Слайд 2
Цель работы: узнать причины, ход, последствия восстаний
в Астрахани в период гражданской войны.
Задачи работы: поиск данных
об истории города Астрахань в период гражданской войны, формирование интереса к истории Отечества и края.
Актуальность проблемы: изучить период гражданской войны в Астраханской Губернии с точки зрения не только правящей в то время власти, но заглянуть и на другую «сторону баррикад». В последние годы со многих документов снимают гриф секретности, поэтому узнать из первоисточников достоверную информацию о событиях прошлого становится не только интересно, но и возможно.
Слайд 3
ВВЕДЕНИЕ
Сегодня каждый школьник знает, что в 1917 году
большевики разогнали Учредительное собрание, а после начались долгие противостояния
красных и белых вплоть до 1922 года. Про театр военных действий на всей территории бывшей Российской империи мы можем прочитать в любом учебнике истории, вот только там не будет сказано достаточно про положение дел на окраинах страны, таких как наша Астрахань.
Обидно не знать историю собственного края, пусть это и будет одна из кровавых страниц истории, но ведь всегда лучше учиться на ошибках предков, нежели совершать собственные.
Слайд 4
УСТАНОВЛЕНИЕ СОВЕТСКОЙ ВЛАСТИ В АСТРАХАНИ
Астрахань оказалась одним из
тех городов, который потерпел и пережил много в период
гражданской войны. На тот момент, когда красные начинали захватывать территории в северной части страны, белые решили закрепить свою власть в тех городах, куда эхо большевиков ещё не добралось.
Слайд 5
АСТРАХАНСКИЙ КОМИТЕТ НАРОДНОЙ ВЛАСТИ И КАЗАКИ
Создание Астраханского комитета
народной власти можно назвать смелым ходом со стороны буржуазии,
ведь в отдалённом уголке страны, который всегда имел большую стратегическую важность, в любой момент могли вспыхнуть революционные моменты,, против временного правительства, подстрекателями чему могли стать те же большевики. Можно догадаться, что в погоне за крепкой хваткой города, как и зачастую в истории России, свою роль сыграли казаки.
Слайд 6
«Мужественно встретили нападение врага четвертая рота, размещавшаяся около
здания почты и телеграфа, и мусульманская рота, казарма которой
находилась в бывшей Догадинской гостинице, вблизи Коммерческого моста. Под командованием фельдфебеля С. Хамзина солдаты-мусульмане успешно отбили атаку белых и, по приказу командующего революционными войсками Аристова, с боем отошли в крепость. Отход прикрывал пулеметчик, по имени Мавлют, – крестьянский парень из пригородного аула.»
Слайд 7
ЧРЕЗВЫЧАЙНАЯ КОМИССИЯ ПО БОРЬБЕ С КОНТРРЕВОЛЮЦИЕЙ
После подавления восстания
многих казаков арестовали в 1917 – 1918 годах по
делу о «астраханском выступлении казаков против Власти Советов» и заключали в Саратовской Губернской тюрьме. После проведения следствий, некоторых людей освобождали из-под ареста «под подпиской о невыезде из своего указанного места жительства с обязательством немедленной явки по первому требованию следственных и судебных властей».
Слайд 8
Ещё 12 декабря 1917 года для борьбы против
контрреволюционных сил и ограждения завоеваний революции, Совет народных комиссаров
издаёт декрет об учреждении революционных трибуналов в составе 1 председателя и 6 очередных заседателей, избираемых Губернским или Городским Советами рабочих и крестьянских депутатов. Для производства по делам предварительного следствия при тех же Советах образуются особые следственные комиссии.
Слайд 9
«Особо „умные“ и предприимчивые граждане, пользуясь сложной ситуацией
в области с продовольствием, представлялись членами «секции снабжения Астраханской
Красной Армии», выезжали в сёла и станицы Ставропольской губернии и брали продовольствие, при этом вместо денег писали расписки, что потом деньги заплатят (например Бирдеев, он же Билялов, которые неоднократно проводил подобные действия)»
Слайд 10
«АСТРАХАНСКАЯ ТРАГЕДИЯ»
«Голодные, усталые, озлобленные, стоя после работы у
пекарен за восьмушкой хлебного пайка, они свои «очереди» превращали
в митинги и искали выхода из невыносимого положения. Власть назначила особые патрули, которые должны были разгонять импровизированные митинги. Наиболее активные рабочие были арестованы».
Слайд 11
Пока изнуренные рабочие обговаривали требования к власти, сами
большевики стягивали к заводам военные силы. Вот как гласило
сообщение о расстреле: «10 марта сего 1919 года, в десять часов утра, рабочие заводов „Вулкан“, „Этна“, „Кавказ и Меркурий“ по тревожному гудку прекратили работы и начали митингование. На требование представителей власти разойтись рабочие ответили отказом и продолжали митинговать. Тогда мы исполнили свой революционный долг и применили оружие…» К. Мехоношин (с полным титулом).
Слайд 12
РАСПРАВЫ И СКОРБЬ НОВОЙ ВЛАСТИ
С 12 марта 1919
года в Астрахани начались массовые расстрелы. В чрезвычайных комендатурах
становилось всё меньше места, стреляли и в жилых дворах города. Люди наблюдали, как ночью десятки трупов рабочих увозили на кладбище под видом «тифозных» и сваливали тела в одну кучу. В тоже время приобрёл известность пароход «Гоголь» с которого за одну ночь могли сбросить в Волгу больше сотни людей.
Слайд 13
«Мы отомстим, мы сторицею отомстим за каждого коммуниста!
— гремел голос правительственного оратора. — Вот смотрите: их
сорок семь наших товарищей, погибших за „рабочее дело“. Еще ниже наклоняются головы рабочих. Слезы. Плач навзрыд. А оратор все заливается громким, торжествующим голосом победителя. И все грозит и грозит. Кругом общей могилы стоят сорок семь красных гробов. Вокруг них черные и красные знамена. «Революционным борцам — жизнь отдавшим за социализм», — красуется на них. «Революционные же борцы» с пиками и нагайками держат и знамена».
Слайд 14
Судьба архиепископа Митрофана в гражданском противостоянии
В те тяжелые
дни неразберихи и трагедий были люди, одинаково относившиеся и
к революционерам и к рабочим. Таким человеком был Архиепископ Митрофа́н (в миру Дми́трий Ива́нович Краснопо́льский). По его инициативе 18 февраля был проведении крестный ход по всему центру города. На братской могиле была отслужена служба по всем невинно погибшим. Этим архипастырь показал, что церковь с одинаковой скорбью относится ко всем жертвам гражданской войны, независимо от того, к какому они принадлежали лагерю — красных или белых.
Слайд 15
Служители церкви понимали, что Митрофану грозила расправа от
новой власти. Они предложили архипастырю бежать из города. Но
он отказался: «Вы предлагаете мне побег, и это в то самое время, когда у нас на глазах расстреливают невинных наших братьев. Нет, я никуда не уеду от своей паствы; на моей груди Крест Спасителя, и он будет мне укором в моем малодушии. Хочу спросить и вас: почему вы не бежите? Значит, вы дорожите свой честью больше, чем я должен дорожить своим апостольским саном? Знайте, я совершенно чист и ни в чем не виноват перед своей Родиной и народом».
Слайд 16
В ночь на 26 мая (8 июня) 1919
года был арестован чекистами по приказу С. М. Кирова.
Архиепископ Митрофан на всех допросах держался очень уверенно, не поддаваясь ни на какие угрозы и уговоры дать против себя и других привлеченных лиц обвинительные показания. Был приговорён к расстрелу. Когда архиепископа вывели на расстрел, он благословил расстрельную команду. После этого солдаты отказались в него стрелять. Владыку расстреляли чекисты.
Слайд 17
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Было бы неправильно осуждать всех тех, кто был
причастен к Великой Октябрьской революции, гражданской войне, красному террору,
ведь в наше спокойное время мы уже не знаем всех тех событий и их тонких граней между собой, по которым можно выносить общий вердикт предкам. История государств имеет кровь людей в своём основании и это пока не удавалось изменить. Все мы живём по «стечению обстоятельств», и почти невозможно сказать, чтобы было без тех репрессий начала ХХ века в наше время.