Слайд 2
Проверочная работа № 1
1 вариант Периодизация и основы
культуры и литературы Средневековья
2 вариант Термин Возрождение, основные характеристики
литературы и культуры.
Тест
Слайд 3
ДУХОВНАЯ ЛИТЕРАТУРА
Милан. Амвросианская базилика (Basilica di Sant’Ambrogio,
Сант-Амброджо) 379—386 гг. -------1099 г.
Мила́нский собо́р
Аббатство Сен-Дени
(итал. Duomo di Milano) (фр. Abbaye de Saint-Denis)
1386 г. - XIX в. 1137—1144 гг.
Слайд 4
Латинская литература Средневековья
ДИДАКТИКА И АЛЛЕГОРИЯ
ученую поэзию VIII-X
вв. (Алкуин);
поэзию вагантов (нищих студентов; опубл. в XIII
в. в Германии);
«деяния» – назидательные рассказы на примерах римской истории («Римские деяния» опубл. в XIV в. в Англии) и хроники северных народов («Сага о Гамлете» из «Деяний датчан» Саксона Грамматика XII в.);
«видения», связаные с канонической и апокрифической литературой («Видения Тнугдала» XII в.);
«притчи» по образцу евангельских, которые позже приближаются к фаблио и шванкам
Слайд 5
автобиография - апология - исповедь
Автобиография – описание автором
собственной жизни (детство, родители, учителя, друзья, любовь, семья, деяния
и т.п.).
В античности автобиография часто выступала в жанре апологии – публичной защитительной речи (например, «Апология» Апулея).
Августин элементы автобиографии вносит в созданный им принципиально новый жанр, отражающий христианское мировосприятие, – исповедь, который предполагает не защиту, а покаяние.
До XIII в. исповедь, как и апология, носила публичный характер, поэтому «”Исповедь” блаженного Августина нельзя читать “про себя”, а нужно декламировать вслух.
М.Бахтин. Формы времени и хронотопа в романе
Слайд 6
Духовная литература на латыни
«Исповедь» Августина
«История моих бедствий» Абеляра
(IV-V вв.)
(XI-XII вв.)
Жан Виньо, «Каноник Фульбер
застает врасплох Абеляра и Элоизу»
Фреска капеллы Санкта-Санкторум Караваджо Святой Иероним XVI
в Латерано. VI в
Св.Августин
Слайд 7
Апулей - Августин
Августин (Блаженный) Аврелий (354-430) – родился
в г.Тагаста (Северная Африка), учился в Мадавре и Карфагене.
Эпитет «золотой» (осел) в названии «Метаморфоз» язычника Апулея, который родился в Мадавре, обнаруживают впервые у «отца христианской церкви» Августина.
Внимательное прочтение «Метаморфоз» и «Апологии» Апулея очевидно в «Исповеди» Августина.
При принципиальном различии мировоззренческих установок двух «африканцев» сближает то, что оба они – ученые, оба пострадали из-за греха похоти, оба прошли обряд посвящения.
Окончательное посвящение Августина произошло в Милане под влиянием Амвросия Медиоланского.
Слайд 8
Амвро́сий Медиола́нский (лат. Sanctus Ambrosius; ок. 340 — 4 апреля
397) — миланский епископ, проповедник и гимнограф. Один из четырёх
великих латинских учителей церкви, он обратил в христианство и крестил блаженного Августина.
Св. Амвросий, мозаика IV—V вв., Ван Дейк. XVII в. Св. Амвросий Медиоланский
Амвросианская базилика, Милан. и император Феодосий.
Слайд 9
В «Исповеди» можно обнаружить последовательное изложение истории жизни
автора, но не столько внешней, сколько внутренней, т.е. перед
нами духовная автобиография
«Ты же, Господи <…> повернул меня лицом ко мне самому: заставил сойти с того места за спиной, где я устроился, не желая всматриваться в себя <…> И вот пришел день, когда я встал обнаженным перед самим собой, и совесть моя завопила <…> как смерти боялась она, что ее вытянут из русла привычной жизни, в которой она зачахла до смерти»
Слайд 10
Раздвоение на «я» и «моя душа», которое Августин
называет «великим спором во внутреннем дому моем», свидетельствует о
внутреннем конфликте личности
Личность – это «мысленные (также психологические и т.д.) ножницы между тем, каким человек видит себя “в трезвом, неподкупном свете дня” и каким он хотел бы себя видеть <…> несовпадение с собой эмпирического индивида, оценка им себя с точки зрения возможного или должного, сомнение в себе и пр.
В.С.Библер
Слайд 11
сакральное или эстетическое
«личный смысл пережигает себя, ищет укрытия
в сакральном» (Л.М.Баткин)
не может полностью «раствориться в Боге»: «Легко
человеку, если он полон Тобой; я не полон тобой и потому в тягость себе» (Августин)
Слайд 12
личностное отражение философского конфликта между знанием (античный рационализм)
и верой (христианский мистицизм) на границе культур
«…надо ли сначала
познать тебя или воззвать к тебе»
Слайд 13
Число (фундаментальный принцип, лежащий в основе мира вещей)
уже в древнем мире осмыслялось символически.
«Исповедь» Августина состоит из
13 глав, число которых можно аллегорически интерпретировать как Христос и 12 апостолов, или как 10+3.
Троица – основной творческий принцип единого Бога: Отец, Сын, Святой Дух.
Когда герой достигает «возраста Христа» (33 года), умирает его мать (на 9 день), чему посвящена 9 гл. (3х3=9).
10 чел. собираются в общину, 10 гл. посвящена памяти и покаянию, а 3 последние – толкованию первой книги Бытия – о Творении, которое связывается с проблемой времени.
Слайд 14
ВЕЧНОСТЬ – ВРЕМЯ
Бог – человек
Бог – это
вечность. Творя мир, он создает его измерение – время.
Время жизни дано человеку, чтобы он осознал и искупил первородный грех (сравните: время – бремя).
Попытка осмыслить время «снаружи» и «изнутри» приводит Августина к гениальным выводам, предвосхищающим открытия А.Бергсона и М.Пруста. СУБЪЕКТИВНОЕ ВРЕМЯ
Прошлое и будущее существуют и осознаются только через настоящее: собственно настоящее – это созерцание, настоящее прошлого – воспоминание, настоящее будущего – надежда.
Кроме содержательной наполненности времени, Августин осмысляет его изменение: настоящее постепенно переплавляет будущее в прошлое (уменьшается будущее – растет прошлое; исчезнет совсем будущее – и все становится прошлым). Автор размышляет: «…время есть не что иное, как растяжение, но чего? Не знаю; может быть, самой души»
Слайд 15
Пьер Абеляр (1079-1142) – франц. ученый-богослов «История моих
бедствий» (1132-1134)
предвосхищает ренессансные автобиографии
в форме утешения друга
слово «утешение» («Параклет») становится названием обители, которую основал Абеляр
апология
исповедь
Слайд 16
ГЕРОЙ И СЮЖЕТ
история любви и оскопления (очищение любви
через наказание греха похоти)
написание и сожжение трактата о
Троице (грех гордыни, тщеславия и честолюбия, искупаемый служением бедным, следовательно – Богу)
Слайд 21
Alexander Pope
Элоиза Абеляру (1717)
Перевод Д. Веденяпина
http://www.liveinternet.ru/community/2947964/post128829351
Слайд 23
Сентиментализм Романтизм Модерн
Слайд 31
Augustine at the school of Taghaste by Benozzo
Gozzoli
т
Слайд 32
Боттичелли. Видение святого Августина (ок. 1488, Флоренция, Галерея Уффици)
т
Слайд 33
Боттичелли. Святой Августин в своей келье: Пределла алтаря
Сан-Марко (ок. 1490-1492, Флоренция, Галерея Уффици)
т
Слайд 34
Боттичелли. Святой Августин в келье
(ок. 1480, Флоренция,
церковь Оньисанти)
(ок. 1490-1494, Флоренция, Галерея Уффици)
Слайд 35
Augustine of Hippo
Portrait by Philippe de Champaigne,
17th century.
т
Слайд 36
Боргоньоне Амброджио (ок. 1453-1523)
Босси Габриеле (Милан, Базилика Сан-Лоренцо)
Бернини Джанлоренцо (1657-1666, Ватикан, Собор св. Петра)
б
Слайд 37
Tiffany Window of St Augustine - Lightner Museum.jpg
б
Слайд 39
Боттичини Франческо (1446-1497)
Святая Моника и святой Августин (Флоренция,
Галерея Академии)
"St Augustine and Monica" (1846), by Ary Scheffer.
Слайд 40
http://nibiryukov.narod.ru/nb_pinacoteca/nbr_pinacoteca_artists_b.htm#Bernini_Gian_Lorenzo
Философская пинакотека
Философия и философы в изобразительном искусстве
Слайд 41
Амвросианская базилика (Basilica di Sant’Ambrogio, Сант-Амброджо) — базилика,
построенная в 379—386 гг. св. Амвросием Медиоланским на месте
захоронения раннехристианских мучеников в Милане.
До канонизации св. Амвросия
именовалась «базиликой
мучеников» (Basilica Martyrum).
Свой нынешний
ломбардо-романский вид
приобрела в 1099 году.
Слайд 42
Мила́нский собо́р (итал. Duomo di Milano)
— кафедральный собор
в Милане.
Построен в стиле
пламенеющей готики
из белого мрамора.
Строительство начато
в 1386 году, однако
завершилось оно лишь
в начале XIX века, когда
по распоряжению Наполеона
закончено оформление фасада.
Некоторые детали, однако,
доделывались и позже:
вплоть до 1965 года.
Слайд 43
Аббатство Сен-Дени (фр. Abbaye de Saint-Denis) — бенедиктинское аббатство в
Сен-Дени, северном пригороде Парижа, главный монастырь средневековой Франции.
В I
веке римское поселение Каттуллиак.
Сюда, с отрубленной головой
в руках, пришёл первый епископ Парижа
святой Дионисий Парижский (отождествл.
с Дионисием Ареопагитом).
В 475 г., с благословения святой Женевьевы,
над гробницей святого построили базилику.
При короле Дагобере I основан монастырь
бенедиктинцев, и в 630 г. базилика была
перестроена как главный храм монастыря.
Наибольший расцвет аббатства во времена
аббата Сугерия, в 1137—1144 гг.
была построена монастырская церковь —
первое сооружение в готическом стиле.
В XIII в. Людовик IX Святой перенес
в базилику прах своих предшественников
и церковь стала усыпальницей
французских королей.
Слайд 44
Пьер (Пётр) Абеляр или Абелар (фр. Pierre Abailard/Abélard, лат. Petrus
Abaelardus; 1079, Ле-Пале, близ Нанта — 21 апреля 1142,
аббатство Сен-Марсель, близ Шалон-сюр-Сон, Бургундия)
— французский философ (схоласт), теолог и поэт, неоднократно осуждавшийся католической церковью за еретические воззрения.
Жан Виньо, «Каноник Фульбер застает врасплох Абеляра и Элоизу»