Слайд 2
Суздаль
В летописи Суздаль впервые упоминается, когда говорится
о восстании волхвов в 1024 году. По мнению А. А. Зализняка, Суздаль
упоминается в древнейшей известной русской книге, получившей название Новгородский кодекс. В так называемых «скрытых текстах» говорится, что в 999 году некий монах Исаакий был поставлен попом в Суздале в церкви святого Александра-армянина: «Въ лѣто ҂ѕ҃ф҃з҃ азъ мънихъ исаакии поставленъ попомъ въ сѹжъдали въ цръкъве свѧтаго александра арменина…». В 1107 году волжские булгары осадили и взяли Суздаль. В начале XII века (при князе Юрии Долгоруком) Суздаль был центром Ростово-Суздальского княжества.
Слайд 3
Рождества Богородицы собор в Суздале. 1222—1225 . Общий вид
Слайд 5
Рождества Богородицы собор в Суздале. 1222—1225 . Вид с
северо-западной стороны. Вид с юго-западной стороны (фрагмент)
Слайд 7
Рождества Богородицы собор в Суздале. 1222—1225 . Рельеф льва
Слайд 8
Рождественско-Богородицкий собор был построен по распоряжению князя Георгия
Всеволодовича на фундаменте более древнего храма. В своем летописном
повествовании монах Лаврентий, отметив начало строительства церкви в 1222 году, сделал пояснение: «Великий князь Гюрги заложи церковь каменьну святыя Богородица в Суждали, на первем месте, заздрушив старое зданье, понеже учала бе рушитися старостью и верх ея впал бе; та бо церкы создана прадедом его Володимером Мономахом и блаженым епископом Ефремом» (Лаврентьевская летопись, запись под 6730 годом). Апеллируя к летописному источнику, мы можем вполне уверенно утверждать, что первоначальная суздальская церковь была поставлена Владимиром Мономахом, вероятно, во время его второго приезда в Ростово-Суздальскую землю в 1101—1102 годах.
Слайд 9
Можно попытаться представить себе внешний вид мономаховой церкви.
В Киево-Печерском Патерике есть упоминание, что церковь в Суздале
была построена «в ту же меру», что и Успенский собор Киево-Печерского монастыря. Возможно, она была посвящена, как и печерская, Успению Богоматери. Археологические раскопки А. Д. Варганова и А. Ф. Дубынина выявили в 1936—1940 годах основание древнейшего храма. Он был шестистолпным и, по-видимому, имел выделенный нартекс. По размерам он разнится с киевским монастырским собором, вопреки сведениям Патерика. Надо полагать, у собора имелись притворы, поскольку в летописи под 1194 годом отмечено его поновление, при котором здание покрыли «оловом от верху до комар и до притворов» (Лаврентьевская летопись, 6702). Фундамент составляли булыжники, скрепленные цемянкой. Стены были выложены из грубо выделанной плинфы со скрытым рядом и с прослойками из крупных камней.
Слайд 10
А. Д. Варганов и А. Ф. Дубынин выдвинули
версию, что Юрий Долгорукий на месте храма Мономаха поставил
новый белокаменный собор, который был освящен в 1148 году. Это предположение отвергли Н. Н. Воронин и П. А. Раппопорт, хотя с ним полностью согласился Г. К. Вагнер. Во всяком случае, кардинальная перестройка храма была произведена Георгием Всеволодовичем в 1222 году. Он повелел сломать сохранившееся здание и на его месте воздвигнуть новое. Под 1225 годом в летописи отмечено: «Создана бысть церкы святая Богородица в Суждали и священа бысть» (Лаврентьевская летопись, 6733). Летописец упомянул, что вновь созданная церковь — «краснейшю первыя», то есть более красивая, чем прежняя. Надо полагать, причина сноса первого и древнейшего суздальского храма заключалась не столько в его ветхости, сколько в том, что он уже не удовлетворял изысканным вкусам первой четверти XIII столетия, сформировавшимся под влиянием белокаменной роскоши построек Андрея Боголюбского и Всеволода Юрьевича.
Слайд 11
При возведении нового собора были широко использованы материалы
из разобранного древнего здания. Но применялся и новый материал —
тесаные квадры, главным образом для облицовки стен, тогда как внутри их в большом количестве забутована старая плинфа. Местами в нижних частях стен встречаются даже целые блоки кирпичной кладки мономахова собора. Основным строительным материалом собора ХIII века стал кремовый по цвету туф. На фасадах стены, по-видимому, промазывали известковым раствором. Новую церковь сдвинули со старого основания к северу и несколько повернули по оси. Она была возведена на шести крестчатых столбах с тремя апсидами и тремя притворами. Согласно позднему и не вполне достоверному источнику, первоначально храм был трехглавым. С запада располагались хоры для князя и его окружения. Их площадь была небывало велика: они достигали подкупольного пространства, о чем сейчас можно судить по следам стесанных арок. По фасадам собор украшал аркатурно-колончатый фриз с женскими масками. Северный портал, выходивший к крепостной стене, оформлен простыми прямоугольными уступами, а перспективные порталы на западной и южной сторонах богато украшены резьбой. Особенно наряден южный портал, выходящий на кремлевскую площадь. Стержни колонок южного портала перемежаются бусинами.
Слайд 14
Александровский монастырь в Суздале
Слайд 15
Вознесенская церковь с колокольней
Слайд 17
Юрьев - Польской
Георгиевский собор в Юрьеве-Польском. 1230-1234 . Общий
вид
Слайд 18
Георгиевский собор был построен в 1230-1234 годах на
месте древнего собора 1152 года, заложенного Юрием Долгоруким. Собор
первой постройки простоял 78 лет и рухнул во время землетрясения. В тот же год князь Святослав Всеволодович повелел начать строительство нового собора. Георгиевский собор второй постройки, законченной в 1234году, был украшен каменной резьбой, богатейшей и небывалой на Руси по своему обилию. На фасадах церкви помещались рельефы, изображающие святых, животных, сцены из Святого Писания. Все ее стены также покрывал развитый растительный орнамент. В середине 1460-х гг. храм неожиданно обрушился, но не целиком. Здание было восстановлено в 1470-х гг. под руководством московского зодчего В.Д. Ермолина. При этом были сильно искажены первоначальные пропорции строения. Оно стало тяжеловесными, к тому же было перепутано расположения рельефов, которые стали производить впечатление хаотичных, не связанных друг с другом резных изображений. В таком виде храм и дошел до нашего времени. Георгиевский собор – последний храм владимиро-суздальской архитектуры домонгольского периода. Вместе с тем он послужил началом для зарождающегося московского зодчества, став образцом для Успенского собора Московского Кремля, построенного при Иване Калите в 1326 году.
Слайд 19
Село Кидекша в Суздальском районе Владимирской области
Церковь в
Кидекше – одна из первых каменных построек в Северо-Восточной
Руси. Несмотря на очевидное участие в ее сооружении пришлых артелей, знакомых с техникой каменного строительства, по сути, здесь развивается опыт приднепровских зодчих Киевского ареала, но в ином материале — камне. В Борисоглебовском храме проявляются особые черты владимиро-суздальской архитектурной школы. Фасады расчленены поясом на уровне хоров, отражающим внутреннюю объемно-пространственную структуру. Характерно также появление пока в небольшом количестве архитектурных резных деталей. Декоративный пояс храма включает поребрик и аркатурный фриз – элементы, типичные для построек из кирпича.
Слайд 20
Бориса и Глеба церковь в Кидекше. 1152. Общий
вид
Слайд 21
Остается до сих пор неясным, почему Юрий Долгорукий
поставил каменный храм в четырех километрах от Суздаля в
местечке Кидекша, тогда как в самом Суздале, являвшемся фактически главным городом княжества, он не построил ни одной белокаменной церкви. Предание о том, что в Кидекше находилась княжеская летняя резиденция, очень позднее — записано оно было только в XVIII столетии. Между тем в Кидекше сохранились остатки оборонительных валов. Здесь, на стратегически важном месте водного пути, вблизи устья речки Каменки («Каменка» на угро-финском языке — «Кидекша»), стояла небольшая крепость, прикрывавшая подступы к Суздалю. Эта речка с каменистым дном сливается с Нерлью, впадающей в Клязьму. Типографская летопись, перечисляя постройки Юрия Долгорукого, упоминает под 1152 годом и храм во имя Бориса Глеба. «Степенная книга» сообщает о постройке церкви князем Юрием без какой-либо датировки.
Слайд 22
Не исключено, что храм закладывался Юрием Долгоруким в
честь своих младших сыновей Бориса и Глеба, соименных первым
общепочитаемым святым Киевской Руси. Кидекшская церковь послужила усыпальницей для его сына — князя белгородского и туровского Бориса Юрьевича, умершего в 1159 году. Здесь же погребена жена Бориса Мария (†1161) и их дочь Ефросиния (†1202). Возможно, Андрей Боголюбский после смерти отца выделил Кидекшу в управление своему брату Борису, который «вовсе не отличался ратным духом». Храм в Кидекше стал первой чисто белокаменной постройкой в древнерусских северо-восточных землях. Он выстроен из хорошо отесанных квадров белого камня (высота — 43 см, длина — 27 см). На некоторых из них видны процарапанные знаки. Как и другие владимиро-суздальские постройки из камня, здание сложено в технике забутовки. Из квадров выкладывались две параллельные стенки, пространство между которыми забутовывалось камнями на известковом растворе. Фундамент, состоящий из булыжников, уходит на глубину около 1,5 м.
Слайд 23
В 1238 году, при общем разорении Суздальской земли
монголо-татарами пострадала и церковь Бориса и Глеба, но в
следующем году усилиями ростовского епископа Кирилла она была отремонтирована. Впрочем, потом она долго оставалась заброшенной, и верха ее вместе с главой рухнули. Сохранились стены на всю их высоту по западному фасаду, а также центральные и западные прясла северной и южной сторон. В 1660-х годах при поновлении цекрви были разобраны и заново переложены своды, а также восточные столбы. Центральный объем храма при этом перекрыли сомкнутым сводом с маленькой декоративной главкой. Тогда же заложили южный портал и древние окна, пробив новые оконные проемы. Между тем древние окна и портал хорошо просматриваются в первоначальной кладке стен. Порталы очень простого профиля — в виде трех уступов. На середине высоты стен снаружи проходят небольшой отлив и аркатурный поясок, выше которого стена немного утончается. Аркатура, пожалуй, единственная существенная декоративная деталь памятника; впоследствии она разовьется в аркатурно-колончатые фризы будущих храмов владимиро-суздальского зодчества. Внутри храма крестчатые столбы, лопатки простые однообломные, а наружные двухуступчатые. Сохранились своды хор и сами хоры, на которые входили, очевидно, изнутри храма по деревянной лестнице, ведшей к прямоугольному проему в северном своде хор.
Слайд 24
Бориса и Глеба церковь в Кидекше. 1152 . Современный
вид дворцового ансамбля в Кидекше
Слайд 25
Согласно преданию, записанному в XVIII столетии, в селе
Кидекша находилась загородная резиденция суздальских князей. От древнего ансамбля
XII века сохранились остатки оборонительных валов и храм во имя Бориса и Глеба. Небольшая церковь Стефана, Святые ворота и шатровая колокольня были построены в XVIII столетии.
Слайд 26
Ростов Великий
Ростов упоминается в «Повести временных лет». В
записи за 862 год о нём говорится как о существующем городе,
которым владел Рюрик и где «первые насельники» принадлежали к племени меря.
Успенский собор. 1508—1512 годы
Слайд 27
Звонница Успенского собора в Ростовском кремле
Слайд 28
Зима в Ростове (Константин Юон, 1906)
Слайд 31
На реке Саре, впадающей в озеро Неро, еще
во времена варягов было построено городище, названное Сарским. Позднее
на этом месте поселились славяне, пришедшие в X - XI веках с северо-запада. Сохранились остатки укреплений Сарского городища, представляющие собой четыре вала, разделявшие поселение на три части.
Слайд 34
Великий Новгород
Великий Новгород — один из древнейших и известнейших
городов России (в 2009 году официально отметил 1150-летие). Место
призвания летописного Рюрикаи зарождения российской государственности. В Средние века — центр Новгородской Руси, а затем центр Новгородской земли в составе Древнерусского иРусского государств. При этом в 1136 году он стал первой вольной республикой на территории феодальной Руси (с этого момента, когда после сражения у Жданой горы князь Всеволод Мстиславич бежал с поля боя, полномочия новгородского князя были резко ограничены). Для отрезка времени начиная с 1136 года и заканчивая 1478 годом, когда Новгород утратил (в результате победы московского князя Ивана III Великого над новгородцами в московско-новгородской войне 1477—1478 гг.) политическую самостоятельность, по отношению к Новгородской земле принято применять термин «Новгородская республика» (правительство последней использовало обозначение Господин Великий Новгород).
Слайд 36
Новгородский Кремль, или Детинец, как его называли в
Новгороде в древности, заложенный князем Ярославом, — древнейший из сохранившихся в
России кремлей (впервые упоминается в летописи 1044 г.). Кремль был административным, общественным и религиозным центром Новгорода. Здесь проходило вече, выборы посадника, отсюда выступили на битву со шведами дружины Александра Невского, его стены защищали главный — Софийский собор и резиденцию Новгородского владыки. Именно в Кремле велось летописание, собирали и переписывали книги.
Слайд 39
Зво́нница Софийского собора (Софийская звонница) — памятник архитектуры XV—XVIII веков в Новгородском
детинце. Представляет собой многопролётное стенообразное подколоколенное сооружение. Впервые в
летописи упоминается в 1437 году, когда там приводятся сведения, что во время наводнения звонница упала в Волхов вместе с крепостной стеной.
Слайд 43
Смоленская крепостная стена (иногда применяется названиеСмоленский кремль) — оборонное сооружение,
выстроенное в 1595—1602 годах в годы правления царей Федора Иоанновича и Бориса Годунова. Памятник архитектуры. Архитектор — Фёдор
Конь. Протяженность стен — 6,5 км (сохранилось меньше половины стен и башен). Имела огромное оборонное значение в Российском государстве. Большая часть крепости была уничтожена в ночь с 4 на 5 ноября (по новому стилю — 17 ноября) 1812 года оставляющимиСмоленск войсками императора Наполеона I.
Слайд 44
Псков
Псковский Кром (Кремль) — историко-архитектурный центр Пскова, ядро Псковской крепости. Расположен
на узком и высоком мысу при впадении реки Псковы в реку Великую.
Слайд 45
Начальное поселение в мысовой части городища датируется серединой
первого тысячелетия. В X—XII веках здесь существовали земляные, а возможно, и
каменные укрепления, и деревянный Троицкий собор. В период Псковской республики (XIV — начало XVI веков) Кремль с его собором, вечевой площадью и кромскими клетями был духовным, юридическим и административным центром псковской земли.
Троицкий собор
Слайд 49
На месте слияния Которосли и Волги еще в
11-м веке была возведена крепость, которая должна была защитить
подступы к Ростову Великому. Свидетелями жестоких и самоотверженных битв русских воинов с ордынскими захватчиками стали стены Спасского монастыря. В город для освобождения Москвы стекалось ополчение Минина и Пожарского. Здесь, в Ярославле, был обнаружен один из списков "Слова о полку Игореве", жемчужины литературы Древней Руси. С именем этого великого города, расположенного на Волге, также связаны многие биографические факты из жизни великих деятелей культуры нашей страны: Ф.Г. Волкова, режиссера, актера и драматурга, Н.А. Некрасова, дорогого русскому сердцу поэта, Л.Н. Трефолева, поэта-демократа, А.М. Опекушина, скульптора, Л.В. Собинова, певца, А.И. Саврасова, художника. Заглянем в далекое прошлое нашей страны, где со множеством легенд и народных преданий соседствуют летописные свидетельства.
Слайд 51
Богоявленско-Анастасиин женский монастырь находится в городе Кострома на
ул. Симановского. Изначально монастырь основал происходивший из Подмосковья родственник
и ученик Сергия Радонежского – преподобный Никита, который ранее был настоятелем Серпуховского Высоцкого и Боровского Высоко-Покровского монастырей. Все монастырские постройки первоначально были деревянными. Деревянные стены монастыря в 16 в. защищали подступы города.