Слайд 3
Зарождение крито-микенской культуры связывают с мифом о похищении
могущественным владыкой земли и неба, главным богом Крита Зевсом
финикийской царевны Европы.
Слайд 4
Приняв облик белоснежного быка с золотыми рогами, Зевс
появился на берегу моря, где царевна с подругами собирала
цветы. Он смиренно улегся у ног девы, украсившей его рога венком из роз. Европа села на спину быка и не заметила, как он оказался далеко от берега. Переплыв бушующее море, Зевс поселил пленницу на острове Крит, где Европа родила Миноса — родоначальника критских царей.
Слайд 5
Эпицентром критской (минойской) культуры стал Кносс — город-дворец
Миноса (И тыс. до н. э.).
Слайд 6
Культуру острова Крит и островов Эгейского моря принято
делить на критскую (111 — 11 тыс. до н.
э.) и микенскую (XV —XII вв. до н. э.).
В мифах культура региона Эгейского моря до и после завоевания Крита ахейцами представлена как единая эпоха владычества Миноса и называется также эгейской.
Слайд 7
Лабиринт дворца — многоуровневая архитектура со сложными, запутанными
ходами — и его декор в виде бычьих рогов
отражали миф о соединении бога-быка (символа оплодотворяющей энергии) с богиней плодородия и миф о быке Миноса — Минотавре.
Слайд 8
Воспылав страстью к белому быку, вышедшему из моря,
Пасифая — супруга Миноса соединилась с ним, спрятавшись внутри
полой деревянной коровы, которую сделал для нее прославленный критский архитектор Дедал. Родившегося Минотавра — человека с головой быка — поместили в Лабиринт — сооружение с запутанными переходами, также построенное Дедалом. Туда на съедение чудовищу каждые девять лет привозили семь афинских юношей и девушек, как следствие тяжелой дани, наложенной на Афины Миносом за убийство в этом городе его сына. Когда на Крит прибыл афинский царевич Тезей, дочь Миноса Ариадна влюбилась в него и тайно дала ему острый меч и клубок ниток. Тезей убил Минотавра, положив конец кровавой дани, и по нити, привязанной у входа, нашел обратный путь из Лабиринта.
Слайд 10
Дворец возвышается на горе и как бы вырастает
из нее, располагаясь уступами на разных уровнях с перепадом
в 8-10 м. Выровненная вершина горы образует обширный прямоугольный двор, вытянутый с севера на юг. Некогда он играл роль светового колодца и своего рода легких дворца. В него по периметру выходят фасады парадных построек: тронный зал, главное святилище, бассейн для очищения, зал для культовых игр с быками, сокровищница для хранения ритуальной утвари, сосудов и статуэток богини со змеями.
Слайд 11
возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом.
Самый нижний уровень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной
продукции.
Уровнем ниже находятся жилые комнаты царя и царицы, малый тронный зал, ванная комната. С трех сторон покои царя предваряли колонные портики, и когда открывались многочисленные двери,
возникало единое обширное пространство, напоенное светом и воздухом. Самый нижний уровень дворца занимали мастерские и склады сельскохозяйственной продукции.
Слайд 12
Все эти парадные залы и святилища, ритуальные и
жилые комнаты, широкие веранды и открытые террасы соединяются лестницами
с внезапными спусками и подъемами, запутанными ходами и тупиками. Сохранилась планировка дворца, запутанные переходы, красные колонны, но море ушло и унесло с собой колдовское очарование морского простора.
Слайд 13
Пространство дворца зыбко, неустойчиво, неопределенно. Перемещение по нему
сродни покачиванию на поверхности моря, которое шумит снаружи и
как бы проникает внутрь ласковым бризом и восхитительным орнаментом на стенах (см. цв. вкл., рис. 15). Выпрыгивающие на поверхность дельфины, снующие в разные стороны рыбы, упругий завиток и волнистые линии — основной мотив фресковой живописи в камерных покоях, на террасах, в коридорах. Все пронизано динамикой морской стихии: грозным рокотом набегающих волн, свежим ветром, надувающим паруса кораблей, розоватыми брызгами пен.
Слайд 14
Не менее роскошными были дворцы ахейских владык, но
они отражали иной взгляд на мир- Так, город-дворец Микены
царя Агамемнона (II тыс. до н. э.) расположен на холме и защищен мощными стенами, сложенными из огромных каменных глыб.
Слайд 15
Львиные ворота
. Дорогу к единственным воротам обрамляют
высокие стены, образующие узкий замкнутый проход. Массивная перекладина над
проемом украшена треугольной плитой с рельефом, давшим название воротам — Львиные. На нем застыли львицы,
двух сторон опирающиеся передними лапами на высокий пьедестал с колонной, — отзвук кносского изображения богини плодородия, стоящей на горной вершине с хищниками по сторонам.
Слайд 16
В отличие от кносского микенский дворец имел регулярную
планировку. Все помещения группировались вокруг
мегарбна — большого зала с очагом посередине. Дым уходил через прямоугольное отверстие в кровле, опиравшейся на четыре колонны. Именно такой тип жилища стал прообразом греческого, а затем и римского дома.
Слайд 18
Суровая скупая архитектура обусловила характер декора, в котором
преобладали сюжеты, связанные с борьбой: охота на львов, травля
собаками кабана, воины, седлающие коней для похода, ахейцы в высоких шлемах с копьями и щитами. Сама тематика воплощала осно
ное кредо микенской культуры — торжество физической силы и суровый, воинственный дух ахейцев, часто совершавших грабительские набеги на соседние племена. О том же свидетельствовали погребальные маски, передающие индииидуальные черты суровых и властных ахейских владык, а также отражающие желание возвеличить царя — чувство, незнакомое критянам.
Слайд 19
Динамичная линия уступила место застывшим формам и сухому
орнаменту; в красочной гамме вместо холодноватых серебристых тонов стали
преобладать теплые сочные цвета. Живописность,
подвижность, эфемерность критского искусства сменились жесткостью, статичностью, приземленностью микенского
Слайд 30
Вторжение племен дорийцев на Пелопоннесский полуостров в конце
XII в. до н. э. означало закат крито-микенской (эгейской)
цивилизации. Но именно эта богатая и своеобразная цивилизация задолго до появления греков в Восточном Средиземноморье подготовила почву, на которой вырос благоуханный и редкостный цветок всей античной культуры. Эгейская культура стала истоком греческой, воспринявшей религиозно-мифологические представления крито-микенской эпохи и доведшей их до совершенства.