Слайд 3
Первое летописное упоминание о колоколах на Руси, относится
к 988 г. В Киеве были колокола при Успенской (Десятинной) и
Ирининской церквях. В Новгороде колокола упоминаются при храме св. Софии в самом начале XI в. В 1106 г. прп. Антоний Римлянин, прибыв в Новгород, слышал в нем "великий звон".Также упоминаются колокола в храмах Полоцка, Новгород-Северского и Владимира на Клязьме в конце XII в. Но наряду с колоколами, здесь еще долгое время употреблялись била и клепала. Как ни странно, Россия заимствовала колокола вовсе не из Греции, откуда приняла Православие, а из Западной Европы. После нашествия татаро-монголов (1240) колокольное дело в Древней Руси угасло.
Слайд 4
В XIV в. литейное дело возобновляется в Северо-восточной Руси. Центром
литейного дела становится Москва. Особую славу в это время
стяжал "россиянин Борис", отливший много колоколов для соборных храмов. Размеры колоколов в это время были невелики и по весу не превышали несколько пудов. Замечательным событием в 1530 г. было литье колокола по повелению новгородского архиепископа свт. Макария весом в 250 пудов. Таких размеров колокола были большой редкостью, и летописец отмечает это событие огромной важности "такого николиже не бывало". В это время уже встречаются надписи на колоколах на славянском, латинском, голландском, старо немецком языках. Иногда надписи можно было прочитать только с помощью специального "ключа". В это же время появился и особый чин освящения колоколов.
Слайд 5
И к XVI веку колокола уже звучали по всей стране.
Русские мастера изобрели новый способ звона - языковый (когда
раскачивается язык колокола, а не сам колокол, как было в Западной Европе), это позволило отливать колокола очень больших размеров..
При царе Иване Грозном и его сыне Феодоре, колокольное дело в Москве быстро развивалось. Было отлито много колоколов не только для Москвы, но и для других городов. Мастером Немчиновым был отлит колокол "Благовестник" весом в 1000 пудов. Другие известные мастера этого времени, славившиеся тщательной и художественной отделкой колоколов: Игнатий 1542 г., Богдан 1565 г., Андрей Чохов 1577 г. и другие. В это время в Москве при церквях насчитывалось до 5000 колоколов.
Смутное время начала XVII в. остановило на некоторое время литейное дело, но со времени патриарха Филарета (Романова) это искусство опять возродилось. Искусство изготовления колоколов развивалось и крепло, постепенно достигнув таких размеров, какого не знала Западная Европа. С этого времени для литья колоколов уже не приглашали иностранных мастеров.
Слайд 6
В первые годы царствования Петра I колокольное дело
не было успешным. Этому способствовало холодное отношение светской власти
к Церкви. Указом царя от 1701 г. из церквей изымались колокола, для нужд армии. К маю 1701 г. в Москву было свезено на переплавку огромное количество церковных колоколов (в общей сложности более 90 тыс. пудов). Из колоколов было отлито 100 больших и 143 малых пушек, 12 мортир и 13 гаубиц. Но колокольная медь оказалась непригодной, и оставшиеся колокола остались невостребованными.
Слайд 7
Царь колокол
Особое место среди всех в мире
колоколов, занимает "Царь колокол". В 1730 году императрица Анна Иоанновна приказала
перелить разбитый колокол Григорьева с добавлением металла и довести вес колокола до 10 тысяч пудов. После всех согласований колокол был отлит русскими мастерами Иваном Моториным и его сыном Михаилом Моториным в 1733—1735 годах на Пушечном дворе. Для отливки колокола, помимо нового металла, был использован металл старого разбитого колокола времен Бориса Годунова и Алексея Михайловича. Высота колокола 6 м 14 см, диаметр 6 м 60 см, общий вес 201 т 924 кг (12327 пуда).
Слайд 8
20 мая 1737 года во время Троицкого пожара в Москве загорелась деревянная
постройка над ямой, в которой стоял колокол. В яму
стали падать горящие брёвна. Чтобы колокол не расплавился, сбежавшийся народ стал заливать водой раскалённый металл. В результате быстрого и неравномерного охлаждения колокол дал 11 трещин и от него откололся значительный кусок весом около 700 пудов(11,5 тонн). Поэтому колокол был оставлен в литейной яме, где и находился около 100 лет. По другой старой версии он упал и разбился. 17 августа 1836 года Царь-колокол был поднят из литейной ямы. Установлен в Московском Кремле на постамент, исполненный по проекту Огюста Монферрана. Несколько раз поднимался вопрос о спайке колокола. Но в итоге от этого отказались, так как восстановить нормальное звучание оказалось невозможным. Внутри пьедестала сохраняется язык от неизвестного колокола.
Слайд 9
Устройство колокола
Отличительной чертой русских колоколов является их звучность
и певучесть, что достигается различными средствами, как-то:
Точною пропорцией
меди и олова, нередко с добавлением серебра, т.е.правильным сплавом.
Высотою колокола и его шириною, т. е. правильной пропорцией самого колокола.
Толщиною стен колокола.
Правильным подвешиванием колокола.
Правильным сплавом языка и способом прикрепления его к колоколу; и многим другим.
Слайд 10
В колокольных надписях наиболее часто встречается орфография XVII и XIX веков или
же современные традиции. Надпись на колоколе выполняется заглавными церковнославянскими
буквами без использования знаков препинания..
Украшения колоколов можно разделить на несколько видов:
- горизонтальные пояски и бороздки
- орнаментальные фризы (растительные и геометрические)
- выпуклые литьевые или гравированные надписи, возможно их сочетание
- рельефное исполнение икон Господа, Пресвятой Богородицы, образы Святых и Сил небесных.
Слайд 11
Большинство церковных колоколов было уничтожено. Небольшая часть колоколов,
представлявших художественную ценность, была взята на учет при Наркомпросе,
который распоряжался ими самостоятельно "исходя из государственных нужд". В 1933 г. на секретном заседании ВЦИК был установлен план по заготовке колокольной бронзы. Каждая республика и область получала ежеквартальную разверстку на заготовку колокольной бронзы. В течение нескольких лет, плановым порядком, было уничтожено почти все, что Православная Русь бережно собирала несколько столетий.
После Октябрьского переворота 1917 г., церковные колокола стали особенно ненавистны новой власти. Колокольный звон считали вредным, и к началу 30-х годов все церковные колокола замолчали. По советскому праву все церковные здания, равно и колокола, перешли в распоряжение Местных советов, которые "исходя из государственной и общественной нужды, использовали их по своему усмотрению".
Слайд 12
В настоящее время искусство литья церковных колоколов постепенно
возрождается. По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси
Алексея II, был учрежден фонд "Колокола России", который возрождает древние традиции колокольного искусства. В их мастерских отливаются колокола от 5 кг до 5 тонн. Самым большим за последние годы стал колокол для храма Христа Спасителя в Москве.
Колокола, проделав большой исторический путь, стали для России неотъемлемой частью жизни русского народа. Без них был немыслим ни один православный храм, все события в жизни государства и Церкви освящались звоном колоколов.
Слайд 13
Колокольные звоны
Православный звон
Католический звон
Кариольный звон
На
сегодняшний день в христианском мире существуют три вида колокольного звона,
каждый из которых предъявляет свои требования и к колоколам:
Слайд 16
В его основе лежит исполнение звонарем мелодий по
нотам с использованием набора колоколов, составляющих звукоряд в 2
- 5 полных октав. Звон, как правило, осуществляется клавишным устройством (напоминающим клавиатуру органа). Оно приводит в движение языки или молотки колоколов через механические тяги или электромагнитные приводы. Колокола обычно подтачиваются точно в ноту, при этом стараются убрать лишние обертона и сократить время его звучания до 4 - 5 секунд, иначе это будет мешать исполнению мелодии. Если карильон оснастить автоматическим программным управлением в виде барабана или электромагнитного устройства, то он превращается в куранты. Карильонная музыка не имеет ничего общего с церковным звоном..
Кариольный звон
Слайд 17
Колокола являются одной из необходимых принадлежностей православного храма.
Церковный звон употребляется для того, чтобы:
• созывать верующих к
богослужению.
• выражать торжество Церкви и ее Богослужений.
• возвещать не присутствующим в храме о времени совершения особо важных частей Богослужений.
Православный звон служит не только для целей Богослужения, но и является выражением радости, грусти и торжества народа. Отсюда и появились различные виды колокольного звона.
В церкви различают
4 канонических звона:
благовест
перебор
перезвон
трезвон