Слайд 2
Повседневный быт крестьян и жителей небольших
городов в первые годы ХХ в. не претерпел больших
изменений. Зато в крупных промышленных центрах жизнь координально изменилась.
Слайд 3
На центральных улицах выросли банки,
правления пароходных и железнодорожных товариществ, акционерных компаний, дорогие магазины.
С ними соседствовали особняки и доходные дома.
Слайд 4
В повседневный быт крупных городов входило
электричество. В квартирах загорелись электрические люстры и бра, в
многоэтажных домах появились электрические лифты (в Москве первый лифт был оборудован в 1901 г.). Широко распространилась телефонная связь.
Слайд 5
В начале ХХ в. на
улицах появились первые автомобили. В 1901 г. городская дума
Петербурга приняла «Правила уличного движения». Большинство горожан предпочитало извозчиков.
Слайд 6
Город начала ХХ в. был полон
социальных контрастов. Окраины резко отличались от центральных улиц: в
их застройке преобладали фабричные корпуса, бараки и одноэтажные домишки городской бедноты.
Слайд 7
Благоустройство города во многом зависело
от благотворительности. Особенно щедро тратили средства на городские нужды
богатые московские купцы: Алексеевы, Бахрушины, Морозовы, Солодовниковы, Шелапутины и многие другие.
С.Т .Морозов
А.А. Бахрушин
Н.А. Алексеев
Слайд 8
Согласно переписи 1897 г. лишь 22,3%
российских подданных старше 8 лет были грамотными. 94% российских
начальных школ были одноклассными, а срок обучения составлял 1-3 года. Лишь в 1900 г. Министерство просвещения установило единый срок обучения в начальной школе — 3 года, а в 1910 г., уступая давлению земства, увеличило его до 4-х лет. Но начальное обучение так и не стало обязательным, хотя правительство представляло во Вторую Государственную думу проект закона «О всеобщем начальном обучении в Российской империи».
Слайд 10
В начале ХХ в. в России
появился всего один новый университет — Саратовский, открытый в
1909 г. В 1915 г.
на основе эвакуированных Варшавского и Дерптского были образованы Ростовский и Воронежский университеты.
Слайд 11
Забота российской интеллигенции о преодолении культурной
отсталости народа подтолкнула ее к созданию сети специальных просветительных
заведений для взрослых: народных домов с читальнями, библиотеками и театральными залами, воскресных школ и рабочих курсов.
Слайд 12
Московский Городской народный университет имени А.Л.Шанявского
Самым
известным среди них был Московский городской народный университет, открытый
на средства А.Л. Шанявского. В университете преподавали известные ученые. Поступить туда мог любой человек старше 16 лет, учеба была бесплатной. На научно-популярном отделении давали знания в объеме гимназии, на академическом - в объеме университета.
Слайд 13
Флорентий Федорович
Павленков
Иван Дмитриевич
Сытин
В 1899 г.
Ф.Ф. Павленков выпустил 40-томную «Научно-популярную библиотеку по естествознанию». До
1917 г. она выдержала 40 переизданий. Крупнейшим издателем литературы для народа стал И.Д. Сытин.
Слайд 14
Владимир Иванович
Вернадский
Иван Петрович
Павлов
П.Н. Лебедев экспериментально доказал
возможность измерения давления света. В.И. Вернадский заложил основы биохимии,
биогеохимии и радиогеологии.
В начале ХХ в. два русских ученых были удостоены Нобелевской премии: И.П. Павлов — за изучение высшей нервной деятельности и И.И. Мечников — за исследования в области иммунологии.
Слайд 15
Илья Ильич
Мечников
Константин Эдуардович
Циолковский
И.И. Сикорский в 1911
г. разработал и сконструировал первый в мире вертолет, а
в 1913 г. — первый многомоторный самолет «Русский витязь». Работы К.Э. Циолковского о движении ракет заложили теоретические основы космических полетов.
Слайд 16
Ледокол «Ермак»
В 1899 г. вышел в
плавание первый российский ледокол «Ермак». Благодаря использованию ледоколов в
1913 г. удалось исследовать и нанести на карту архипелаг Новая Земля. В 1912 г. Г.Я. Седов предпринял экспедицию к Северному полюсу, но погиб при попытке достичь цели на собачьих упряжках.
Слайд 17
П.Н. Милюков
М.Н. Покровский
Глубокие исследования
вели ученые-гуманитарии. П.Н. Милюков в «Очерках по истории русской
культуры» сформулировал «теорию контраста» между российским и европейским историческим процессом.
Историк-большевик М.Н. Покровский в своем труде «Русская история», сделал попытку пересмотреть накопленный предшествующей наукой материал с марксистской точки зрения, обосновывая любые исторические явления экономическими причинами.
Слайд 18
Иван Алексеевич
Бунин
Александр Иванович
Куприн
В русской
литературе на рубеже XIX-ХХ вв. взаимомодействовали несколько различных тенденций.
Творчество писателей-реалистов, как и прежде, было направлено на бичевание общественных пороков. Продолжали работать Л.Н. Толстой, А.П. Чехов, В.Г. Короленко. В 1890-х гг. начался творческий путь А.И. Куприна и И.А. Бунина.
Слайд 19
Начиная с 1890-х гг. Л.Н. Толстой
все больше задавался философскими вопросами. Отрицая официальную церковь, писатель
призывал вернуться к первоначальному учению Христа, понимая его как любовь к человеку, всепрощение и непротивление злу насилием. Призыв Толстого к опрощению и нравственному очищению физическим трудом получил широкое распространение
в среде интеллигенции. Возникло движение его последователей - толстовцев.
Слайд 20
Особое место в литературе занял М.
Горький. «В русской литературе явился какой-то самовольный писатель, самоучка,
не интеллигент, не земец, даже не разночинец. ...За его рассказами стояла легенда о его жизни... Этот человек с простым лицом рабочего и в простой блузе не напоминал никого из русских писателей», - писал впоследствии литературовед
Б.М. Эйхенбаум.
Слайд 21
Константин
Бальмонт
На рубеже XIX и ХХ вв. безоговорочное
прежде господство реализма в русской литературе и искусстве сменилось
сочетанием множества новых стилей. Эту эпоху Н.А. Бердяев назвал Серебряным веком русской культуры. Одним из ведущих художественных направлений стал символизм.
Слайд 22
Владимир Владимирович
Маяковский
Велимир
Хлебников
Примерно в это же
время заявило о себе другое поэтическое направление - футуризм.
Его приверженцы- Д.Д. Бурлюк, В.В. Маяковский, А.Е. Крученых, В.В. Хлебников - выступали за создание абсолютно нового «искусства будущего», отвергали культурное наследие прошлого, требовали «сбросить Пушкина, Достоевского, Толстого с парохода современности».
Слайд 23
Константин Сергеевич
Станиславский
Владимир Иванович
Немирович-Данченко
В театральном искусстве
рубежа XIX-XX вв. позиции реализма укрепились. Новая эпоха в
истории русского драматического театра началась с создания К.С. Станиславским и В.И. Немировичем-Данченко Московского художественного театра.
Слайд 24
Портрет
Всеволода
Эмильевича
Мейерхольда.
Худ. Б.Д. Григорьев
Вера
Фёдоровна
Комиссаржевская
Особую театральную эстетику
развивал В.Э. Мейерхольд, ставший в 1906 г. главным режиссером
театра В.Ф. Комиссаржевской. Он начинал как ученик Станиславского и Немировича-Данченко, но вскоре предпочел реализму символистскую условность и практически полный отказ от декораций.
Слайд 25
Вера Холодная
Иван Мозжухин
В 1896 г.
жители Петербурга впервые смогли увидеть кинофильм, снятый основоположниками кино
французскими фотографами братьями Люмьер. Первый кинотеатр («синематограф») открылся на Невском проспекте в
1907 г., а в 1908 г. выход фильма «Стенька Разин»
положил начало отечественному кинематографу.
Слайд 26
А.Н. Бенуа. Летний сад при Петре Великом. 1902
г.
В конце XIX
— начале ХХ вв. в изобразительном искусстве, как и в литературе, на смену безраздельному господству реализма пришло многообразие художественных школ и направлений. Продолжало действовать Товарищество передвижных выставок, творили И.Е. Репин, В.И. Суриков, В.М. Васнецов, В.В. Верещагин. Но в целом эпоха передвижничества отступала в прошлое.
В 1898 г. группа художников и критиков объединилась в общество «Мир искусства», издававшее одноименный журнал (до 1904 г.). Организаторами «Мира искусства» стали художники А.Н. Бенуа, К.А. Сомов, Л.С. Бакст, Е.Е. Лансере, М.В. Добужинский и другие.
Слайд 27
М.А. Врубель. Демон сидящий
Мирискусники отвергали
как салонное академическое искусство, так и социальную заостренность творчества
передвижников, тяготея к наследию французского классицизма и русского XVIII в. Они заново «открыли» для публики Рокотова, Левицкого, Кипренского, Венецианова. Творчество мирискусников было чрезвычайно разнообразно: книжная графика и архитектура, театральные костюмы и декорации, портрет и натюрморт, пейзаж и историческая картина. Идеолог передвижничества критик В.В. Стасов называл творчество мирискусников декадентским, т.е. упадочническим.
Слайд 28
Декорация Рериха к балету Стравинского «Весна священная»
В середине 1900-х гг. Дягилев создал собственный
музыкальный театр, в постановках которого огромная роль принадлежала авторам костюмов и декораций. В мае 1908 г. премьерой оперы М.П. Мусоргского «Борис Годунов» с Ф.И. Шаляпиным в главной роли открылись «Русские сезоны» в Париже. Особый успех «Русским сезонам» принесли балетные постановки. Дягилев стал, по существу,
создателем современного балета, который он
рассматривал как «движущуюся живопись».
Слайд 29
Лентулов А.В.
«Собор
Василия
Блаженного»
1913 г.
В начале
ХХ в. зарождается искусство русского авангарда. В 1910 г.
было основано общество «Бубновый валет». В его выставках принимали участие П.П. Кончаловский, А.В. Лентулов, И.И. Машков, Р.Р. Фальк, М.З. Шагал. В своем творчестве они отвергали реализм, ориентируясь на новейшее западное, особенно французское, искусство. Нередко художники «Бубнового валета» старались подчеркнуть выразительность нарочитым искажением формы. Лентулов первым среди русских художников стал работать в манере кубизма.
Слайд 30
Особняк С.П. Рябушинского на ул. Малой Никитской в
Москве.
Арх. Ф.О. Шехтель
На рубеже XIX-ХХ вв. на смену
господству эклектики и русского стиля пришло преобладание мдерна. Для зданий, построенных в этом стиле, характерны богатое декоративное убранство, включающее скульптуру и мозаичные панно, изломанность линий, свободное построение плана здания и сложные объемы, необычный рисунок оконных переплетов и балконных решеток, применение различных конструктивных материалов: камня и железобетона, керамики,
стекла и металла. Модерн широко использовал
стилизацию на темы готики, классицизма, ампира,
античного искусства, древнерусского зодчества.
Слайд 31
Гостиница «Метрополь». Арх. В. Валькот. Фрагмент фасада
Слайд 32
Дом товарищества «Мюр и Мерилиз». Арх. Р.И. Клейн
Слайд 33
Особняк М.Ф. Кшесинской.Архитектор А.И. фон Гоген