яркими юбками, пользовались большой популярностью на ярмарках, перекочевывая из деревенских изб в квартиры и музеи тонких ценителей народного искусства.
Слайд 5
Куклы - Матрешки
В конце 19
века в мастерской Московского губернского земства в Троицко –
Сергиевом Посаде появился промысел, изделия которого стали символом народной России – деревянные куклы – матрешки.
Разъемные расписные матрешки быстро завоевали популярность. В 1900 г. Русская матрешка была показана на Парижской всемирной выставке, мастерская стала выполнять заказы не только для России, но и для других стран. Мастера ухитрялись делать наборы, насчитывающие до 50 фигурок.
Слайд 6
Павловские платки
Композиционное и цветовое великолепие Павловского платка основано
на виртуозном мастерстве резчиков набойных досок, в которых печатается
на ткани рисунок. В росписи Павловских платков преобладают пышные цветовые букеты и гирлянды. Преобладает молочно – белый, черный, красный, темно – синий, вишневый фон.
Слайд 8
Скопинкая керамика
Глиняная посуда в местах, где позднее появился
город Скопин, делалась, делалась еще во времена Киевской Руси.
Но во второй половине 19 века в Скопине появилась отрасль, прославившая его далеко за пределами, производство глазурованных фигурных сосудов, подсвечников, украшенных сложной лепниной, выполненных в виде диковинного зверя или с фигурами птиц, рыб и животных.
Слайд 9
Гжельская посуда
Сохранила свое художественное своеобразие гжельская посуда с
сочным синим рисунком на белом фоне и полны народного
юмора фигурки – статуэтки, выполненные вручную в небольших крестьянских мастерских. Легенда гласит, что появление этого уникального промысла связано с церковным расколом и гениями на старообрядцев. Среди раскольников был старец который, прячась от преследователей, ушел в дремучие заволжские леса и основал мастерскую, в которой изготовлял деревянные чаши, похожие на золотые. А когда преследователи приблизились к его укрытию, собрал он местных деревенских мужиков, передал им свои секреты, отдал краски, кисти и скрылся.
Слайд 12
Волгоградское кружево
Волгограда всегда была одним из центров русского
кружевоплетения, а в 19 веке стала самым знаменитым. Волгоградские
кружева напоминают узоры инея на стекле, или тончайшую паутину, которая порвется от мельчайшего дуновения ветерка. В прежние времена невесты сами плели кружева для приданного. К приезду жениха дом украшали кружевными «постилальниками».
Слайд 13
Береста
В 19 веке на хлебницах, ковшах появляется изображение
крестьянских домов, посиделок, чаепитий. Все фигуры выполнены крупно, одного
размера. Это характерная черта народного искусства, в которой размером подчеркивается значимость персонажей.