Что такое findslide.org?

FindSlide.org - это сайт презентаций, докладов, шаблонов в формате PowerPoint.


Для правообладателей

Обратная связь

Email: Нажмите что бы посмотреть 

Яндекс.Метрика

Презентация на тему Русская культура XIII–XV вв

Содержание

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.2-й этап – середина XIV в. – середина XV в.Характеризуется хозяйственным подъемом, укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение.Осознается единство русской земли.Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры.Складываются противостоящие
Русская культура XIII–XV вв.Л.А. Кацва, 2010 Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.2-й этап – середина XIV в. Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.1-й этап – От Батыева нашествия Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.3-й этап – вторая половина XV ГрамотностьГрамотными на Руси были священники и горожане.Подтверждением широкого распространения грамотности среди горожан ГрамотностьПисали на Руси не только на берестяных грамотах,  но и на ПисьменностьВажнейшими центрами письменности являлись монастыри  и княжеские канцелярии.  Во многих ПисьменностьМанера письма в XIV в. изменилась: на смену древнему уставу  пришел ПисьменностьЛисты бумаги склеивали  в виде свитков (столбцов)  или складывали в ПисьменностьРукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами.В XIII–XIV вв. часто использовался «чудовищный» ЛитератураОсновная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть.Литературные повести той эпохи ЛитератураНа рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва.Крупнейшие произведения: ЛитератураВо второй половине XV в.  стал распространяться жанр  сюжетной повести.В Литература«Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря,  в одиночку спасающего АрхитектураРусское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия.Когда на Руси после АрхитектураНовгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений или АрхитектураНовгородские зодчие перешли от позакомарного перекрытия  к трехлопастному, а затем – АрхитектураЕще более обилен декор церкви Спаса на Ильине улице.В дальнейшем такой обильный АрхитектураСамая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева нашествия – Спасо-Преображенский собор АрхитектураКаменное строительство  в Москве началось в связи  с ее превращением АрхитектураДревнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье.Успенский собор «на Городке» АрхитектураВ том же стиле построены Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде (1405 АрхитектураВ 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря – древнейшее АрхитектураНовый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда в АрхитектураАристотель Фиораванти, приступая  к строительству, ознакомился  с традициями русского зодчества АрхитектураВладимирский Успенский собор  был белокаменным, московский – кирпичным,  причем стены Архитектура«Бысть же та церковь чюдна вельми величеством,  и высотою, и светлостию, АрхитектураВ 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля взамен АрхитектураВ 1489 г. псковские мастера построили в Кремле Благовещенский собор – домовую АрхитектураВ 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема иностранных АрхитектураВ 1505–1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый выстроил Архангельский собор – усыпальницу ЖивописьВ XIV в. сложилась новгородская школа иконописи.Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры, обилие ЖивописьКрупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек.Живопись Феофана ЖивописьВ Москве Феофан расписал Архангельский и  Благовещенский соборы,  церковь Рождества ЖивописьИоанн Предтеча.Деталь иконы  Деисусного ряда Благовещенского собора. Феофан Грек. 1405 г.Богоматерь.Деталь ЖивописьВеличайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430), инок Троице-Сергиева, ЖивописьВ 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собораОн также написал для ЖивописьСамая знаменитая икона Рублёва – Троица Ветхозаветная.Каков сюжет этой иконы?В христианской традиции ЖивописьПоследний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий (ок. ЖивописьФрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились почти полностью и Источники иллюстрацийСлайд №5. http://world.clow.ru/text/1800.htmСлайд №6. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13035&pg=6Слайд №7. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1333455Слайд №8. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-4041.htmСлайд №9. http://www.museum.ru/mscreg/r1_publ.htmСлайд Источники иллюстрацийСлайд №20. http://www.old.gogol.ru/enciklopediya-russkoi-kultury/arhitektura/pics/mk/1.jpgСлайд №21. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87Слайд №22. http://vmx.yourcmc.ru/s/photov2/preview/929.jpgСлайд №22. http://vmx.yourcmc.ru/s/photov2/preview/929.jpg; http://quarks.inr.ac.ru/2008/site.htmlСлайд №23. Источники иллюстрацийСлайд №32. http://www.cirota.ru/forum/images/65/65489.jpegСлайд №32. http://www.cirota.ru/forum/images/65/65489.jpeg; http://www.smirnova.net/images/stories/storyart/002/0001.jpgСлайд №33. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/854017Слайд №34. http://www.rodon.org/art-071004200928Слайд №35.
Слайды презентации

Слайд 2 Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.
2-й этап –

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.2-й этап – середина XIV

середина XIV в. – середина XV в.
Характеризуется хозяйственным подъемом,

укреплением княжеской государственности, появлением новых политических центров, борьбой за объединение.
Осознается единство русской земли.
Постепенно преодолевается замкнутость русской культуры.
Складываются противостоящие друг другу московское и тверское летописание.
Появляется цикл литературных памятников, связанных с Куликовской битвой.
Достигает расцвета новгородское зодчество.
Создаются шедевры фресковой живописи и иконописи – произведения Феофана Грека и Андрея Рублева.

Слайд 3 Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.
1-й этап –

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.1-й этап – От Батыева

От Батыева нашествия до середины XIV в.
Характеризуется глубоким упадком

материальной и духовной культуры, разрывом культурных связей Руси с другими странами, особенно европейскими, падением культурной роли старых центров: Киева, Чернигова, Ростова, Суздаля, Владимира. Сохраняют ведущее культурное значение лишь Новгород и Псков.
В конце периода наблюдаются первые признаки возрождения.
Возобновляется каменное строительство, появляются новые центры летописания: Москва и Тверь.

Слайд 4 Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.
3-й этап –

Этапы развития русской культуры в XIII–XV вв.3-й этап – вторая половина

вторая половина XV в. – начало XVI в.
Характеризуется объединением

русских земель в единое государство, слиянием местных культур в единую русскую культуру, превращением Москвы в общерусский культурный центр.
Усиливаются связи с западноевропейской культурой.
Достигает расцвета московское зодчество, формируется ансамбль Московского Кремля.
Крупнейший художник эпохи – Дионисий.

Слайд 5 Грамотность
Грамотными на Руси были священники и горожане.
Подтверждением широкого

ГрамотностьГрамотными на Руси были священники и горожане.Подтверждением широкого распространения грамотности среди

распространения грамотности среди горожан стали берестяные грамоты, найденные археологами

в Новгороде, а впоследствии – и в других городах, в т.ч. в Москве.
Грамоты содержат личную переписку, долговые расписки, хозяйственные записи, упражнения учеников и т.п.
Найдено уже более 1 тыс. грамот XIV–XV вв.

Берестяные грамоты XIII в.: рисунок и прописи мальчика Онфима.


Слайд 6 Грамотность
Писали на Руси не только на берестяных грамотах, но

ГрамотностьПисали на Руси не только на берестяных грамотах, но и на

и на вощеных дощечках – церах.
Для письма применяли заостренные

палочки – писала.
Известны также надписи на глиняных и медных сосудах, бочках, других ремесленных изделиях. Чаще всего это имена мастеров.

Надпись на потире 1499 г.: «А делал Иван Фомин».

Берестяные грамоты, церы и писала, найденные на раскопках в Новгороде.


Слайд 7 Письменность
Важнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии.

ПисьменностьВажнейшими центрами письменности являлись монастыри и княжеские канцелярии. Во многих монастырях

Во многих монастырях имелись обширные библиотеки.
Писцы объединялись в мастерские,

выдерживая специализацию: одни переписывали текст, другие рисовали заставки и миниатюры, третьи готовили пергамен, краски и чернила.
В XIV в. на смену пергамену пришла импортная (итальянская) бумага. Поначалу она была не дешевле, но позволяла писать быстрее.
В XV в. бумагу стали ввозить также из Франции, а позднее – из Германии.

Отослание апостолов на проповедь.
Миниатюра из Сийского Евангелия 1339 г. – древнейшей московской рукописи.


Слайд 8 Письменность
Манера письма в XIV в. изменилась: на смену

ПисьменностьМанера письма в XIV в. изменилась: на смену древнему уставу пришел

древнему уставу пришел полуустав.
Буквы стали мелкими, не такими геометрически

правильными, расстояния между ними – разными, появились надстрочные знаки, обозначающие сокращения, обозначился наклон в начертании букв.


Чем были вызваны такие изменения в почерке?

Остромирово Евангелие 1057 г.
Древний устав.

Лаврентьевская летопись 1377 г.
Полуустав.

?


Слайд 9 Письменность
Листы бумаги склеивали в виде свитков (столбцов) или

ПисьменностьЛисты бумаги склеивали в виде свитков (столбцов) или складывали в тетради

складывали в тетради (греч. «тетрас» означает «четыре» – четыре

листа).
Несколько тетрадей сшивали в книгу. Деревянный переплет обтягивали кожей, украшали бархатом, серебряным позолоченным окладом, драгоценными камнями.
Книги стоили целое состояние.

Евангелие XV в.
Ризница Троице-Сергиева монастыря.


Слайд 10 Письменность
Рукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами.
В XIII–XIV вв.

ПисьменностьРукописные книги украшались цветными заставками и миниатюрами.В XIII–XIV вв. часто использовался

часто использовался «чудовищный» орнамент, составленный из изображений фантастических существ.
В

XV в. распространился плетеный и растительный орнамент.

Евангелист Иоанн, диктующий Прохору.
Миниатюра из Федоровского Евангелия XIV в.


Слайд 11 Литература
Основная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть.
Литературные

ЛитератураОсновная форма литературных произведений XIII–XV вв. – повесть.Литературные повести той эпохи

повести той эпохи дошли до нас в составе летописей,

житий святых, различных сказаний.
Центральная тема литературы XIII–XIV вв. – борьба против завоевателей.
Наиболее известные произведения:
«Повесть о разорении Рязани Батыем», «Слово о погибели Русской земли» (вступление к дружинной повести об Александре Невском).

Повесть о разорении Рязани Батыем. Миниатюра. Лицевой свод XVI в.


Слайд 12 Литература
На рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы

ЛитератураНа рубеже XIV–XV вв. важной темой русской литературы стала Куликовская битва.Крупнейшие

стала Куликовская битва.
Крупнейшие произведения: «Задонщина» (конец XIV в.) и

«Сказание о Мамаевом побоище» (начало XV в.).
О набеге Тохтамыша рассказывала «Повесть о московском взятии от царя Тохтамыша и о пленении земли Русской».

Миниатюра из «Сказания о Мамаевом побоище».
XVII в. ГИМ.


Слайд 13 Литература
Во второй половине XV в. стал распространяться жанр

ЛитератураВо второй половине XV в. стал распространяться жанр сюжетной повести.В этих

сюжетной повести.
В этих произведениях появлялись вымышленные литературные сюжеты и

герои.
«Повесть о Петре и Февронии» рассказывала о любви муромского князя и крестьянской девушки.


Почему Петр и Феврония стали почитаться как покровители счастливого брака и супружеской верности?

Петр и Феврония Муромские.
Икона XVI в.
Музей им. Андрея Рублева

?


Слайд 14 Литература
«Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря,

Литература«Повесть о Меркурии Смоленском» рассказывала о подвиге богатыря, в одиночку спасающего

в одиночку спасающего Смоленск от полчищ Батыя, в то же

время изображала его тайным подвижником, праведником и постником, действующим по велению Богородицы.
В «Повести о Петре, царевиче ордынском» рассказывается о том, как Петр изменился под воздействием христианского учения.
Это была первая попытка показать внутреннее перерождение человека, до этого герои были либо только отрицательными, либо только идеальными.

Св. Меркурий Смоленский.


Слайд 15 Архитектура
Русское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева

АрхитектураРусское зодчество понесло тяжкие утраты в период Батыева нашествия.Когда на Руси

нашествия.


Когда на Руси после нашествия возобновилось каменное строительство?
Это произошло

лишь в конце XIII в., через полвека после нашествия.
Крупнейшим центром зодчества стал не пострадавший от нашествия Новгород.
Новгородские церкви XIII–XIV вв. были не только культовыми, но и оборонительными постройками,

Церковь Николы на Липне близ Новгорода.
1292 г.

?


Слайд 16 Архитектура
Новгородские храмы этого времени строились на средства отдельных

АрхитектураНовгородские храмы этого времени строились на средства отдельных бояр, купеческих объединений

бояр, купеческих объединений или городских концов. Они невелики по

размеру, имеют мощные стены с окнами-бойницами, один купол.
Вместо традиционных трех апсид осталась одна. Здания выглядят массивными и монолитными.

Церковь Спаса на Ковалеве. Новгород. 1345 г.
Разрушена во время Великой Отечественной войны.
Восстановлена реставраторами.


Слайд 17 Архитектура
Новгородские зодчие перешли от позакомарного перекрытия к трехлопастному, а

АрхитектураНовгородские зодчие перешли от позакомарного перекрытия к трехлопастному, а затем –

затем – к восьмискатному.
Вместе с тем, во второй половине

XIV в. возвращается стремление к декоративности.
Церковь Федора Стратилата украшают пояса арочек и треугольничков (по барабану), фасад расчленен лопатками, по апсиде спущены валики.

Церковь Федора Стратилата на Ручью. Новгород. 1360-1361 гг.


Слайд 18 Архитектура
Еще более обилен декор церкви Спаса на Ильине

АрхитектураЕще более обилен декор церкви Спаса на Ильине улице.В дальнейшем такой

улице.
В дальнейшем такой обильный декор в Новгороде не применялся.

Многие новгородские церкви XV в. следовали более ранним образцам.

Церковь Спаса на Ильине улице. Новгород. 1374 г.

Церковь Петра и Павла в Кожевниках.
Новгород. 1406 г.

?

Какую церковь напоминает храм в Кожевниках?


Слайд 19 Архитектура
Самая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева

АрхитектураСамая ранняя каменная постройка на Руси после Батыева нашествия – Спасо-Преображенский

нашествия – Спасо-Преображенский собор в Твери (1285-90).
Шестистолпный крестово-купольный храм

с богатой резьбой и майоликовым полом не сохранился: был разобран в 1763 г.



Почему именно в Твери каменное строительство развернулось раньше всего?
Тверские князья в конце XIII в. задумывались о борьбе за великокняжеский престол и стремились всемерно повысить свой авторитет.
Церковное строительство в Твери не было широким, возможно, из-за напряженных отношений между тверскими князьями и митрополитами.

?


Слайд 20 Архитектура
Каменное строительство в Москве началось в связи с

АрхитектураКаменное строительство в Москве началось в связи с ее превращением в

ее превращением в резиденцию великих князей и митрополитов.
Первоначально в

Кремле были построены несколько небольших каменных храмов в традициях владимиро-суздальского зодчества.
До наших дней они не сохранились: были разобраны в конце XV в.

Успенский собор в Московском Кремле.
1326–1333 гг.
Реконструкция.


Слайд 21 Архитектура
Древнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье.
Успенский

АрхитектураДревнейшие сохранившиеся памятники московского зодчества – в Подмосковье.Успенский собор «на Городке»

собор «на Городке» в Звенигороде построен Юрием Звенигородским в

1396-1397 гг. (по другой версии в 1407 г.).
Белокаменный одноглавый четырехстолпный трехапсидный храм. Подражание владимирским храмам, но меньше, более приземист, беднее декором: нет ни аркатурных поясов, ни барельефов.

Успенский собор «на Городке» в Звенигороде.
Первоначальный вид.
Реконструкция.


Слайд 22 Архитектура
В том же стиле построены Рождественский собор Саввино-Сторожевского

АрхитектураВ том же стиле построены Рождественский собор Саввино-Сторожевского монастыря в Звенигороде

монастыря в Звенигороде (1405 г.) и Троицкий собор Троице-Сергиева

монастыря (1422 г.)

Рождественский собор Саввино-Сторожеского монастыря.

Троицкий собор Троице-Сергиева монастыря.


Слайд 23 Архитектура
В 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова

АрхитектураВ 1427 г. был построен Спасский собор Андроникова монастыря – древнейшее

монастыря – древнейшее из дошедших до наших дней здание

Москвы.
Здесь традиционный для владимирского зодчества кубический объем нарушен: средние своды возвышены над боковыми.


Как это повлияло на внешний вид собора, на его зрительное восприятие?

Спасский собор Андроникова монастыря.

?


Слайд 24 Архитектура
Новый этап развития русского зодчества наступил в конце

АрхитектураНовый этап развития русского зодчества наступил в конце XV в., когда

XV в., когда в связи с браком Ивана III

и Софьи Палеолог Москва стала претендовать на роль центра мирового православия.
По распоряжению Ивана III обветшавшие постройки времен Ивана Калиты были разобраны. В 1472 г. началось строительство нового Успенского собора.
Но в 1474 г. уже подведенные под своды стены неожиданно рухнули.
Тогда великий князь пригласил в Москву итальянского зодчего Аристотеля Фиораванти.

Успенский собор Московского Кремля.
Арх. Аристотель Фиораванти.


Слайд 25 Архитектура
Аристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями

АрхитектураАристотель Фиораванти, приступая к строительству, ознакомился с традициями русского зодчества во

русского зодчества во Владимире, Ростове, Ярославле.
В итоге в 1475–1479

гг. итальянец создал произведение типично русской архитектуры, обогатив его приемами итальянского Возрождения.
Успенский собор – пятиглавый, по стенам украшен аркатурным поясом. Этим он схож с Успенским собором Владимира.
Но этим сходство почти исчерпывается.

Успенский собор Московского Кремля.
Южный фасад.
Арх. Аристотель Фиораванти.


Слайд 26 Архитектура
Владимирский Успенский собор был белокаменным, московский – кирпичным, причем

АрхитектураВладимирский Успенский собор был белокаменным, московский – кирпичным, причем стены его

стены его необычайно тонкие для русских храмов.
Во владимирском Успенском

соборе три апсиды, в московском – пять.
Во Владимирском соборе 14 столпов, в московском – шесть, причем четыре из них круглые, а два восточных, отделяющие алтарную часть, – квадратные.
Апсиды собора необычайно глубоки и как бы вдвинуты в алтарную часть.

Успенский собор Московского Кремля.
План.


Слайд 27 Архитектура
«Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и

Архитектура«Бысть же та церковь чюдна вельми величеством, и высотою, и светлостию,

высотою, и светлостию, и звоностию, и пространством, такова же прежде

того не бывала в Руси, опроче Владимирской церкви, а мастер Аристотель».

Успенский собор Московского Кремля.
Южный фасад.
Арх. Аристотель Фиораванти.


Слайд 28 Архитектура
В 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен

АрхитектураВ 1485 г. началось строительство новых кирпичных стен и башен Кремля

и башен Кремля взамен обветшавших белокаменных времен Дмитрия Донского.
В

строительстве принимали участие итальянские архитекторы Пьетро Антонио Солари, Марко Руффо, Алевиз Фрязин.

Московский Кремль при Иване III.
Худ. А.М. Васнецов.

В Кремле было построено 18 башен, в т.ч. 6 проездных.
Строительство завершилось в 1516 г.


Слайд 29 Архитектура
В 1489 г. псковские мастера построили в Кремле

АрхитектураВ 1489 г. псковские мастера построили в Кремле Благовещенский собор –

Благовещенский собор – домовую церковь государя. Подобно раннемосковским храмам

он был трехглавым. Две западные главы были достроены в 1564 г. В 1572 г. пристроено крыльцо.

Благовещенский собор как и другие московские храмы, построен из кирпича (в Пскове строили из белого камня).
Собор сочетает московские традиции (узорчатые пояса, килевидные закомары и порталы) и псковские (квадратные столбы, повышенные подпружные арки).

Благовещенский собор Московского Кремля.


Слайд 30 Архитектура
В 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая

АрхитектураВ 1487–1491 гг. в Кремле была построена Грановитая палата для приема

палата для приема иностранных послов.
Это был самый большой

зал в тогдашней Руси.
Своды опирались на огромный центральный столп.

Грановитая палата Московского Кремля.
Арх. Марко Руффо и Пьетро Антонио Солари.


Слайд 31 Архитектура
В 1505–1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый выстроил

АрхитектураВ 1505–1508 гг. итальянский архитектор Алевиз Новый выстроил Архангельский собор –

Архангельский собор – усыпальницу великих князей.
В отличие от строгого

Успенского собора Архангельский чрезвычайно декоративен и внешне походит на дворец.
В его облике особенно много от приемов итальянского Возрождения.

Архангельский собор Московского Кремля.
Вид с северо-востока.
Арх. Алевиз Новый.


Слайд 32 Живопись
В XIV в. сложилась новгородская школа иконописи.
Характерные особенности: узкие

ЖивописьВ XIV в. сложилась новгородская школа иконописи.Характерные особенности: узкие вытянутые фигуры,

вытянутые фигуры, обилие изящных миниатюрных деталей, многослойные композиции, богатая цветовая гамма,

особенно киноварный (алый) цвет.

Новгородская икона XIV в.
«Сошествие Христа во ад».

Новгородская икона XIV в. «Георгий-змееборец»


Слайд 33 Живопись
Крупнейший художник конца XIV – начала XV в.

ЖивописьКрупнейший художник конца XIV – начала XV в. – Феофан Грек.Живопись

– Феофан Грек.
Живопись Феофана отличается свободой композиции, индивидуальными чертами

изображаемых персонажей, необычайной выразительностью.
Фрески Феофана выглядят суровыми и грозными.
Феофан оказал большое влияние на новгородскую живопись. Специалисты полагают, что роспись церкви Федора Статилата выполнена учениками Феофана.

Спас Вседержитель. Роспись купола церкви Спаса на Ильине улице в Новгороде.
Феофан Грек. 1378 г.


Слайд 34 Живопись
В Москве Феофан расписал Архангельский и Благовещенский соборы,

ЖивописьВ Москве Феофан расписал Архангельский и Благовещенский соборы, церковь Рождества Богородицы,

церковь Рождества Богородицы, дворец Василия I.
В связи со сносом

этих построек при Иване III росписи Феофана до нас не дошли.
Зато сохранились иконы, написанные им для иконостаса Благовещенского собора.
Фигуры написаны мягко, пластично, выражают спокойную сосредоточенность.

Архангел Гавриил.
Деталь иконы из иконостаса Благовещенского собора.
Феофан Грек. 1405 г.


Слайд 35 Живопись


Иоанн Предтеча.
Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. Феофан Грек.

ЖивописьИоанн Предтеча.Деталь иконы Деисусного ряда Благовещенского собора. Феофан Грек. 1405 г.Богоматерь.Деталь

1405 г.
Богоматерь.
Деталь иконы
Деисусного ряда
Благовещенского собора.
Феофан Грек. 1405 г.


Слайд 36 Живопись
Величайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев

ЖивописьВеличайшим русским художником XV в. считается Андрей Рублев (ок. 1360–1430), инок

(ок. 1360–1430), инок Троице-Сергиева, а позднее Спасо-Андроникова монастыря.
Деисусные иконы Рождественского

собора Саввино-Сторожевского монастыря, написанные Рублевым, отличает мягкая манера, чуждая византийской суровости Феофана Грека.

Спас Вседержитель.
Центральная икона Деисусного чина.
Рождественский собор Саввино-Сторожевского м-ря.
Андрей Рублёв, 1410–1420-е гг.


Слайд 37 Живопись
В 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собора
Он

ЖивописьВ 1405 г. Рублёв участвовал в росписи Благовещенского собораОн также написал

также написал для этого собора несколько икон, отличающихся многофигурной

композицией и точно найденным общим ритмом движения.

Благовещение.
Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.

Преображение Господне.
Икона Праздничного ряда иконостаса Благовещенского собора.
А. Рублёв. 1405 г.


Слайд 38 Живопись
Самая знаменитая икона Рублёва – Троица Ветхозаветная.


Каков сюжет

ЖивописьСамая знаменитая икона Рублёва – Троица Ветхозаветная.Каков сюжет этой иконы?В христианской

этой иконы?
В христианской традиции ангелы считаются воплощением Троицы.
Вопреки прежней

традиции, Рублёв исключил из иконы Авраама, Сарру, слугу, закалывающего тельца.
Все внимание – фигурам ангелов. Композиция подчинена ритму кругового движения, создающему настроение бесконечности, спокойствия и гармонии.

Троица Ветхозаветная.
Храмовая икона иконостаса Троице-Сергиева монастыря.
Андрей Рублев. 1422-1427 гг.

?


Слайд 39 Живопись
Последний великий живописец конца XV – начала XVI

ЖивописьПоследний великий живописец конца XV – начала XVI в. – Дионисий

в. – Дионисий (ок. 1440 или 1450 – после 1519).
До

наших дней сохранилась часть фресок Дионисия в Успенском соборе Московского Кремля, но полнее всего творчество Дионисия представлено в Ферапонтовом монастыре.

Христос Вседержитель.
Роспись подкупольного пространства собора Рождества Богородицы
Ферапонтова монастыря.
Дионисий.


Слайд 40 Живопись
Фрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря

ЖивописьФрески Дионисия в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря сохранились почти полностью

сохранились почти полностью и никогда не записывались.
Фигуры легкие, стройные,

удлиненные (маленькие головы, длинные ноги, высокие талии), как бы парящие в воздухе.
Краски напоминают нежные акварельные полутона (вопреки легенде Дионисий использовал не местные, а итальянские краски).

Архангел Михаил

Архангел Гавриил


Слайд 41 Источники иллюстраций
Слайд №5. http://world.clow.ru/text/1800.htm
Слайд №6. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13035&pg=6
Слайд №7. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1333455
Слайд

Источники иллюстрацийСлайд №5. http://world.clow.ru/text/1800.htmСлайд №6. http://historydoc.edu.ru/catalog.asp?cat_ob_no=13035&pg=6Слайд №7. http://dic.academic.ru/dic.nsf/ruwiki/1333455Слайд №8. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-4041.htmСлайд №9.

№8. http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/lea/lea-4041.htm
Слайд №9. http://www.museum.ru/mscreg/r1_publ.htm
Слайд №10. http://fotki.yandex.ru/users/tapirr/view/12240/?page=20
Слайд №11. http://www.xlegio.ru/armies/khrapachevsky/batu_raid.htm
Слайд №12.

http://www.pravenc.ru/text/178205.html
Слайд №13. http://artclassic.edu.ru/catalog.asp?ob_no=21714
Слайд №14. http://www.admcity.smolensk.ru/people/turism/turism_pravosl.html
Слайд №15. http://mapcy.narod.ru/novgorod_ru/Nikola_na_Lipne.htm
Слайд №16. http://fotki.yandex.ru/users/sapozhnik-1/view/37490?page=0
Слайд №17. http://sobory.ru/photo/index.html?photo=1560
Слайд №18. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/114195/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4Слайд №18. http://dic.academic.ru/dic.nsf/bse/114195/%D0%9D%D0%BE%D0%B2%D0%B3%D0%BE%D1%80%D0%BE%D0%B4; http://www.temples.ru/show_picture.php?PictureID=2023


Слайд 42 Источники иллюстраций
Слайд №20. http://www.old.gogol.ru/enciklopediya-russkoi-kultury/arhitektura/pics/mk/1.jpg
Слайд №21. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87
Слайд №22. http://vmx.yourcmc.ru/s/photov2/preview/929.jpgСлайд

Источники иллюстрацийСлайд №20. http://www.old.gogol.ru/enciklopediya-russkoi-kultury/arhitektura/pics/mk/1.jpgСлайд №21. http://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%AE%D1%80%D0%B8%D0%B9_%D0%94%D0%BC%D0%B8%D1%82%D1%80%D0%B8%D0%B5%D0%B2%D0%B8%D1%87Слайд №22. http://vmx.yourcmc.ru/s/photov2/preview/929.jpgСлайд №22. http://vmx.yourcmc.ru/s/photov2/preview/929.jpg; http://quarks.inr.ac.ru/2008/site.htmlСлайд

№22. http://vmx.yourcmc.ru/s/photov2/preview/929.jpg; http://quarks.inr.ac.ru/2008/site.html
Слайд №23. http://kemclub.ru/photo/3516372/
Слайд №24. http://new.pravoslavie.ru/Images/ib1374.jpg
Слайд №25. http://www.archi.ru/files/img/news/large/3910.jpg
Слайд

№26. http://www.russiancity.ru/text/mos01.htm
Слайд №27. http://shkolazhizni.ru/img/content/i63/63962_or.jpg
Слайд №28. http://img-fotki.yandex.ru/get/36/vvs-virgo.47/0_13e38_8a875eef_XL
Слайд №29. http://geoid.ru/static/user/photos/thumbs3/94975.jpg
Слайд №30. http://www.kremlin-tour.ru/img/GranovitayaPalata.jpgСлайд №30. http://www.kremlin-tour.ru/img/GranovitayaPalata.jpg; http://www.stihi.ru/pics/2010/05/19/1347.jpg
Слайд №31. http://pda.patriarchia.ru/data/828/272/1234/2arhang%20s_114_1.jpg


  • Имя файла: russkaya-kultura-xiii–xv-vv.pptx
  • Количество просмотров: 229
  • Количество скачиваний: 1