Слайд 2
Выделить самые значительные достижения русской литературы, живописи, архитектуры
и скульптуры первой половины XIX в.;
Связать эти достижения с
историческими событиями данного времени;
Воспитать у учащихся чувство гордости за великую культуру своего Отечества;
Формировать понятие о культуре как важной составной части материальной и духовной жизни общества
Цели урока:
Слайд 3
Литература.
Живопись.
Архитектура и скульптура.
Театр и музыка.
Изучение нового материала:
Слайд 4
КЛАССИЦИЗМ (от лат. classicus — образцовый), стиль и
направление в литературе и искусстве XVII- нач.XIXвв., обратившиеся к
античному наследию как к норме и идеальному образцу. Классицизм сложился в XVII в. во Франции. В XVIII в. классицизм был связан с Просвещением; основываясь на идеях философского рационализма, на представлениях о разумной закономерности мира, о прекрасной облагороженной природе, стремился к выражению большого общественного содержания, возвышенных героических и нравственных идеалов, к строгой организованности логичных, ясных и гармоничных образов.
Слайд 5
Литература первой половины XIX века.
А.С.Пушкин
М.Ю.Лермонтов
Слайд 6
Ф.М. Достоевский
А.С. Грибоедов
Слайд 8
Живопись
БРЮЛЛОВ Карл Павлович (1799-1852), русский живописец и
рисовальщик. . В 1823-35 и с 1850 жил в
Италии. Творчество Брюллова внесло в живопись русского классицизма струю романтизма, жизненности. Произведения Брюллова чувственно-пластической красоты человека отмечены утверждением («Вирсавия», 1832), драматической напряженностью образов («Последний день Помпеи», 1830-33), реалистическими тенденциями, тонким Ланчи, 1851, автопортрет, 1848). Блестящий мастер парадного портрета («Всадница», 1832).
Слайд 10
«Всадница»
«Портрет графини Ивановой-
Орловой с дочерью Наталией»
Слайд 11
ИВАНОВ Александр Андреевич (1806-58), русский живописец. В
1831-58 жил в Италии. В ранних произведениях («Аполлон, Гиацинт
и Кипарис», 1831-34) дал возвышенно-поэтическое истолкование принципов классицизма. В дальнейшем стал крупнейшим представителем романтизма.. Углубленно работал над натурой. Философские проблемы, романтические религиозно-нравственные утопии духовного возрождения человечества составляют основное содержание монументального полотна «Явление Христа народу» (1837-57).
Слайд 13
ФЕДОТОВ Павел Андреевич (1815-1852), русский живописец и
рисовальщик. Ввел в бытовой жанр
драматическую сюжетную коллизию («Свежий
кавалер», 1846). Критику социально-
нравственных пороков крепостнической России сочетал с поэтическим восприятием
Обыденной жизни («Сватовство майора», 184 поздних работах — с острым чувством одиночества
и обреченности человека («Анкор, еще анкор!», 1851-52).
Слайд 15
Кипренский Орест Адамович
( 1782-1836)
Тропинин Василий Андреевич
( 1776-1857)
Художники-портретисты
Слайд 16
Архитектура и скульптура
БОВЕ Осип Иванович (1784-1834), русский
архитектор. Представитель ампира.
Главный архитектор
Комиссии для восстановления Москвы после пожара 1812.
При участии Бове реконструирована
Красная площадь (1815), создана Театральная площадь с Большим
театром (1821-24), Александровский сад (1820-22),
Триумфальные ворота (1827-34), 1-я Градская больница (1828-32).
Слайд 18
ЗАХАРОВ Андреян (Адриан) Дмитриевич (1761-1811) русский архитектор. Представитель
ампира. Создатель одного из шедевров русской архитектуры — здания
Адмиралтейства в Санкт-Петербурге (1806-1823).
Слайд 20
ТОН Константин Андреевич [29 октября (9 ноября) 1794,
Петербург — 25 января (6 февраля) 1881, ], русский
архитектор XIX в.
. Создатель «русско-византийского» стиля в русской архитектуре
Провинциальный
храм
Большой Кремлевский
дворец
Слайд 21
Мартос Иван Петрович (1754-1835), русский скульптор.
Представитель классицизма.
В мемориальной пластике Мартоса
(надгробия М. П. Собакиной, 1782,
Е. С. Куракиной, 1792,
Е. И. Гагариной,
1803) гармонично сочетаются гражданский пафос,
идеальная возвышенность,
обаяние и жизненность образов.
Памятник Минину и Пожарскому
в Москве
Слайд 22
Театр и музыка
ЩЕПКИН Михаил Семенович (1788-1863), российский
актер. Реформатор русского
театра. До 1822 крепостной, играл в
крепостном театре. С 1805 на провинциальной, с1823г. На Московской сцене (с 1824 в Малом театре).
.
Слайд 23
МОЧАЛОВ Павел Степанович (1800-48), российский актер. Крупнейший представитель
романтизма в русском театре. С 1817 на московской сцене
(с 1824 в Малом театре). Прославился в трагедиях У.Шекспира (Гамлет — «Гамлет»),
Ф. Шиллера (Карл Моор, Фердинанд — «Разбойники», «Коварство и любовь»).
Слайд 24
ГЛИНКА Михаил Иванович 1804-1855гг., русский композитор, родоначальник русской
классической музыки.
Слайд 25
Даргомыжский А.С. (1813-1869 гг.). Русский композитор, один из
основоположников русской классической музыки. Последователь Глинки .
Слайд 26
ВАРЛАМОВ Александр Егорович (1801-1848), русский композитор, певец. Мастер
вокальной лирики. Его музыка основана на интонациях русской народной
песни и городского романса. Около 200 романсов и песен: «Вдоль по улице метелица метет», «Красный сарафан», «На заре ты ее не буди».
Слайд 27
АЛЯБЬЕВ Александр ), Александрович (1787-1851 русский композитор.
Вокальное творчество в традициях русского городского фольклора нач. 19
в. Романсы («Соловей» и др.), в т. ч. на тексты социального звучания («Нищая»). Одним из первых воплотил в музыке лирику А.
Пушкина. Среди др. сочинений — оперы, балеты, камерно-инструментальная театральная музыка.