Слайд 2
Рассматриваемые вопросы:
Начало правления Владимира Святославича.
Принятие христианства.
Крещение Руси. Значение
принятия христианства.
Почитание князя Владимира Святославича.
Слайд 3
Родословная Владимира
Владимир родился около 960 года в Будутино,
под Псковом.
Отец- киевский князь Святослав Игоревич, матерью была ключница
княгини Ольги Малуша.
Малуша
Святослав Игоревич
Владимир
Слайд 4
Святослав перед походом на Дунай поделил свое
княжество на три части: Владимира, по просьбе новгородцев, он
посадил в Новгороде, Олега у древлян, а Ярополка оставил в Киеве. После смерти Святослава в 972 году произошла распря между Ярополком и Олегом Святославичами; последний пал. Опасаясь той же участи, Владимир бежал к варягам за море, через два года вернулся, занял Новгород, объявил войну Ярополку и после гибели Ярополка, Владимир в 980 году становится киевским князем.
Ярополк
Олег
Владимир
НАЧАЛО ПРАВЛЕНИЯ ВЛАДИМИРА СВЯТОСЛАВИЧА
Слайд 5
В 979 году, вернувшись на Русь, Владимир сватался
к Рогнеде , дочери полоцкого князя Рогволда. Отказ Рогнеды
привел к взятию Полоцка, гибели князя Рогволда и насильному захвату Рогнеды в жены Владимира. Брат Рогнеды Добрыня стал одним из лучших воевод Владимира.
Сватовство Владимира к Рогнеде ( миниатюра из Радзивилловской летописи)
Слайд 6
980-982 гг - покорение вятичей;
984 г.- покорение радимичей,
восстановление дани;
981 г.- столкновение с Польшей, отвоеваны города Перемышль
и Червень;
Поход на Волжскую Булгарию, заключение выгодного для торговли русов договора;
Строительство четырех оборонительных рубежей от печенегов.
Слайд 7
Итак, Владимир укрепил государство, восстановив его
в прежних пределах. Теперь нужно было укрепить власть князя
на всей территории Киевской Руси. Это можно было сделать с помощью религии.
Несмотря на несомненную общность религиозных представлений всех восточных славян, у отдельных племён они во многом различались. Объединение под властью Киева требовало замены различных племенных верований единой общегосударственной религией.
Придя к власти, Владимир попытался укрепить языческую веру. По его приказу на холме у княжеского дворца в Киеве были поставлены идолы Перуна, Даждьбога, Стрибога, Хорса и Мокоши. Перун выделялся серебряной головой и золотыми усами. Идолы были установлены не только в Киеве, но и в Новгороде, а возможно, и в других городах.
Укрепить язычество пантеоном главных богов, однако, не удалось. Славянские языческие представления отнюдь не были похожи на греческие. Верховный бог не воспринимался как повелитель и царь богов, как это было у греков с Зевсом. Если дружинник чтил в основном Перуна, то кузнец - Сварога, купец - Велеса. Заставить по-новому верить в старых богов было слишком трудно, а в прежнем своём виде язычество не устраивало княжескую власть, стремившуюся укрепить свой авторитет. По-видимому, этим и объясняется отказ Владимира от язычества и поворот к принципиально новой религии - единобожию.
Слайд 8
Принятие христианства
Причины:
Необходимость объединения племен в составе единого
государства;
Необходимость укрепления княжеской власти;
Необходимость укрепления связей с другими государствами,
усиления международного авторитета Руси.
Слайд 9
Выбор веры князем Владимиром
"Повесть временных лет"
рассказывает, что в 986 г. в Киеве появились представители
всех трёх перечисленных стран, предлагая Владимиру принять их веру. Ислам был отвергнут князем, поскольку ему показалось чересчур обременительным воздержание от вина, иудаизм - из-за того, что исповедовавшие его евреи лишились своего государства и были рассеяны по всей земле. Отверг князь и предложение перейти в веру, сделанное посланцами папы римского. Проповедь же представителя византийской церкви произвела на князя самое благоприятное впечатление.
Слайд 10
В Радзивилловской летописи рассказывается, что окончательно убедила князя
Владимира сделать выбор в пользу православного христианства беседа с
греческим философом: «эта вера нравы укрощает, семью и государство укрепляет, правителя возвышает, грехи прощает…».
Беседа с греческим философом
Слайд 11
В 987 г. Русь и Византия начали переговоры
о крещении. Владимир требовал себе в жены сестру императора
Василия II - принцессу Анну. Византии нужна была помощь русских в борьбе с мятежниками. Император дал согласие выдать свою сестру Анну за Владимира, но взамен сам Владимир должен принять крещение и подавить восстание. Русский отряд направлен в Византию, мятеж подавлен, но греки не спешат выполнять условия договора о браке. Владимир собрал рать и в 988 г. двинулся на центр Византийских владений в Крыму в Херсонес (Корсунь). Осада длилась несколько месяцев. Однажды в стан Владимира с осаждаемых стен была пущена стрела с запиской, в которой говорилось, что необходимо перекрыть водопровод. Ее писал священнослужитель Анастас.
Херсонес был взят и Владимир послал в Константинополь гонцов с требованием выдать за него Анну. В послании он обещал принять крещение. Здесь он его и принял, получив христианское имя - Василий. После этого он вернулся в Киев, взяв с собой иконы, церковную утварь и священников.
Крещение князя Владимира в
Корсуне.
Слайд 12
Храм Владимиру в Херсонесе на месте
Крещения князя(
построен в 1861-1876 гг.,
Архитектор Д.Грин)
Памятник Владимиру
Рядом с Храмом
в
Херсонесе.
Слайд 13
В 988 году после принятия князем христианства, Владимир
приказал креститься жителям Киева и повелел уничтожить идолов языческих
богов. Идолы были повсеместно повержены и изрублены или сожжены. Киевский идол Перуна, которому еще вчера усердно поклонялись, привязали к конским хвостам и поволокли к реке, причем двенадцать княжеских дружинников крепко колотили его палками и громко поносили последними словами. Потом его столкнули в воду и сплавляли по Днепру, подталкивая баграми, вплоть до самых днепровских порогов, ниже которых его выбросило волнами на берег.
Крещение киевлян
КРЕЩЕНИЕ РУСИ И ЕГО ЗНАЧЕНИЕ
Слайд 14
Тут же великий князь приказал начать строительство церквей.
Первую из них - церковь святого Василия - он
указал поставить на холме, где прежде возвышалась изображение Перуна. В Киеве до сих пор в память крещения главную улицу называют Крещатиком.
Окрестив киевлян, Владимир приступил к крещению населения других княжеств Руси. Ходили миссионеры и приводили людей к Новой вере. Делать это было нелегко, возникали трудности, трения и конфликты. Процесс обращения в христианство занял на Руси около 100 лет.
Памятник Владимиру
В Киеве.
Слайд 15
В течение немалого времени, преодолевая серьёзное сопротивление, проходила
христианизация обширного Киевского государства. Так, когда Добрыня и другой
воевода Владимира, Путята, явились в Новгород, собираясь крестить его жителей, те встретили их с оружием в руках, заявляя: "Лучше нам помрети, неже боги наша дати на поругание". Заставить упорных язычников покориться удалось, лишь когда киевская рать подожгла несколько домов, грозя превратить весь деревянный город в огромный костёр. Новгородцы запросили мира. После этого Добрыня сокрушил языческих идолов и заставил их приверженцев креститься в Волхове. Сопротивлявшихся волокли к реке силой. Память о насильственном крещении новгородцев сохранилась в поговорке: "Путята крести мечом, а Добрыня огнём".
Слайд 16
ЗНАЧЕНИЕ ПРИНЯТИЯ ХРИСТИАНСТВА
Значение перехода к христианству было
огромно и проявлялось во всём - от повседневного пищевого
рациона и приёмов земледелия до международного положения страны.
Принятие христианства повлияло на развитие ремесла. Приёмы кладки стен и возведения куполов, камнерезного дела, а также мозаика, которые использовались при возведении и украшении церквей, были греками переданы русским мастерам.
Каменное зодчество, иконопись, фресковая живопись возникли на Руси благодаря христианству. Через посредничество Византии Русь прикоснулась к традициям античного мира.
Сразу после крещения Русь получила письменность на славянском языке, что способствовало распространению грамотности. В XI в. на Руси стали появляться первые рукописные книги, преимущественно церковного содержания. Книги создавались и переписывались в монастырях, превращавшихся в культурные центры.
Принятие христианства вело к значительному смягчению царивших на Руси нравов. Церковь категорически запрещала человеческие жертвоприношения, ритуальные убийства жён и рабов на тризнах, упорно боролась против работорговли и многоженства.
Христианство способствовало укреплению княжеской власти. Духовенство внушало населению и самим князьям, что на престол их сажает сам Бог. Божественное происхождение княжеской власти, по учению церкви, требовало от подданных беспрекословного повиновения, а от князя - осознания своей высокой ответственности.
Наконец, принятие христианства коренным образом изменило международное положение Киевской Руси. Вчерашняя варварская держава вошла теперь на равных в семью европейских христианских народов, что проявилось в многочисленных династических браках, которые заключали русские князья в XI в. с королевскими домами Западной Европы.
Вне христианства невозможно представить себе и объединение различных восточнославянских племён в единый русский народ. До принятия христианства человек осознавал себя древлянином, тиверцем, кривичем. Став христианином, православным, он ощутил себя русским.
Слайд 17
ПОЧИТАНИЕ КНЯЗЯ ВЛАДИМИРА
почитается в Православной и Католической церкви
прославлен не позднее
XIV века в лике равноапостольного
день памяти 15 июля
покровитель России, Украины
Слайд 18
В 1782 году императрица Екатерина II учредила Императорский
орден Святого Равноапостольного Князя Владимира в 4 степенях для
награждения за безупречную службу Отечеству. Среди награжденных одним из первых был Александр Васильевич Суворов.
Слайд 19
В 1957 году Русская православная церковь учредила орден
Святого равноапостольного великого князя Владимира в 3 степенях. Среди
награжденных этим орденом - Патриарх Алексий.
Слайд 20
ПАМЯТНИКИ КНЯЗЯ
В КИЕВЕ
В НОВГОРОДЕ
В ЛОНДОНЕ