Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русская культура конца XV – XVI вв

Содержание

Общие условия развития культурыВ чем состояли условия развития русской культуры в XVI в. по сравнению с более ранними эпохами?В XVI в. русская культура развивалась в едином государстве, главной задачей которого была централизация.Решающее значение для развития
Русская культура  конца XV – XVI вв. Общие условия развития культурыВ чем состояли условия развития русской культуры  в Особенности культуры  конца XV – XVI вв.Постепенное слияние традиций местных художественных Максим Грек (Михаил Триволис)(1475-1556) - публицист, писатель, переводчик, филолог.Монарх, по его мнению, Литература. Основные идеи. Величие великокняжеской и царской властиМесто России в мировой историиОтношения ЛитератураВ Средние века люди читали исключительно религиозные книги:  труды святых отцов, ЛитератураПопулярный в XVI в. жанр  – воинская повесть.О взятии Казани рассказывает ПисьменностьВ XVI в., как и прежде,  книги писали гусиным пером, используя Начало книгопечатанияКаждая рукописная книга была произведением искусства.Книги стоили целое состояние.Но главный недостаток Начало книгопечатания.Каким образом можно было преодолеть различия в книгах?Добиться унификации книг можно «Апостол» 1564 г.Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий. Начало книгопечатанияВ 1563 г. на средства казны в Москве была основана новая Начало книгопечатанияВскоре после издания «Часослова»  Иван Федоров  и Петр Мстиславец Начало книгопечатанияПосле отъезда  Ивана Федорова книгопечатание в Москве продолжалось.В 1568 г. АрхитектураВ архитектуре XVI в.  как никогда раньше проявилось стремление ввысь, к Церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. (шатровый стиль) АрхитектураЦерковь Вознесения в Коломенском – шатровый бесстолпный храм высотой 58 м. Почти АрхитектураНеподалеку от Коломенского,  за оврагом, в селе Дьякове,  в 1547 Покровский собор (храм Василия Блаженного.) 1554-1561 гг. Архитекторы Барма и Постник АрхитектураСобор Покрова что на Рву  был построен в честь взятия Казани АрхитектураПервоначально собор был белым, купола были покрыты  побеленным железом.Нынешний пестрый («восточный») В 1530-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города защищавшего центральную АрхитектураВ 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь ) возвел укрепления АрхитектураВ 1596–1600 гг.  Федор Конь  построил  укрепления Смоленска: 6,5 Новодевичий монастырь  XVI – XVII вв. Троице-Сергиева Лавра. Успенский собор. АрхитектураУспенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен  в 1559–1588 г. на вклад Троице-Сергиева Лавра АрхитектураВ XVI в. сооружались  не только храмы, но и крепостные укрепления.В Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложностиЕе сковывает жесткий канон – ЖивописьМонументальное искусство XVI в. представлено, в частности, фресками Благовещенского собора  Московского ЖивописьВо второй половине XVI в.  в иконографии становится популярен мотив Страшного Прикладное искусствоВ XVI в. получило новое развитие оружейное дело.  Русские мастера  1. Кто был помощником И. Федорова?  2. Кто является автором памятника И. Федорову в Москве? 13 Кто вступил в переписку с Иваном Грозным о сути власти государя?3Что такое Великие Четьи Минеи?1 Как называлась книга, которая была руководством по поведению в семье и обществе, Какой новый стиль в русской архитектуре появился в 16 веке? 1`Чему было посвящено Молодцы! Прикладное искусство.  Панагия двустворчатая. Прикладное искусствоВысокого мастерства достигло в XVI в. художественное шитье, особенно изготовление церковных Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие Спас Вседержитель. Двенадцать апостолов Саккос из алтабаса Книжная миниатюра Ковш Потир Парадный булатный шлем Церковная музыка
Слайды презентации

Слайд 2 Общие условия развития культуры
В чем состояли условия развития

Общие условия развития культурыВ чем состояли условия развития русской культуры в

русской культуры в XVI в. по сравнению с более

ранними эпохами?
В XVI в. русская культура развивалась в едином государстве, главной задачей которого была централизация.
Решающее значение для развития культуры имел единый государственный центр – Москва.
Здесь использовались культурные достижения других районов страны.
Государственная власть значительно усилилась и во второй половине XVI в. приобрела откровенно деспотический характер.
Церковь все сильнее подчинялась светской власти.

Слайд 3 Особенности культуры конца XV – XVI вв.
Постепенное слияние

Особенности культуры конца XV – XVI вв.Постепенное слияние традиций местных художественных

традиций местных художественных школ и формирование общерусской культуры
Процесс обмирщения

культуры
Подчинена задачам укрепления государства

Слайд 4 Максим Грек (Михаил Триволис)
(1475-1556) - публицист, писатель, переводчик,

Максим Грек (Михаил Триволис)(1475-1556) - публицист, писатель, переводчик, филолог.Монарх, по его

филолог.
Монарх, по его мнению, должен руководствоваться в своей деятельности

нормами христианской морали.

Слайд 5 Литература. Основные идеи.
Величие великокняжеской и царской власти
Место России

Литература. Основные идеи. Величие великокняжеской и царской властиМесто России в мировой

в мировой истории
Отношения государства и светской власти, характер самодержавной

власти

Слайд 7 Литература
В Средние века люди читали исключительно религиозные книги:

ЛитератураВ Средние века люди читали исключительно религиозные книги: труды святых отцов,

труды святых отцов, поучения, жития святых.
В 1542 г. в

Новгороде по повелению архиепископа Макария (с 1542 г. митрополит) началось составление Великих Четьих-Миней.

Четьи-минеи. XVI в.

Минеи – книги, предназначенные для церковной службы или чтения в течение определенного месяца.
Четьи – то есть предназначенные не для богослужения, а исключительно для чтения.


Слайд 8 Литература
Популярный в XVI в. жанр – воинская повесть.
О

ЛитератураПопулярный в XVI в. жанр – воинская повесть.О взятии Казани рассказывает

взятии Казани рассказывает «Сказание вкратце от начала царства Казанского».
Автор

идеализирует Ивана IV:
«Быть велми премудр, и храбр, и усерд, и крепко силен телом, и легок ногами аки пардус, и подобен во всем деду своему».
Русские воины «вси на Казань дыхающе дерзостию брани и гневом, аки огонь».

«Сказание вкратце от начала царства Казанского».
Сокращенное название – «Казанская история».
Список XVI в.


Слайд 9 Письменность
В XVI в., как и прежде, книги писали

ПисьменностьВ XVI в., как и прежде, книги писали гусиным пером, используя

гусиным пером, используя чернила и киноварь, а также растворенное

золото и серебро для украшения текстов.
Но если раньше книги писали преимущественно на пергамене, то в XVI в. – в основном на бумаге (итальянской, французской и немецкой).

Евангелие рукописное XVI в. Полуустав.
Мордовский краеведческий музей, Саранск.


Слайд 10 Начало книгопечатания
Каждая рукописная книга была произведением искусства.
Книги стоили

Начало книгопечатанияКаждая рукописная книга была произведением искусства.Книги стоили целое состояние.Но главный

целое состояние.
Но главный недостаток рукописных книг был не в

этом.


Как вы думаете, будут ли полностью идентичны три экземпляра рукописного Евангелия?
Нет, не будут: каждый из них изготовлялся вручную, почерк писца мог отличаться, но главное – в тексте появлялись ошибки, которых было тем больше, чем более срочной была работа.
В обычной книге для чтения ошибки – не беда, но в богослужебной – кощунство.
К тому же в разных частях страны накопились разные ошибки в священных текстах.

?


Слайд 11 Начало книгопечатания
.

Каким образом можно было преодолеть различия в

Начало книгопечатания.Каким образом можно было преодолеть различия в книгах?Добиться унификации книг

книгах?
Добиться унификации книг можно было только путем введения книгопечатания.


Первая типография была создана в Москве по инициативе Ивана IV и митрополита Макария в 1553 г.


Какое важное для жизни церкви и страны мероприятие осуществил Макарий незадолго до этого?
Стоглавый собор 1551 г., на котором был установлен единый канон иконописания, а все местночтимые святые объявлены общечтимыми.

?

?


Слайд 12 «Апостол» 1564 г.
Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем

«Апостол» 1564 г.Отпечатанная Иваном Федоровым и Петром Мстиславцем первая датированная книга стала образцом для последующих изданий.

первая датированная книга стала образцом для последующих изданий.


Слайд 13 Начало книгопечатания
В 1563 г. на средства казны в

Начало книгопечатанияВ 1563 г. на средства казны в Москве была основана

Москве была основана новая типография. Во главе ее встал

дьякон одной из кремлевских церквей Иван Фёдоров, скорее всего, уроженец Белоруссии или Южной Польши, учившийся в Краковском университете. Его помощником был Пётр Мстиславец.
В 1564 г. был отпечатан «Апостол», в 1565 г. – «Часословец».
Издания Ивана Фёдорова отличались высочайшим уровнем полиграфии.
В настоящее время в мире известны около 70 экз. «Апостола» 1564 г. Треть из них – в России.

«Апостол» Ивана Федорова. Москва, 1564 г.


Слайд 14 Начало книгопечатания
Вскоре после издания «Часослова» Иван Федоров и

Начало книгопечатанияВскоре после издания «Часослова» Иван Федоров и Петр Мстиславец перебрались

Петр Мстиславец перебрались в Литву, а затем во Львов.
По

одной версии причиной его отъезда из Москвы стал поджог, устроенный переписчиками, по другой – обвинение в ереси, вызванное тем, что первопечатник вносил в тексты изменения, заменяя старославянские слова русскими.

Букварь, изданный Иваном Федоровым во Львове в 1574 г.

?

Как Иван Федоров оказался во Львове?


Слайд 15 Начало книгопечатания
После отъезда Ивана Федорова книгопечатание в Москве

Начало книгопечатанияПосле отъезда Ивана Федорова книгопечатание в Москве продолжалось.В 1568 г.

продолжалось.
В 1568 г. Невежа Тимофеев и Никифор Тарасиев напечатали «Псалтырь».
В

70-х гг. XVI в. Тимофеев руководил типографией в Александровой слободе.
Всего в XVI в. русские печатники издали ок. 20 книг.
Тираж «Апостола» 1597 г. достиг 1500 экземпляров.

Псалтырь. Москва, 1568 г.
Издание Невежи Тимофеева и Никифора Тарасиева.


Слайд 16 Архитектура
В архитектуре XVI в. как никогда раньше проявилось

АрхитектураВ архитектуре XVI в. как никогда раньше проявилось стремление ввысь, к

стремление ввысь, к вертикали.
Самым ярким его выражением стала первый

на Руси каменный шатровый храм – церковь Вознесения в Коломенском, построенная в 1532 г.
В одном летописном сообщении говорилось, что шатровые церкви строили «на деревянное дело», т.е. по образцу традиционных деревянных шатровых храмов.
Декоративность храму придавало сочетание красного и белого цветов.

Церковь Вознесения в Коломенском.


Слайд 17 Церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. (шатровый

Церковь Вознесения в селе Коломенском 1532 г. (шатровый стиль)

стиль)


Слайд 18 Архитектура
Церковь Вознесения в Коломенском – шатровый бесстолпный храм

АрхитектураЦерковь Вознесения в Коломенском – шатровый бесстолпный храм высотой 58 м.

высотой 58 м. Почти половина высоты храма – восьмигранный шатер.

Здание не имеет алтарных апсид, благодаря чему зрительно полностью подчинено осевому движению по вертикали.
Внутри храм невелик, т.к. сложная задача поддержания каменного шатра решена за счет утолщения стен в нижней части здания (2/3 площади).

Церковь Вознесения в Коломенском.


Слайд 22 Архитектура
Неподалеку от Коломенского, за оврагом, в селе Дьякове,

АрхитектураНеподалеку от Коломенского, за оврагом, в селе Дьякове, в 1547 г.

в 1547 г. по приказу Ивана IV был построен

храм Усекновения главы Иоанна Предтечи.
Вокруг центрального столпа, имеющего вид многоярусной башни, расположены четыре восьмигранных придела.
Так традиционное пятиглавие сочетается здесь с приемами башенного, столпообразного и шатрового зодчества.
Звонница напоминает о псковском зодчестве.

Церковь Усекновения главы Иоанна Предтечи в Дьякове.


Слайд 23 Покровский собор (храм Василия Блаженного.) 1554-1561 гг. Архитекторы

Покровский собор (храм Василия Блаженного.) 1554-1561 гг. Архитекторы Барма и Постник

Барма и Постник


Слайд 24 Архитектура
Собор Покрова что на Рву был построен в

АрхитектураСобор Покрова что на Рву был построен в честь взятия Казани

честь взятия Казани в 1555–1561 гг.
Зодчие – Барма и

Постник Яковлев.
(По другой версии, один человек – псковский мастер Постник Яковлев по прозвищу Барма).
Храм девятиглавый, вокруг шатра расположены восемь приделов: четыре больших расположены по концам креста, еще четыре меньших – по диагоноальному кресту.
Собор как бы объединяет в единое целое девять церквей.

Храм Покрова что на Рву.
(Собор Василия Блаженного).


Слайд 25 Архитектура
Первоначально собор был белым, купола были покрыты побеленным

АрхитектураПервоначально собор был белым, купола были покрыты побеленным железом.Нынешний пестрый («восточный»)

железом.
Нынешний пестрый («восточный») облик храм приобрел в XVII в.,

тогда же изменилось покрытие глав. Ныне ни один из десяти куполов (над шатром, восемью приделами и колокольней) не повторяет другой.
В 1588 г. пристроен придел в честь Василия Блаженного (1460–1552), давший храму обиходное название.
Колокольня пристроена в 1670-х гг.

Храм Покрова что на Рву.
(Собор Василия Блаженного).


Слайд 27 В 1530-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо

В 1530-х гг. к Кремлю было пристроено полукольцо укреплений Китай-города защищавшего

укреплений Китай-города защищавшего центральную часть посада.
В конце XVI

в. архитектор Федор Конь возвел кольцо укреплений Белого города, заключившее в себя почти всю тогдашнюю Москву.
Им же был построен и мощный кремль в Смоленске.

Слайд 28 Архитектура
В 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь

АрхитектураВ 1585–1593 г. знаменитый мастер Федор Савельев (Конь ) возвел укрепления

) возвел укрепления Белого города: 9 км стен,

29 башен, 11 проездных ворот.
Белокаменные стены были обложены кирпичом и оштукатурены.


Мясницкие ворота Белого города.
Худ. А.М. Васнецов.


Слайд 29 Архитектура
В 1596–1600 гг. Федор Конь построил укрепления Смоленска: 6,5

АрхитектураВ 1596–1600 гг. Федор Конь построил укрепления Смоленска: 6,5 км стен,

км стен, 38 башен на расстоянии 150–160 м друг от

друга.
Современники считали крепость неприступной.
В 1609–1611 гг. Смоленск более двух лет отбивал атаки польских войск, а в последний раз крепость оборонялась против штурма в 1812 г.

Смоленский Кремль. Угловая башня.
Арх. Федор Конь.


Слайд 30 Новодевичий монастырь XVI – XVII вв.

Новодевичий монастырь XVI – XVII вв.

Слайд 31 Троице-Сергиева Лавра. Успенский собор.

Троице-Сергиева Лавра. Успенский собор.

Слайд 32 Архитектура
Успенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен в 1559–1588

АрхитектураУспенский собор Троице-Сергиева монастыря был построен в 1559–1588 г. на вклад

г. на вклад Ивана IV.
Также явно подражает ставшему каноническим

Успенскому собору Московского Кремля, но отличается от него тяжеловесной массивностью.

Отделка собора совершалась при Федоре Ивановиче.

Успенский собор Троице-Сергиевого монастыря.


Слайд 33 Троице-Сергиева Лавра

Троице-Сергиева Лавра

Слайд 34 Архитектура
В XVI в. сооружались не только храмы, но

АрхитектураВ XVI в. сооружались не только храмы, но и крепостные укрепления.В

и крепостные укрепления.
В 1535–1538 гг., при Елене Глинской были

выстроены укрепления Китай-города: 2,6 км, 12 башен.

Спасские (Водяные) ворота Китай-города. Худ. А.М. Васнецов.

Схема Китайгородской стены.
Название происходит от «киты» – связки жердей, использовавшихся при строительстве.


Слайд 35 Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложности
Ее

Иконопись в XVI в. испытывает все большие сложностиЕе сковывает жесткий канон

сковывает жесткий канон – образец, за рамки которого иконописцу

выходить запрещалось.
Мастера – Прокопий Чирин,
братья Савины – стремились проявить себя в технике живописи, изобразить утонченную красоту фигур, одежды.
Это направление получило название строгановской школы, по имени купцов Строгановых, способствовавших его развитию своими заказами.
 


Слайд 36 Живопись
Монументальное искусство XVI в. представлено, в частности, фресками

ЖивописьМонументальное искусство XVI в. представлено, в частности, фресками Благовещенского собора Московского

Благовещенского собора Московского Кремля.
Стенопись собора выполнена в середине XVI

в., после московского пожара 1547 г.
Расположение композиций, особенно евангельского цикла, рисунок, передача ритма, фон, колорит – все это связывает фрески Благовещенского собора с живописью начала XVI в., с эпохой Дионисия.

Апокалипсис. Снятие пятой печати.
Фреска южной стены Благовещенского собора Московского Кремля.


Слайд 37 Живопись
Во второй половине XVI в. в иконографии становится

ЖивописьВо второй половине XVI в. в иконографии становится популярен мотив Страшного

популярен мотив Страшного Суда.
Во втором пришествии Христос будет судить

живых и мертвых, причем праведные будут удостоены райского блаженства, а грешные окончательно ввергнуты в ад.


Страшный Суд.
Вторая половина XVI в.
Из собрания А.В. Морозова. ГТГ.


Слайд 38 Прикладное искусство
В XVI в. получило новое развитие оружейное

Прикладное искусствоВ XVI в. получило новое развитие оружейное дело. Русские мастера

дело. Русские мастера научились отливать огромные пушки («затинные пищали»).

Им давали имена: Лев, Медведь, Онагр…
В 1586 г. пушечный мастер Андрей Чохов отлил Царь-пушку весом 40 т, с каналом ствола 89 см!
Пушку украшал львиная голова и богатый орнамент, а также фигура царя Федора на коне.

Царь-пушка.
Мастер А. Чохов.

Вопреки известному заблуждению Царь-пушка могла стрелять!


Слайд 39  
1. Кто был помощником И. Федорова?
 
 
2. Кто является

 1. Кто был помощником И. Федорова?  2. Кто является автором памятника И. Федорову в Москве? 13

автором памятника И. Федорову в Москве?
1
3


Слайд 40 Кто вступил в переписку с Иваном Грозным о

Кто вступил в переписку с Иваном Грозным о сути власти государя?3Что такое Великие Четьи Минеи?1

сути власти государя?
3
Что такое Великие Четьи Минеи?
1


Слайд 41 Как называлась книга, которая была руководством по поведению

Как называлась книга, которая была руководством по поведению в семье и

в семье и обществе, появившаяся в 16 веке?
3
Соотнесите авторов

и их произведения

1Г    2В    3 Б   4 Д 
 


Слайд 42 Какой новый стиль в русской архитектуре появился в

Какой новый стиль в русской архитектуре появился в 16 веке? 1`Чему было

16 веке?
 
1`
Чему было посвящено возведение Покровского собора на Красной

площади?
 

4


Слайд 43
Молодцы!

Молодцы!

Слайд 44 Прикладное искусство. Панагия двустворчатая.

Прикладное искусство. Панагия двустворчатая.

Слайд 45 Прикладное искусство
Высокого мастерства достигло в XVI в. художественное

Прикладное искусствоВысокого мастерства достигло в XVI в. художественное шитье, особенно изготовление

шитье, особенно изготовление церковных облачений.
Мастера искусно подбирали цвета, создавали

сложные орнаменты и композиции.
К концу XVI в. шитье стали украшать драгоценными камнями.

Оплечье фелони. Фрагмент.
Вклад кн. П. Щенятева в Троице-Сергиев монастырь.


Слайд 46 Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Преподобные Зосима и Савватий Соловецкие

Слайд 47 Спас Вседержитель. Двенадцать апостолов

Спас Вседержитель. Двенадцать апостолов

Слайд 48 Саккос из алтабаса

Саккос из алтабаса

Слайд 49 Книжная миниатюра

Книжная миниатюра

Слайд 50 Ковш

Ковш

Слайд 51 Потир

Потир

Слайд 52 Парадный булатный шлем

Парадный булатный шлем

  • Имя файла: russkaya-kultura-kontsa-xv-–-xvi-vv.pptx
  • Количество просмотров: 125
  • Количество скачиваний: 0