Слайд 2
Для сочинской Олимпиады разработан визуальный образ лоскутного одеяла,
вместившего в себя узнаваемый российский рукодельный промысел.
Слайд 3
Мастера из всех регионов России предлагали свои яркие
изделия,
выполненные в технике «пэчворк».
Слайд 4
Презентация оргкомитетом визуального образа олимпийского Сочи.
Слайд 5
По задумке создателей, объединение многообразия промыслов в одном
орнаменте ассоциируется с национальными чертами характера россиянина (доброта, тепло,
душевность).
Слайд 6
Вологодское кружево
Белоснежные кружевные узоры называют застывшими красками русской
зимы. Родиной их является город Вологда в России (Северо-Западный
округ) . Они стали популярны в Европе еще в конце 18 века. В основе рисунка - разнообразные «снежинки» и «паучки» на сквозных фонах. В растительных узорах преобладают мотивы из гибких ветвей с петлеобразными листьями, трилистниками, круглыми или вытянутыми лепестковыми и лапчатыми цветами, веерообразными мотивами, подковообразными фигурами.
Слайд 7
Хохлома
Старинный народный промысел, появившийся в 17 веке в
Нижегородской губернии Приволжской России. На лоскутном олимпийском одеяле будет
легко различить сочные красные ягоды земляники и рябины. В конце 19 века декоративную роспись по золотистому фону узнали и оценили в Европе. Удивительно, что при выполнении росписи на дерево наносят серебристый оловянный порошок. После того, как изделие покроют специальным составом и 3-4 раза обработают в печи, тогда и появляется этот восхитительный медово-золотой цвет хохломской посуды.
Слайд 8
Уфтюжская роспись
Район реки Верхней Уфтюги Архангельской области Северо-Западного
округа является настоящим музеем народного искусства. Здесь мастерили небольшие
берестяные короба с крышкой. Для уфтюжской живописи характерно то, что большая часть поверхности остается не покрытой орнаментом. Композиция всегда одна и та же: гибкая веточка, несущая легкий цветок, раскинувшиеся «ресничками» листья, ягоды, птицы.
Слайд 9
Кубачинские узоры
Художественной обработкой металла на Кавказе начали
заниматься еще в глубокой древности. Кубачинцы (один из коренных
народов Дагестана из аула Кубачи) Северо-Кавказского округа изготовляли не только холодное оружие, но и серебряную посуду и украшения. Основа кубачинских узоров – стилизованные растительные мотивы (веточки, листочки, цветы).
Слайд 10
Якутские узоры
Этот древнейший национальный промысел возник в Якутии
(Дальневосточный округ).
Самый популярный мотив в якутском орнаменте – лира.
Это стилизованная конская морда. Лира с ответвлениями наверху означает крупный рогатый скот, а если много веточек- это олень. Очень важное значение имеют сочетания цветов. Черно-белый узор символизирует жизнь – смена дня и ночи, радости и горя. Зеленый – цвет роста, природы. Синий – цвет снега и воздуха.
Слайд 11
Гжель
В 60-ти километрах от Москвы (Центральный округ) раскинулся
так называемый «Гжельский куст» - 27 деревень, где с
середины 17 века добывают глину для фаянса и фарфора. Гжельскую посуду расписывают вручную оксидом кобальта, мастер быстрыми мазками наносит на изделие геометрические или растительные узоры, который после обжига в печи приобретает насыщенный синий цвет.
Слайд 12
Северодвинская роспись
Северодвинская живопись, возникшая на берегах Северной Двины
Архангельской области (Северо-Западный округ), отличается преобладанием красного цвета и
сложными флористическими узорами (листья и цветы переплетаются, создавая ковер), включая изображение сказочных птиц и животных.
Слайд 13
Жостовская роспись
Жостовская фабрика стала известна на весь мир
благодаря расписным подносам. Почти два века мастера в деревне
Жостово в Подмосковье (Центральный округ) вручную выводят яркими красками на черном фоне крупные цветы. На жостовских подносах используется интересный оптический эффект – по краям рисуют мелкие цветы, которые сливаются с темным фоном. Поэтому кажется, что основной узор словно выступает из глубины.
Слайд 14
Трехгранновыемчатая (клиновидная) резьба
Это национальный вид искусства у многих
народов России. Этим способом украшения широко пользовались при изготовлении
прялок (самые известные – тарногские прялки, район Тарнога, Вологодская область, Северо-Западный округ). Главным узором был резной геометрический орнамент: розетки означают символ солнца, а теснящиеся пересеченные квадраты – образ возделанной земли.
Слайд 15
Мезенская роспись
Тип росписи домашней утвари — прялок, ковшей,
коробов, братин* сложившийся к началу 19 в. в низовьях реки Мезень
(Северо-Западный округ).
Предметы густо испещрены дробным узором — звёздами, крестиками, чёрточками, выполненным в два цвета: чёрный и красный. Основные мотивы геометрического орнамента-диски, ромбы, кресты (схематичные изображения коней и оленей).
*Братина-сосуд, предназначенный, для братского, товарищеского питья.
Слайд 16
Палехская миниатюра
Палехская миниатюра - вид русской народной миниатюрной
живописи темперными* красками на лаковых изделиях из папье-маше. Возникла
в 1923 в поселке Палех Ивановской области (Центральный округ) на основе местного иконописного промысла. Мастера расписывают шкатулки, ларцы, брошки, панно, заколки для галстука, игольницы. Типичные сюжеты палехской миниатюры позаимствованы из повседневной жизни, литературных произведений классиков, сказок, былин и песен. Работы обычно выполняются на черном фоне и расписываются золотом.
*Темперные краски - это краски, которые растирают на яичном желтке или клеевом растворе.
Слайд 17
Ракульская роспись
Центр народной росписи на реке Ракулке,
приток Северной Двины (Северо-Западный округ) открыла экспедиция Загорского музея-заповедника
в середине прошлого века. Ракульская роспись имеет определенную живописно-графическую стилистику. Рисунок имел трехъярусную композицию: пышная извивающаяся ветвь наверху, изображение птицы в середине и цветок тюльпана на ножке. Основные цвета росписи- желтый, золотистый (охра), красно-коричневый, зеленый, белый и черный. Особое значение придавалось желтым и золотистым цветам, потому что это - цвета солнца.
Слайд 18
Кубанские узоры
Вышивка – основной вид народного изобразительного искусства
славянского населения Кубани (Южный округ). Традиции южнорусской культуры нашли
яркое отражение в праздничном кубанском женском костюме. Рукава, ворот, манжеты и нижнюю часть подола традиционно вышивали мережками, крестом и гладью. Вышитые узоры – цветы, животные – не только украшали одежду, но и служили оберегами от злых сил. В традиционной кубанской вышивке был белый фон - цвет, на котором зарождалась жизнь, красный - цвет любви, жизни и черный - цвет плодородного кубанского чернозема, богатства Кубани. В вышивке был и геометрический, и растительный, и животный орнамент.
Слайд 19
Павлопосадские платки
В небольшом подмосковном городе Павловский Посад
(Центральный округ) еще в 18 веке местные мастерицы делали
платки с орнаментом из золотой нити. Рисунок набивался на шерстяную ткань с помощью резных деревянных досок. Сейчас, конечно, используют специальные шаблоны, что существенно упрощает процесс изготовления. В узоре преобладают пышные цветы и гирлянды. Предпочтение - садовым цветам, прежде всего, розам и георгинам на чёрном или красном фоне.
Слайд 20
Русский ситец
Славянские племена с X века занимались разведением
льна, ткачеством холстов и полотен. Особое распространение этот промысел
получил в городах Центрального округа: Костроме, Твери, Иваново. Темой узора для будущей ткани часто становились окружающие предметы: «елочки», «горох», «цветы», «рубчики», «клетка». Из ткани шили легкую одежду и постельное бельё. Из кусочков этой же ткани обычно шьется лоскутное одеяло.
Слайд 21
Искусство народов Приволжского округа
В татарском орнаменте преобладают
цветочно-растительные мотивы: трилистник (цветок, стебель, лист), тюльпан, гвоздика, лотос,
восточные огурцы.
В узорных тканях, в некоторых видах ювелирной техники, наоборот, преобладающее место занимают геометрические узоры, встречаются очень стильные рисунки животных и птиц.
Наиболее распространенные цвета татарского орнамента: синий, голубой, зеленый, иногда красный и их оттенки.
Татарское народное искусство тесно связано с бытом: украшения жилища, одежды, предметов.
Слайд 22
Искусство народов Приволжского округа
Мордовский орнамент восходит к
культуре древних племён мордвы. Наиболее разнообразны его формы в
народном искусстве 18—19 вв. Богатством орнаментных форм отличается вышивка. Преобладает геометрический орнамент в кайме одежды, элементах раскроя. Основой орнамента являются точки, ромбы, треугольники, квадраты, кресты, зигзаги, гребёнки, решётки, 8-конечные звёзды, крючки; прослеживается симметричное построение узора. В зависимости от техники исполнения орнамент может быть прямолинейным либо приобретает округлость линий. Выделяется орнамент в один цвет (красный или чёрный) и в 2 основных цвета (красный и чёрный) с дополнением зелёного, оранжевого.
Слайд 23
Искусство народов Сибирского округа
Орнамент эвенков представляет пеструю
картину. Эвенкийские женщины владели несколькими способами орнаментации предметов. Это
и вышивание бисером, меховая аппликация, вышивание подшейным волосом оленя, раскрашивание. Но основным материалом для орнаментации одежды, обуви, предметов быта, упряжи был мех.
Орнамент эвенков несложен благодаря тому, что он преимущественно состоит из геометрических узоров, бордюрных мотивов из кругов, полукругов, треугольников, углов, зигзагов, ромбов, квадратов, крестообразных и вильчатых узоров. Орнамент в одежде внушает владельцу данной вещи чувство уверенности и неуязвимости, силу и мужество.
Слайд 24
Искусство народов Сибирского округа
Орнамент по-бурятски слово звучит
"угалза", что означает узор. Все многообразие орнаментов разделяется на
пять основных групп: геометрические (ломаные, прямые, зигзаги, круги, ромбы, звезды); зооморфные (анималистические); растительные (листья, цветы, плоды, лотос); природные, или космогонические (солнце, луна, вода, огонь.); культовые. Орнаментом украшаются вещи из жестких и мягких материалов, деревянные части юрты, мебель, войлочные ковры, вышивки, одежда, посуда, упряжи, музыкальные инструменты.
Слайд 25
Искусство народов Уральского округа
В основе орнаментов ханты
и манси находятся два основных понятия: «след» и «изображение».
«След» задает бордюрную организацию орнамента. Можно встретить гирлянды из высушенных «лапок», «ступней», «коготков» различных зверьков. Другая идея непрерывных бордюров – это «голова». Орнамент можно встретить в изделиях из меха, кожи, бересты, бисера, ткани, дерева, кости и металла. Орнаментом и сегодня украшают ханты и манси свою одежду, обувь, платки, пояса, сумки и другие предметы быта.
ИЗОБРАЖЕНИЕ «ЛЯГУШКА»
Слайд 26
Искусство народов Уральского округа
У ненцев в орнаменте
характерна равнозначность фона и узора. В узоре сочетаются геометрические
фигуры: квадрат, треугольник, ромбы различной величины и полос разной ширины. Вместе с тем такой узор всегда вписан в строгую геометрическую рамку.
У ненцев каждый цвет является символом. Белый цвет обозначает добро, благополучие, чистоту, он отождествляется с Верхним миром. Черный ассоциируется с болезнью, смертью, Нижним миром. Зеленый – цвет травы, весны и лета. Красный – цвет огня и тепла или крови – цвет зарождения жизни.
Слайд 27
Олимпийский узор
Узор олимпийской одежды Сборной России – «перо
жар-птицы» был впервые представлен в коллекции Пекин-2008. Перо жар-птицы
стало олимпийским узором не случайно. Эта птица - из волшебного образа русских сказок, воплощающая мечту об удаче и благополучии. Этот узор стал поистине олицетворением восприятия Олимпийских одежд сборной России как у нас в стране, так и во всем мире.
Олимпийский факел – стилизованное изображение пера жар-птицы.
Слайд 28
Национальные орнаменты России соединились в один узор в
одежде Олимпийской коллекции.
Слайд 32
С помощью гравировки на медали нанесено фирменное "лоскутное
одеяло» — образ Игр 2014 года — символизирующее многообразие
культурных традиций российских народов.
Слайд 33
ПАРАЛИМПИЙСКАЯ МЕДАЛЬ
ОЛИМПИЙСКИЕ МЕДАЛИ
Слайд 34
ПИКТОГРАММЫ ВИДОВ СПОРТА СОЧИ - 2014