FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.
Email: Нажмите что бы посмотреть
Первые иконы Николая Чудотворца на Руси появились в XII веке. Многие из них были привезены из Византии.
История иконографии Николая Чудотворца
Наиболее ранние изображения святителя на Руси появляются в новгородских землях, затем в Москве, необычайно широко он почитался на Русском Севере.
Появление каждой новой иконы было связано с конкретными случаями благодатной помощи Великого Чудотворца. По местам прославления икон или чудесам от них образы Николы получали различные названия - «Никола Липенский», «Никола Зарайский», «Никола Можайский», «Никола Бабаевский» и др.
Списки и копии с них распространялись по всей русской земле в большом количестве, и таким образом, сформировались устойчивые изводы иконографии Николая Чудотворца.
Однако, на иконах с изображением Николая Чудотворца встречаются нимбы, поле которых украшено стилизованным растительным орнаментом.
В житие святителя Николая говорится, что по древнему преданию, епископ имел ангельский лик, исполненный святости и благодати. От него исходило некое пресветлое сияние, как от лица пророка Божьего Моисея. Этими преданиями, в основном, и руководствовались иконописцы.
Лик святителя с высоким челом, обрамленным негустыми седыми волосами, небольшой округлой слегка вьющейся бородой, удлиненным, правильной формы носом и выразительными глазами отличается благородной красотой.
Это человек огромного духовного опыта, надежный, верный пастырь, который «путь показал человекам правый и спасительный».
Иконные изображения святителя Николая, как и его жития, появились вскоре после кончины этого святого, жившего в первой половине IV века. Не исключено, что ранние иконы святого сохраняли его портретные черты.
Святитель Николай византийского круга более суров, славянский же Николай одновременно строг и милостив.
Сверху фелони, на плечах, спускаясь по левой стороне груди, лежит омофор. Это длинная, широкая полоса из ткани, украшенная крестами; у архиерея она лежит на плечах, одним концом опускаясь на грудь, другим — на спину.
Омофор архиереи носят как символ заблудившейся и найденной пастырем овцы, которую взял на Свои плечи Спаситель.
Епитрахиль одевается на шею, представляет собой как бы двойную ленту — широкую на груди и узкую на шее. Епитрахиль означает сходящую свыше благодать Святого Духа.
Другой вариант иконографии святителя Николая – в крестчатой фелони, богослужебном одеянии митрополитов и патриархов, хотя святитель не был ни тем, ни другим. Такие одежды более распространены в ростовых изображениях, но встречаются и в поясных образах.
Такие изображения известны в русской иконописи с конца XIII в. Этот сюжет объясняется преданием из жития святого о чуде на Никейском соборе 325 г.
Никола Зарайский с житием, 17 в. (фрагмент)
Постепенно на смену поясным изображениям приходят другие, более свободные и разнообразные способы их размещения. Например, помещение в облачные сегменты.
Древнейшим и наиболее распространенным типом икон святого Николая являются его поясные образы, которые складываются в византийском и русском искусстве в ХI—ХIII вв.
Десница (правая рука) святителя поднята в жесте благословения, обращенного к этому миру.
Когда большой палец соединен с безымянным и мизинцем, а указательный и средний сомкнуты и подняты вверх, такой способ называют древним перстосложением.
Если большой и безымянный пальцы образуют кольцо, а остальные несомкнутыми подняты вверх, причем указательный и средний слегка перекрещиваются, это — именословное перстосложение.
Именнословное перстосложение особенно широкое распространение получает в связи с реформами патриарха Никона, активного проводника «правильного» сложения трех перстов, взамен «неправильного» двуперстия.
Еще более редким является изображение руки, которой святитель поддерживает книгу, не прикрытой омофором либо платом.
В русской иконописи получает распространение особое изображение святого Николая с разведенными в стороны руками, в позе, напоминающей оранта. В русском искусстве он появляется в XIII в., а распространяется в XIV в., особенно в житийных иконах. Полагают, что этот иконографический тип восходит к древней (не сохранившейся) иконе св. Николая, привезенной из Корсуни в 1225 г. в город Зарайск. Он получает название Зарайского.
На Руси такие образы считались наделенными особой охранительной силой.
Монументальная, прямостоящая фигура святого дана в полный рост, с отведенными в сторону руками. В правой руке он держит поднятый обнаженный меч, в левой — храм (иногда крепость, монастырь).
Лик крупный с высоким и широким лбом, выразительными глазами, тонким длинным носом и небольшим ртом.
Сам житийный цикл святителя Николая складывается еще в ХI-ХII веках.
Святитель поддерживает левой покровенной рукой Евангелие, правая рука святого обращена с молитвенным жестом к центральному образу чина – Иисусу Христу. Облачен Николай в святительские одежды - крестчатую фелонь.