Слайд 2
Социалистический реализм
В 1934 году на I Всесоюзном съезде
советских писателей Максим Горькийсформулировал основные принципы соцреализма как метода советской
литературы и искусства.
Этим моментом датируется начало новой эпохи советского искусства, с более жёстким идеологическим контролем и пропагандистскими схемами.
Слайд 3
Основные принципы:
Народность. Как правило, героями соцреалистических произведений становились
труженики города и деревни, рабочие и крестьяне, представители технической
интеллигенции и военнослужащие, большевики и беспартийные.
Слайд 4
Идейность. Показать мирный быт народа, поиск путей к
новой, лучшей жизни, героические поступки с целью достижения счастливой
жизни для всей людей.
Слайд 5
Конкретность. В изображении действительности показать процесс исторического развития,
который в свою очередь должен соответствовать материалистическому пониманию истории
(в процессе изменения условий своего бытия люди меняют и свое сознание, отношение к окружающей действительности).
Слайд 6
Живопись 1930-х годов
Советская станковая живопись испытывает тягу к
монументальным значительным формам и образам. Живопись становится все более
широкой по сюжету и менее этюдной по манере. «В станковую картину проникает героическая обобщённость». Один из наиболее значительных представителей станковой живописи этого периода — Борис Иогансон. В своем творчестве он обратился к наиболее ценимым в это время традициям русской живописи XIX века — наследию Репина и Сурикова. Интерпретируя его, он вносит в свои произведения «новое революционное содержание, созвучное эпохе». Особенно популярны две его картины: «Допрос коммунистов» (1933) и «На старом уральском заводе» (1937).
Слайд 7
Другой важный мастер — Сергей Герасимов. В историческом жанре самая
известная его работа — «Клятва сибирских партизан» (1933). Она отличается
экспрессивностью, колористической выразительностью, острым рисунком и динамической композицией. Но главное внимание он уделял крестьянской теме, к решению которой он шёл через портрет, создавая ряд крестьянских образов — например, «Крестьянский сторож» (1933).
Слайд 8
Также значительную роль живописи 30-ых сыграли:
Аркадий Пластов(Общие черты
его картин — жанровая сцена вне пейзажа, вне русской природы,
которая всегда трактуется лирически. Другая его особенность — отсутствие конфликта или особого момента, события в сюжете.)
Александр Дейнека (Он придерживается излюбленных тем, сюжетов, колористической гаммы, хотя его живописная манера несколько смягчается.)
Юрий Пименов(создал одну из лучших картин 30-х годов — «Новая Москва» (1937). Ей характерна оптимистичность, кадровая композиция, новая роль женщины.)
«Колхозный праздник »
«Новая Москва »
Слайд 9
Монументальная живопись
В 1930-е годы монументальная живопись стала обязательным
звеном всей художественной культуры. Она зависела от развития архитектуры
и прочно была с ней связана. Один из самых ярких примеров, — роспись ресторанного зала Казанского вокзала (1933) Евгением Лансере.Дейнека в это время также вносит большой вклад в монументальную живопись. Его мозаики станции «Маяковская» (1938) созданы с использованием современного стиля: острота ритма, динамика красочных пятен, энергия ракурсов, условность изображения фигур и предметов.
Слайд 10
Скульптура 1930-х годов
Основная тенденция развития скульптуры этого периода —
также тяготение к монументальности. Ясней всего их выражает творчество Веры
Мухиной. В 1936 году в Париже состоялась Всемирная выставка. Мухина выиграла конкурс на создание скульптуры, так появилась знаменитая скульптурная группа «Рабочий и колхозница», прославившая её имя.
Слайд 11
Продолжает работать Иван Шадр, своими произведениями, наравне с мухинскими,
определяя характер и направленность всей советской монументальной скульптуры. Его
главная работа этого периода — статуя Горького для площади Белорусского вокзалаМосквы (1938) — он успел создать только небольшую модель, скульптура после его смерти была завершена бригадой во главе с Мухиной.
Слайд 12
Архитектура 1930-х
Стилевые тенденции располагались между двумя крайними точками —
конструктивизмом и традиционализмом. Влияние конструктивизма ещё мощно ощущалось, вдобавок,
завершались стройки зданий, начатых в этом стиле в 1920-е годы. Самый яркий пример-Государственная библиотека СССР им. В. И. Ленина.
Слайд 13
Московский Метрополитен также создавался мастерами, находившимися под влиянием
двух этих разных тенденций. Иван Фомин проектирует Красные ворота(1935) и Театральную (1938, бывш. «Площадь
Свердлова»), ориентируясь на классику, строгую и четкую. Алексей Душкин создаёт Кропоткинскую (1935, бывш. «Дворец Советов») и Маяковскую (1938), стремясь к преодолению материала, облегчению конструкций, лёгкости, рациональности. Он использует для этого современный архитектурный стиль и новые материалы.