Слайд 2
Художественные группировки и объединения 1920-х гг.
ЛЕФ
ОСТ
Четыре искусства
НОЖ
Маковец
ОМХ
АХРР
Слайд 3
ЛЕФ против ОСТа
«Особенно хорошо видно, как безнадежны попытки
станковой живописи выбиться на дорогу самостоятельного развития. Даже хватаясь
за то, с чем они борются (машина, плакат), станковисты терпят поражение. И лишь в одном их выступления крайне опасны: они создают иллюзию торжества когда-то низринутых форм искусства. С этим надо беспощадно бороться. Враг, пользуясь передышкой, лезет на пьедестал. Надо его сбросить. Надо бить в набат, поднимать тревогу и мобилизовать действительных революционеров искусства» (Б. Арватов. Реакция в живописи// Советское искусство. 1925)
Слайд 4
Ю. Пименов. Даешь тяжелую индустрию! 1927
П. Вильямс. Автопробег.
1930
Слайд 5
АХРР против Общества московских живописцев
Александр Васильевич Куприн (1880-1960)
Днепропетровск.
Металлургический завод им. Г.И. Петровского. Доменный цех. 1930
«При слове
завод вам, конечно, приходит на ум соцсоревнование, ударничество, встречный промфинплан, прорывы, борьба с вредительством. Здесь этого нет… Его интересует как вечерний сумеречный свет поглощает очертания заводских строений. Еще несколько минут и мрак покроет завод, становится грустно .. И художнику нравится эта грусть…. Напрашивается вывод: также как непонятны и чужды ему заводы, непонятно и чуждо ему соцстроительство» («Искусство в массы». 1930)
Слайд 6
Пейзаж с горой. Гудауты. 1911
Древнерусская архитектура. Москва. 1918
Донбасс.
1921
Ленинский натюрморт. 1927
Слайд 7
«Ахраровцы»
Оглядел я выставку эту,
До чего хороша по сюжету!
Насчет
тени, фона
И тона
И насчет светового канона
Я судить не берусь:
На
канон я гляжу, как на молнию гусь.
Не учен. Не понятно.
В светотенях не смыслю, увы, ни аза,
Знаю только: вот это смотреть мне приятно,
А вот это мне режет глаза.
Но на выставке этой,
Ни одним «знатоком» не воспетой,
Все глаза мне ласкало.
Все мне в сердце запало.
Разве этого мало?
Д. Бедный 1925 год, к VII выставке АХРР
Слайд 8
«Мы дадим действительную картину событий, а не абстрактные
измышления, дискредитирующие нашу революцию перед лицом международного пролетариата»
Г. Ряжский
Делегатка. 1927.
Председательница. 1928
К. Малевич. Крестьянка. 1928
Слайд 9
Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О
перестройке литературно-художественных организаций»
«За последние годы на основе значительных успехов
социалистического строительства достигнут большой как количественный, так и качественный рост литературы и искусства. Несколько лет тому назад, когда в литературе налицо было еще значительное влияние чуждых элементов, особенно оживившихся в первые годы нэпа, а кадры пролетарской литературы были еще слабы, партия всемерно помогала созданию и укреплению особых пролетарских организаций
В настоящее время, когда успели уже вырасти кадры пролетарской литературы и искусства, выдвинулись новые писатели и художники с заводов, фабрик, колхозов, рамки существующих пролетарских литературно-художественных организаций (ВОАПП, РАПП, РАМП) становятся уже узкими и тормозят серьезный размах художественного творчества.
Это обстоятельство создает опасность превращения этих 173 организаций из средства наибольшей мобилизации советских писателей и художников вокруг задач социалистического строительства в средство культивирования кружковой замкнутости, отрыва от политических задач современности.
Отсюда необходимость соответствующей перестройки литературно-художественных организаций и расширения базы их работы
Слайд 10
Постановление ЦК ВКП(б) от 23 апреля 1932 года «О
перестройке литературно-художественных организаций»
Исходя из этого, ЦК ВКП(б) постановляет:
1)
ликвидировать ассоциацию пролетарских писателей (ВОАПП, РАПП);
2) объединить всех писателей, поддерживающих платформу Советской власти и стремящихся участвовать в социалистическом строительстве, в единый союз советских писателей с коммунистической фракцией в нем;
3) провести аналогичное изменение по линии других видов искусства [объединение музыкантов, композиторов, художников, архитекторов и т.п. организаций];
4) поручить Оргбюро разработать практические меры по проведению этого решения.
Слайд 11
А. Герасимов. Художники на даче у Сталина. 1951
6
июля 1933 года
(Исаак Бродский, Евгений Кацман, Александр Герасимов)
Слайд 12
«Ну что же, в общем можно сказать —
мы победили! Но победа дается нелегко - надо наступление
развивать — надо работать все лучше и лучше — мы должны устраивать выставки бодрые, полные солнца, радости, детей женщин, здорового тела, человеческих переживаний. Довольно в искусстве уродов, мрачности, тоски, унылины, поэзии тлена и гниения нам не надо. Мы должны быть поэтами сверкающей жизни» (Е. Кацман в письме к И. Бродскому)
Слайд 13
Август 1934 года – А.А. Жданов выступает на
первом Всесоюзном съезде советских писателей
«Социалистический реализм как действительность в
ее революционном развитии»
Слайд 14
СОЦИАЛИСТИЧЕСКИЙ РЕАЛИЗМ –
СТИЛЬ ИЛИ МЕТОД?
Принципы социалистического реализма
НАРОДНОСТЬ
ИДЕЙНОСТЬ
КОНКРЕТНОСТЬ
Слайд 15
Ю. Пименов.
Работницы Уралмаша в ложе театра.
1934
Слайд 16
ЖАНРОВАЯ КАРТИНА
В. Ефанов «Незабываемая встреча. Руководители Партии и
Правительства в Президиуме Всесоюзного совещания жён хозяйственников и инженерно-технических
работников тяжёлой промышленности в Кремле». 1936-1937 гг.
Слайд 17
И. Владимиров. Иностранные туристы в Ленинграде. 1937
Слайд 18
С.В. Герасимов. Колхозный праздник. 1937
Слайд 19
А. Пластов. Колхозный праздник. 1937
Слайд 21
А. Дейнека. Стахановцы. По сталинскому пути. 1938
Слайд 22
ИСТОРИЧЕСКАЯ КАРТИНА
Б.В. Иогансон На старом уральском заводе. 1937
Слайд 23
Б. Иогансон. Допрос коммунистов. 1933
Слайд 24
ОБРАЗЫ НОВЫХ ЛЮДЕЙ:
МОЛОДЕЖЬ, ЛЮДИ ТРУДА
А. Самохвалов.
Метростроевка
со сверлом. 1937
Слайд 25
Новые темы: тема советского спорта
А. Дейнека. Бег. 1933
Слайд 28
Проект Дворца Съездов. 1930-е г.
Слайд 29
Александр Михайлович Герасимов (1881-1963)
В саду. Портрет Нины Гиляровской.
1912 год.
Слайд 30
Портрет К.Е. Ворошилова, 1927 год.
Слайд 33
К. Малевич Красная конница. 1928-1932
«Скачет красная конница из
октябрьской столицы, на защиту советской границы». 1918
Слайд 34
Митрофан Греков. Трубачи Первой Конной. 1934
Слайд 35
К. Малевич . Два крестьянина на фоне полей.
1930
Слайд 36
Париж. Кабаре. 1934 год
О необходимости изъятия из открытой
экспозиции московской Третьяковской галереи и ленинградского Русского музея работ
русских художников-авангардистов группы «Бубновый валет» и других подобных формалистических группировок. 1935.
Слайд 37
Сталин и делегаты Второго Всесоюзного съезда колхозников-ударников труда
1935 года».
Размер холста - 7 на 11 метров
(размеры картины «Явление Христа народу» Иванова составляют 5,4 на 7,5 метров).
Слайд 38
И. В. Сталин и К. Е. Ворошилов в
Кремле. 1938
Слайд 40
Доклад И.В. Сталина на XVI съезде ВКП(б). 1935
год
После дождя
Портрет балерины О.В.Лепешинской
Слайд 41
Семейный портрет. 1938
Деревенская баня. 1938
Слайд 42
П. Кончаловский
Портрет В. Мейерхольда с собакой
1938
Слайд 43
Портрет И.В. Сталина. 1939 год
И. В. Сталин и
А. М. Горький в Горках. Конец 30-х.
Слайд 45
И.В. Сталин на передовой
1944
В полотнах ведущих буржуазных
живописцев отражаются «идеи воинствующего империализма с его расовой ненавистью,
жаждой мирового господства, космополитизмом, зоологическим человеконенавистничеством, отрицанием культуры, науки и подлинного реалистического искусства»
Слайд 46
Похороны Сталина. 1953 год.
Улица в Бенаресе. 1954 год
Дойка.
конец 50-х.
Слайд 47
Александр Герасимов. Половецкие пляски. 1955 год